Как определить неисправность датчика холла

0
1172

Содержание

Всем доброго времени суток! Сегодня расскажу о том, как проверить датчик Холла, какие существуют методы проведения оценки состояния устройства и на что при этом стоит обратить внимание.

Автомобилисты и те, кто ездит на скутере, и имеют в конструкции ТС бесконтактную систему зажигания или электронное зажигание, наверняка слышали об этом датчике или контроллере. Его также часто называют датчиком положения распределительного вала или просто распредвала.

Устройство встречается даже в телефоне. Но поскольку у нас сайт автомобильной тематики, о датчике Холла будем говорить именно применительно к машинам и транспортным средствам.

Прежде чем затронуть тему способов проверки, не лишним будет разобраться в самой сути рассматриваемого устройства, его функциях и принципе работы.

Что это такое

Датчиком Холла называют контроллер, который находится в трамблере и является одним из его ключевых компонентов. Трамблер, в свою очередь, это прерыватель-распределитель.

Располагается датчик Холла (ДХ) непосредственно около трамблерного вала, где крепится специальная пластина магнитопроводящего типа. Внешне она напоминает корону. В этой пластине предусмотрено точно такое же количество прорезей, как число цилиндров в конкретной силовой установке. Потому если у вас машина с 6 цилиндрами, то и прорезей будет ровно 6 единиц. Непосредственно внутри контроллера предусматривается установка постоянного магнита.

Теперь что касается принципа действия. Если немного разбираться в этом вопросе, ничего сложного вы здесь не увидите.

При вращении вала металлические лопасти проходят поочередно через прорези в рассматриваемом контроллере, то есть в ДХ. В результате вращения происходит выработка импульсного напряжения.

Это напряжение, за счет наличия коммутатора, попадает непосредственно на катушку системы зажигания. Здесь происходит процесс преобразования в высокое напряжение. В результате оно оказывается на свечах зажигания. В конструкции ДХ предусмотрено использование сразу 3 различных клемм. Первая служит для соединения с массой, а вторая получает плюс, принимая напряжение номиналом около 6 В. Еще есть третья клемма, с которой уходит импульсный сигнал к коммутатору после преобразования.

Примерно так можно описать принцип работы рассматриваемого датчика.

Симптомы неисправностей

Признаки неполадок, связанные с этим датчиком, могут проявляться по-разному. Порой даже опытные автомастера не могут с первого раза понять, почему двигатель работает с перебоями.

ДХ устанавливаются на целый ряд автомобилей:

  • на Ниве от АвтоВАЗа;
  • ВАЗ 2109 (карбюратор и инжектор);
  • Фольксваген Пассат Б3;
  • Ауди 80;
  • Мазда 626;
  • Фольксваген Гольф 3 поколения;
  • Мазда 323;
  • ВАЗ 21099;
  • Фольксваген Бора;
  • Шевроле Нива;
  • Опель Кадет и пр.

Прежде чем проверять устройство, должен появиться соответствующий повод заподозрить в неполадках именно датчик Холла.

Машина обычно дает сама понять, что устройство требует замены или хотя бы диагностики.

Выделяют несколько основных симптомов неисправностей.

Автомобилист может узнать о возможных проблемах с датчиком холла по следующим признакам:

  • двигатель глохнет;
  • мотор вообще не хочет запускаться;
  • при работе на холостом ходу ощущаются перебои;
  • мотор на холостых оборотах работает с рывками;
  • при движении автомобиль дергается, когда обороты повышаются;
  • двигатель просто глохнет, когда вы едите по дороге;
  • автомобиль немного трясет;
  • его то тянет вперед, то назад, хотя педаль газа в неизменном положении.

Это конечно косвенные признаки, но на них обязательно нужно обратить внимание. Одним из первых подозреваемых в подобных ситуациях будет ДХ.

Методы проверки

Можно применить несколько методов диагностики датчика, расположенного на трамблере.

В зависимости от имеющихся средств и возможностей, автомобилист может своими руками проверить текущее состояние контроллера Холла, оценить его работоспособность и принять соответствующее решение о замене.

