Как настроить звукосниматели на электрогитаре

0
1419

Содержание

Опубликовано: 2012-10-11 / Автор: Сергей Хмарук

Хелоу! Сегодня у нас очень важная и интересная тема. А поговорим мы о том, как производится регулировка и настройка высоты звукоснимателей, и как это можно сделать на вашей любимой гитаре. Ведь по сути, ничего сложного в этом нет. И поэтому, я думаю, эта статья больше всего будет полезна начинающим гитаристам, т.к. «бывалые» уже в курсе, что и почему. Ну да ладно, закончим со вступлением – перейдем к делу!

С чего начать?

Не буду описывать всю теорию, а начну с главного. Для тех, кто не еще не знает, как устроен звукосниматель, попрошу зайти сюда, а для тех, кто запутался с выбором – заходим вот по этой ссылке.

Сначала определимся, для чего нужна нам регулировка, если:

  • какой-то звукосниматель звучит громче, чем другой;
  • одни струны звучат тише, а другие громче;
  • на вашей гитаре встречаются волчки (грязный, «подгруженный» звук);
  • вам захотелось увеличить мощность на выходе звукоснимателя (громкость, гейн);
  • вы просто захотели поэкспериментировать.

Перед тем как подключите гитару к усилителю начните с самых простых регулировок. Для начала, поочередно нужно зажать на последнем ладу каждую из струн и убедиться в том, что струны не касаются звукоснимателя. Если же при игре на гитаре у вас достаточно мощная атака, возможно, вам придется увеличить расстояние между струнами и звукоснимателем, чтобы избежать задевания датчика медиатором во время интенсивной игры.

После этого можете подключить гитару, выставьте звучание громкости и тона где-то по центру, а вот усилитель оставьте в привычном для вас положении. Теперь нужно включить один из звукоснимателей, к примеру, нековый и бить по струнам, как вы обычно это делаете. Сфокусируйтесь на звуке и при этом находитесь на привычном расстоянии от усилителя. И вот теперь, для того чтобы настроить выходной сигнал и тон звукоснимателей на нашей электрогитаре, нужно выполнить его регулировку следующими не хитрыми способами.

Настройка высоты звукоснимателей

Данный способ регулировки подразумевает отпускание или затягивание винтов, расположенных по краям корпуса звукоснимателя. Если вы думаете, что эти винты предназначаются лишь для крепежа звукоснимателя к корпусу гитары, то глубоко ошибаетесь. Оказывается, они еще могут выполнять функцию его регулировки по высоте, поднимая звукосниматель ближе к струнам или же дальше от них вниз.

Бывает и так (в зависимости от модели датчика), что регулировочные винты могут находиться под крышкой звукоснимателя. Соответственно ее вам сначала нужно будет снять. Для того чтобы поднять звукосниматель вверх, необходимо вращать винты по часовой стрелке, т.е. закручивать их, а чтобы опустить звукосниматель ниже – откручивать винты против часовой.

Если вы хотите добиться плотного звучания с мощным сигналом на выходе, то поднимите звукосниматель как можно выше к струнам, но при этом старайтесь чтобы струны не касались самого датчика, потому что слишком близкое расположение может негативно отразится на звучании, уменьшится сустейн. Если же вам нужен менее агрессивный звук, то просто опустите датчики ниже к корпусу. Как видите все просто. Экспериментируйте с высотой и тогда вы найдете то звучание, которое будет вам по душе.

Но вот вам маленький совет: регулируйте высоту постепенно, после чего подключайте гитару к комбику и проверяйте звук, а чтобы звучание было равномерным, то и винты с обеих сторон старайтесь вращать равномерно. Чтобы усилить звучание тонких струн, можно приподнять лишь один край звукоснимателя, а противоположный оставить на своем месте.

Регулировка сердечников звукоснимателей

После настройки высоты звукоснимателя, можно еще отрегулировать по высоте его сердечники, чтобы добиться максимально приемлемого звучания гитары. Этот вид настройки будет прицельным и более точным.

Сердечники представляют собой магнитные стержни из металла, расположенные по центру одного из синглов на хамбакере. Но не все звукосниматели имеют возможность регулировки этих сердечников. Если вы не обнаружили на своих звукоснимателях специальных регулировочных стержней, то вам не удастся это сделать. А если же они есть, то регулировать их, в большинстве случаев, можно самой обычной плоской отверткой, но есть и такие, где вам понадобится шестигранник.