Как только вы заметили один или несколько из представленных симптомов, стоит взяться за проверку. Делать ее можно несколькими способами. Предлагаю рассмотреть их отдельно.

Клин клином

Самый простой и эффективный метод, который не потребует от вас вооружаться тестером или мультиметром. Но потребуется заведомо исправный аналогичный датчик Холла.

Суть диагностики до безобразия простая. Вы снимаете старый контроллер, устанавливаете на его место новый. Если после проведенной манипуляции симптоматика проходит и работа двигателя нормализуется, тогда просто оставляете новую деталь на месте. Если вы брали ДХ у товарища или соседа по гаражу, снимаете девайс, благодарите, и идете в магазин автозапчастей.

Вольтметр и мультиметр

Используя вольтметр или классический тестер, вам не составит труда проверить состояние устройства.

Думаю, тестером умеет пользоваться каждый автомобилист. Задача заключается в том, чтобы сделать замеры напряжения на выходе датчика.

Если ДХ находится в исправном состоянии, тестер выдаст значения в диапазоне 0,4-11 В.

Ровно точно так же применяют универсальный мультиметр. Нужно лишь выбрать на нем режим вольтметра.

Имитация датчика

Достаточно интересный и эффективный метод. Но тут придется немного поработать своими руками.

Принцип имитации заключается в следующем. Сначала извлеките из ДХ колодку, на которой идет 3 штекера. Далее запустите зажигание на автомобиле, после чего соедините 3 и 6 выходы между собой.

Если при такой манипуляции появилась искра, то вероятнее всего ДХ вышел из строя.

Без тестеров

Когда тестеры отсутствуют, проверку можно выполнить несколько иным методом.

Тут требуется провести пошаговые манипуляции:

  • подключается свеча зажигания к выводу провода от катушки;
  • соединяется резьбовая часть свечи с массой;
  • демонтируется каретка с датчиком;
  • подсоединяется разъем;
  • включается зажигание;
  • металлическим предметом проводится возле датчика;
  • при появлении искры на свечке ДХ исправен.

Только будьте предельно осторожными, занимаясь своими руками подобными манипуляциями.

Самодельный тестер

Из практически подручных материалов можно собрать аналог тестера.

Устройство для проверки состоит из обычного светодиода, сопротивления на 1 Ом и двух отрезков гибкой проводки, которые нужно припаять к ножке.

К 1 и 3 клеммам штекерной коробки ДХ подсоединяются провода. При правильно выбранной полярности светодиод должен загореться. Если нет, попробуйте поменять местами. Теперь нужно сделать следующее:

  • первый провод на первой клемме остается на месте;
  • на вторую клемму подключается провод с третьей клеммы;
  • поворачивается распредвал (с помощью стартера или вручную);
  • отслеживается поведение диода.

Если диод начнет моргать, тогда с датчиком зажигания все хорошо, и менять его нет никакой необходимости.

Методов проверки действительно достаточно много. Выбирайте на свой вкус.

А вам когда-то приходилось проверять датчик Холла? Какие способы диагностики вы использовали и какой получили результат?

Подписывайтесь, оставляйте комментарии, задавайте вопросы и не забывайте рассказывать о нас своим друзьям!

(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)

Понравилась статья?

Подпишитесь на обновления и получайте статьи на почту!

Гарантируем: никакого спама, только новые статьи один раз в неделю!

Если вы найдете ОШИБКУ , пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter (на Windows) Cmd+Enter (на Mac) .

Дергание автомобиля, проблемы с пуском двигателя, перебои в работе мотора — эти и другие проблемы могут свидетельствовать о поломке датчика Холла.

Как проверить датчик Холла

Автовладельцы часто торопятся и тратят деньги на покупку новой детали. Но это ошибка. Для начала нужно убедиться, что причина кроется в конкретной детали.

Вот почему нужно знать признаки поломки, как проверить датчик Холла и заменить его своими руками.

Назначение датчика Холла

Датчик Холла (ДХ) — устройство, определяющее угол между позициями коленвала и распредвала машины. Изделие используется в машинах многих европейских и отечественных марок — Ауди, Пассат, Фольксваген, БМВ, Сузуки и других.

ДХ — незаменимый элемент в автомобиле, оборудованном бесконтактным зажиганием. В контактной системе этот узел входит в состав трамблера.

Благодаря информации, полученной от ДХ, свечи зажигания своевременно срабатывают и воспламеняют горючую жидкость. Отказ или сбои в работе приводят к проблемам с пуском или невозможности завести автомобиль.

Как работает датчик Холла

ДХ функционирует на простом принципе, обеспечивающим его надежность. Во время вращения коленвала лопасти последнего пересекают специальный проем.

Появляется потенциал, которое передается на катушку минуя коммутатор. Там полученный импульс преобразуется в «U» и подается к свечам двигателя.

На ДХ предусмотрено несколько контактов:

• подключение к «минусу» (масса);
• соединение с «+» с подачей U равного от 3 до 6 Вольт;
• подключение к коммутатору для передачи сигнала к свечам.

Производители автомобилей предпочитают применение датчика Холла в бесконтактных системах. Причина — отсутствие контактов и проблем с подгоранием, а также повышение напряжения на свечах до 30 кВ.

Кроме основной функции, ДХ выполняет ряд других опций — повышает производительность мотора и скорость работы узлов.

Симптомы поломки датчика Холла: наблюдения

Перед тем как проверить датчик Холла, нужно определить факт неисправности. Проблемы с ДХ проявляются следующим образом:
• появление сбоев в пуске мотора;
• невозможность завести двигатель;
• машина дергается при работе ДВС на высоких оборотах;
• имеют место перебои на ХХ;
• остановка мотора в движении.

Возникновение любого из перечисленных симптомов может говорить о поломке датчика Холла. Также нельзя забывать о проверке остальных узлов зажигания.

Как проверить датчик Холла: все методы

Работники СТО, как правило, используют только один способ проверки ДХ.

На практике можно выделить четыре метода:

1. Имитация устройства. Методика позволяет быстро проверить систему. Она применяется при наличии напряжения в системе зажигания, но сбоях в появлении искры. Для проверки нужно снять колодку с трамблера и повернуть ключ в замке зажигания. Далее берите кусок изолированного провода, объедините с его помощью второй и третий вывод («минус» и сигнальный контакт). Если после выполнения работы на главном проводе появляется искра, это подтверждает поломку датчика Холла. Чтобы увидеть искру, в момент перемыкания ВВ провод должен быть возле «минуса» (корпуса). Для проверки желательно привлечь к помощи товарища.

2. Установка исправного датчика Холла. Второй вариант — замена якобы неисправного устройства на новый или заведомо целый прибор. Если после монтажа проблема исчезла, можно идти в магазин за новым устройством.

3. Измерение напряжения. Если спросить у работника СТО, как проверить датчик Холла, он рекомендует использовать прибор для измерения напряжения. Щупами садимся на выход и фиксируем напряжение. Его уровень должен быть в диапазоне от 0,4 до 11 Вольт.

4. Проверка сопротивления. Более сложный метод — контроль сопротивления. Для этого делается схема, в состав которой входит резистор на 1 кОм, многожильные провода и светодиод. К одному выводу светового индикатора подпаивается резистор. По краям крепятся провода нужной длины.

Следующим шагом демонтируется кожух распределителя, отключается трамблер и короб со штекерами. После этого проверяется целостность цепочки. Для этого щупами прибора, измеряющего напряжение, касаемся первого и третьего вывода. Если деталь исправна, на выходе будет напряжение в диапазоне от 10 до 12 Вольт.

По такому же принципу подключается самодельное устройство. При правильной полярности светодиод светится, а в случае ошибки нужно заменить провода.
Дальнейшая процедура проходит следующим образом.