Для того чтобы приподнять сердечник, необходимо ослабить винт на относительно небольшую величину. Но будьте осторожны, потому что для некоторых звукоснимателей такая регулировка не рекомендована самим производителем. И поэтому нужно для начала узнать на сайте той фирмы, которая изготовила ваш звукосниматель, можно ли производить регулировку сердечника данной модели. Кстати, сердечники с регулировкой высоты устанавливаются в большинстве случаев на звукоснимателях типа «хамбакер», а вот «синглы» с такой возможность встречаются крайне редко. А вообще, настройка должна производиться с учетом собственного стиля игры и используемого вами оборудования.

Подведем итоги

Настройка высоты звукоснимателей и регулировка сердечников – это не сложный процесс проб и ошибок. Только экспериментальным путем вы можете достичь необходимого для вас звучания гитары. В любом случае вы заметите разницу, когда будете производить все эти манипуляции с вашим звукоснимателем. Чтобы это было не так сложно, можете делать запись звука в разных положениях датчика, и тогда вам будет намного проще понять, в каком положении его оставить.

Как видите, регулировка и настройка высоты звукоснимателей делается достаточно просто. Если вдруг захотите что-то от себя добавить, то оставляйте ниже свои комментарии, буду рад. Делитесь записью с друзьями в соц. сетях. Удачи вам!

Вопрос:

Есть ли какие-то цифры в сантиметрах, описывающие расстояние от звукоснимателя до струны, при котором звучание оптимально? Или нужно настраивать на слух?

Ответ:

Оба подхода имеют право на жизнь. Можно использовать правило, согласно которого расстояние от верхушки магнита до струны будет следующим:

  • Нижняя (толстая) струна E (ми), нековый датчик (тот, что возле грифа): 0,3 см от струны до звукоснимателя
  • Верхняя (тонкая) струна E, нековый датчик: 0,28 см от струны до звукоснимателя
  • Нижняя струна E, бриджевый датчик: 0,2 см от струны до звукоснимателя
  • Верхняя струна E, бриджевый датчик: 0,18 см от струны до звукоснимателя

После того, как вы настроили эти магниты, получив относительно оптимальное звучание, отрегулируйте высоту остальных магнитов так, чтобы гитара звучала правильно. Лучше проверять результат на чистом звуке и с перегрузом. Так вы убиваете двух зайцев, проверяя вашу гитару в разных звуковых условиях. Будьте осторожны, магниты не должны быть слишком близко к струнам! Магнитное поле звукоснимателя может притянуть струну и вызвать нежелательные вибрации, неестественные призвуки и обертона.

Можно ли улучшить звучание гитары с помощью настройки звукоснимателя?

Ответ – безусловно, да. С помощью простой и быстрой настройки звукоснимателей вы уже сможете немного изменить характер звучания инструмента: вполне может оказаться, что именно таких изменений в звуке вы и искали, и вам не придется полностью менять электронику.

ЭТО ВАЖНО: перед началом настройки следует помнить о главном правиле – не поднимайте звукосниматель очень близко к струне (особенно если у вас пассивная электроника), так как из-за воздействия магнитного поля вы можете потерять большую часть сустейна и получить на выходе множество «волчков».

Регулировка высоты звукоснимателя – первое, с чего стоит начать настройку «выхлопа» гитары. Осуществляется она с помощью двух болтов, один из которых расположен в нижней, а другой – в верхней части датчика. Соответственно затягивание винтов «утопит» датчик в корпусе и сделает расстояние до струны больше, а ослабление – приведет к поднятию звукоснимателя.

Для достижения более мощного сигнала попробуйте аккуратно и понемногу поднять датчик – примерно по 2-3 мм за одну подкрутку. Каждый раз после этого тестируйте сигнал на чистоту, проверьте сустейн, убедитесь в отсутствии «артефактов», о которых мы писали выше.

В данном процессе есть простор и для экспериментов: несмотря на то, что большинство производителей электроники рекомендует устанавливать одинаковое расстояние между звукоснимателем, тонкими и толстыми струнами, вы можете сделать ее неравномерной. Просто слегка больше ослабьте нижний винт – это сделает звучание тонких струн более ярким и мощным.

Настройка сердечников – второй шаг регулировки. Предположим, что высоту звукоснимателя вы уже настроили, но так и не добились желаемого звучания. Настало время взяться и за магнитные сердечники.

Они представляют собой металлически стержни: 6 в датчике типа сингл и 12 в хамбакере. Учитывайте, что возможность регулировки их высоты есть далеко не на всех звукоснимателях. Но если вы видите на звукоснимателе прорези для регулировки шлицевой отверткой или шестигранным ключом – смело начинайте экспериментировать, предварительно изучив рекомендации производителя на этот счет.

В данном случае работает та же схема: ослабление винта поднимет сердечник и сделает звучание теперь уже одной струны более мощным. При этом регулировку стоит проводить еще аккуратнее – поднимая за раз сердечник не более чем на 1 мм и проверяя, как изменился характер звучания.