Провод с 3-го вывода перенесите на 2-ю клемму и прокрутите коленвал. Если светодиод начал мигать, это говорит об исправности датчика Холла.

Принцип проверки устройства для разных моделей идентичен. При поиске поломки нужно двигаться от АКБ к катушке. Сначала проводится проверка правильности работы аккумулятора и генератора (используется простой мультиметр).

Далее проверяются предохранители (номера могут отличаться в зависимости от авто). На следующем этапе нужно проверить качество соединений.

Как правило, выполненных работ хватает для диагностирования и устранения проблемы без серьезного ремонта и больших затрат. Уже на завершающем этапе проверяется ДХ.

Как поменять датчик Холла: алгоритм замены

Принципы замены ДХ для разных моделей отличаются из-за особенностей расположения.

Но общий алгоритм (как и в случае с проверкой) остается неизменным:
• снятие кожуха трамблера;
• поворот коленвала до момента, когда отметка на шкивном механизме совпадет с меткой на ГРМ;
• фиксация позиции бегунка прерывателя и снятие последнего;
• изъятие штифта из металла, который закрепляет расположение муфты (требуется молоток и пассатижи);
• демонтаж муфты и шайбы, изъятие вала из кожуха распределителя;
• отключение клемм ДХ, выкручивание и изъятие устройства через появившейся проем;
• монтаж исправного устройства по обратному алгоритму.
Замена датчика Холла должна проводиться при полном понимании процесса.

Итоги

Автовладельцы должны понимать, что ремонт неисправной детали (в случае подтверждения этого факта) бесполезен. Лучше сразу купить и установить новый датчик Холла. Тем более, что его стоимость не превышает 5-7 долларов.

Если с выполнением работы возникли трудности, лучше обратиться к профессионалам на СТО.

В современном автомобиле установлено множество датчиков, сигнализирующих о различных процессах, протекающих внутри и снаружи машины. Так, спидометр работает благодаря датчику, измеряющему частоту оборотов колес, лямбда-зонд – измеряет количество кислорода в отработанных газах. Задача датчика Холла – это участие в определении момента зажигания, без которого нормальная работа двигателя была бы невозможна.

Назначение и принцип работы датчика Холла

Датчик Холла берет название от фамилии изобретателя, который в 1879 г открыл гальваномагнитное явление. Его суть заключается в возникновении разницы потенциалов при помещении проводника в магнитное поле, что вызывает поступление на него постоянного электрического тока. Датчик использует описанный выше эффект в условиях установленного под напряжением внутри прибора проводника, на который воздействует магнитное поле, пересекающее его поперек, и создает электродвижущую силу.

Принцип работы устройства основан на фиксации присутствия или отсутствия магнитного поля. При достижении силы индукции определенного значения, датчик показывает наличие поля. Если показатель ниже установленного значения, датчик указывает на его отсутствие. Чувствительность прибора определяется способностью фиксировать магнитное поле различной индуктивности, и может изменяться в зависимости от необходимых требований.

Автомобильный датчик Холла предназначен для измерения импульсов, на основании которых электроника блока управления зажиганием дает команду образования искры в необходимый для этого момент. Конструктивно прибор состоит из следующих частей:

  1. Постоянного магнита.
  2. Стального экрана с несколькими прорезанными отверстиями.
  3. Полупроводниковых пластин.

Из датчика выходит разъем, содержащий 3 клеммы:

  1. Первый выход соединяется с «массой».
  2. Второй предназначен для подключения напряжения 6 В.
  3. Третий подает преобразованный импульсный сигнал в коммутатор.

В большинстве случаев датчик располагают на трамблере. Он определяет момент подачи искры и используется вместо контактов. Существует цифровая модификация датчика, которая бывает биполярная и униполярная. Первый тип срабатывает при смене полярности, а второй при появлении поля.