Итак, определенного улучшения звука можно добиться даже простой настройкой датчиков, которая займет не более 15-20 минут. Не ожидайте кардинальных изменений в лучшую сторону, но ощутимого усиления «выхлопа» звукоснимателей вы должны получить.

А мы приступим к завершающей части нашей серии статей.

Зачем стоит менять звукосниматели?

Действительно ли замена электроники даст «новую жизнь» инструменту, улучшит его звучание? Или же процесс превратится в дорогостоящий моддинг, который не принесет ощутимых результатов? На эти вопросы мы и постараемся ответить в данном разделе.

Первое, что вам стоит понять – что именно не устраивает вас в звучании инструмента. Если вам действительно не нравится характер того звука, который дает гитара (он «вялый», «мутный», в нем слишком выражены одни частоты при почти полном отсутствии), то, возможно, начать стоит вовсе не с замены звукоснимателей.

Причина тому проста: покупка и установка новой электроники в среднем обойдется в 100$ и более долларов. Начать же стоит с бесплатных манипуляций:

  • Отстройте свой инструмент, в том числе проведите регулировку звукоснимателей, о которой мы писали чуть выше;
  • Замените на гитаре струны на новые – во многих случаях именно этого будет достаточно для получения более яркого и выразительного звучания;
  • Попробуйте поискать новый звук в тракте звукообработки: подрегулируйте любимые пресеты на процессоре, измените настройки педалей эффектов.

Потратьте на это не один день, а как минимум 2-3, чтобы избежать «замыливания» уха. Не помогло? Тогда можете смело начинать смотреть в сторону новых звукоснимателей.

Если вы обладатель дешевого инструмента, то внимательно прочтите данный абзац. Несмотря на то, что гитарная древесина и звукосниматели играют решающее значение в формировании звучания инструмента, современное звукообрабатывающее оборудование (педали эффектов, процессоры, плагины для ПК) помогает улучшить звучание даже самого «мертвого» инструмента. Несмотря на множество споров о том, насколько важны дерево и звукосниматели, отрицать очевидное достаточно глупо – на сегодняшний день развитие цифрового оборудования шагнуло очень сильно вперед, и, возможно, в отдельных случаях владельцу не самого качественного инструмента стоит сделать упор именно на качественную звукообработку. Это не правило, а лишь наше частное мнение.

Безусловно, качественно сделанный из хорошей древесины инструмент можно раскачать заменой дешевого датчика на более дорогой. Но не стоит забывать и о том, что хороший звукосниматель может показать все недостатки древесины гитары.

Стоит ли менять звукосниматели, чтобы добиться звучания своего любимого музыканта? Скорее нет, чем да. Даже если у вас будет идентичный инструмент и электроника, вы вряд ли сможете иметь ту же цепь звукообработки, те же кабели и уже точно не будете обладать идентичной манерой игры, техникой звукоизвлечения и фразировки.

В целом, мы можем рекомендовать замену звукоснимателей на грамотно отстроенном и ухоженном инструменте средней и выше ценовой категории в следующих случаях:

  • Если вы хотите кардинально изменить тембральный окрас выходного сигнала. То есть не просто немного подтянуть или вырезать отдельные частоты, в чем поможет простой эквалайзер, а именно решительно поменять фундамент звука – например, сделать его вместо «жирного» серединистого более «сухим» и басовитым в случае смены стиля игры. Однако делать это необходимо с учетом дерева – оно далеко не всегда позволит добиться таких серьезных изменений;
  • Если вы обладатель достаточно качественного серийного инструмента, на котором установлены стоковые датчики. Замена датчиков на более качественные однозначно «расшевелит» гитару – но это работает только с действительно неплохими инструментами из хорошей древесины, которая поддается раскачке.

Стоит ли менять звукосниматель на дешевом инструменте? Тут волен решать сам владелец гитары, однако мы не рекомендуем делать этого по ряду причин, которых частично касались выше:

  • Это достаточно дорого. На покупку + работы по замене дешевой электроники на качественную уходит обычно не менее 100$ — готовы ли вы отдать такие деньги при условии, что сам инструмент стоил, допустим, 200$?
  • Это в большинстве случаев будет бесполезно. Установка качественного датчика не решит проблему плохого дерева, а при худшем раскладе еще и покажет все его недостатки.
  • Есть более целесообразное применение выделенному на замену звукоснимателей бюджету: поменяйте на инструменте струны, отстройте его у мастера, обработайте специальными средствами по уходу за гитарой . Остаток денег отложите на покупку либо качественного звукообрабатывающего оборудования, либо на будущую покупку более качественного инструмента.