Признаки неисправности датчика Холла

Неисправности датчика Холла могут иметь различные признаки, на основании которых даже опытному мастеру не всегда удается сразу выявить поломку. Наиболее типичные симптомы поломки датчика следующие:

  1. Двигатель плохо запускается или не запускается вообще.
  2. При езде автомобиля на высоких оборотах, происходят подергивания из-за работы двигателя.
  3. Работа двигателя на холостом ходу характерна рывками и перебоями.
  4. Двигатель глохнет при движении.

Проверка

Исправность датчика Холла можно проверить следующими способами:

  1. Установкой заведомо исправного датчика на место проверяемого. Если при запуске двигателя проблемы исчезли, значит «родной» датчик неисправен, и нуждается в ремонте или замене.
  2. Замер тестером выходного напряжения датчика. Исправное устройство покажет напряжения, находящиеся в пределах от 0,4 до 11 В.
  3. Созданием имитации датчика снятием с трамблера трехштекерной колодки, соединением проводами 3 и 6 выхода коммутатора и включением зажигания. Появившаяся искра свидетельствует о поломке датчика.

Ремонт датчика Холла

Конструкция датчика Холла достаточно проста, и прибор редко выходит из строя. Но при его поломке автомобиль становится обездвиженным, и деталь требует срочной замены. Поскольку датчик достаточно дорогой, особенно для иномарок, имеет смысл попытаться самостоятельно его отремонтировать. Для примера можно взять прибор автомобиля Фольксваген, который устанавливают на различные модели машин данного автопроизводителя.

Самая ненадежная часть датчика – логический элемент S441А, представляющий собой чувствительную часть прибора, которая и выходит из строя. Целью ремонта является ее замена. Сама процедура состоит из следующих этапов:

  1. Покупка вышедшего из строя элемента или его аналога.

2. Проверка детали на работоспособность. С этой целью последовательно соединяют светодиод и резистор (1 или 2 кОм) и крепят к контактам «+» и «выход». Величина тока должна варьироваться от 3 до 30 В, а исправность элемента проверяется магнитом: при его воздействии срабатывает светодиод.

3. Дрелью и сверлом по металлу в центре датчика Холла проделывают отверстие, ножом «заподлицо» обрезают провода, надфилем прокладывают канавки от проделанного отверстия до выходов удаленных проводов.

4. Размещение активного элемента в проделанном окошке и проверка его на работоспособность. Так, при подключенных контактах и прохождении шторки через прорези, светодиод должен загораться, и при закрытии магнитного потока – гаснуть.

5. Если схема отказывается работать, элемент переворачивают и снова проводят проверку (полярность расположения имеет значение).

6. Если проверка прошла успешно, производят разводку выводов элемента в канавках корпуса. В самом окошке подпаивают провода, которые идут к соединительному разъему старого датчика. Обращают внимание на правильную последовательность проводов и их совпадение с маркировкой разъема трамблера («+», «0», «-»).

7. Завершив пайку, визуально и тестером проверяют отсутствие коротких замыканий в датчике. При успешной проверке заделывают технологическое отверстие термостойким клеем.

8. Датчик ставят на место и проверяют схему на предмет отсутствия коротких замыканий: никакой из проводов не должен звониться на корпус.

Аналогично восстанавливаются датчики многих автомобилей. Кроме Фольксваген, ремонту поддаются приборы на Daewoo, AUDI, Mitsubishi, и т. д., так как их принцип действия во всех случаях один и тот же.

Замена датчика Холла

Замена датчика Холла – операция достаточно простая, которую может самостоятельно выполнить даже начинающий автолюбитель. Все действия осуществляются в следующем порядке:

  1. Демонтаж трамблера.
  2. Снять крышку трамблера и совместить метки газораспределительного механизма с меткой коленчатого вала.
  3. Зафиксировать положение трамблера, после чего при помощи гаечного ключа открутить крепеж.
  4. Извлечь стопоры и фиксаторы.
  5. Извлечь вал из трамблера.
  6. Отсоединить на датчике клеммы и открутить его.
  7. Осторожно вытащить неисправный прибор через щель, образовавшуюся при оттягивании регулятора.
  8. Установка нового датчика Холла осуществляется в обратной последовательности.