Как настроить смесь на карбюраторе ваз 2109

0
829

Содержание

Нередко владельцы девятки задают довольно важный вопрос — как отрегулировать карбюратор на ВАЗ 2109? Необходима эта процедура для восстановления нормальной работоспособности двигателя машины, поэтому ее рекомендуется проводить самостоятельно, так как в СТО — это платная услуга. Карбюратор настроить не так трудно.

Особенности карбюратора на ВАЗ 2109

Карбюратор ВАЗ 2109 Солекс — один из самых надежных узлов машины. Благодаря особенностям конструкции девятка является довольно экономной моделью в плане потребления топлива. Кроме того, карбюратор является одной из причин приемлемых скоростных характеристик ВАЗа 2109 с учетом экономного расхода бензина. Разные модификации Солекса применяются и для ВАЗ 21093.

У Солекса довольно таки хороший запас рабочего ресурса — до десятка лет, поэтому менять его приходится крайне редко, но уход ему все же необходим. Время от времени стоит чистить корпус от продуктов сгорания топлива и регулировать механизмы, которые изредка выходят из строя. Если соблюдать все эти простые правила, то девятка будет на ходу в любую погоду.

Среди основных проблем карбюратора наиболее часто встречаются:

  1. Плохо закрывающаяся дроссельная заслонка. По этой причине горючая смесь плохо либо, наоборот, чрезмерно обогащается воздухом.
  2. Неправильное количество топлива в камерах, из-за чего увеличивается расход бензина.
  3. Засоренные жиклеры.

Первыми признаками того, что стоит проверить карбюратор являются:

  1. Нестабильная работа двигателя.
  2. Увеличенный расход топлива.
  3. Значительное уменьшение оборотов.
  4. Появляются проблемы с зажиганием.

Как только была замечена одна из проблем, стоит настроить карбюратор.

Предварительные работы

Хотя наша первостепенная задача — регулировка карбюратора ВАЗ 2109, заняться необходимо очисткой узла от нагаров и грязи. Нередко именно налет является причиной неисправности, поэтому понадобится хорошее чистящее средство. В магазине товаров для авто можно найти различную химию для таких нужд; спрашивать нужно именно для карбюратора. Не подойдет для чистки WD 40 — из-за обилия масла в составе.

Помимо химии вам также пригодятся следующие предметы:

  1. Маленькая жесткая щетка. На крайний случай подойдет и зубная или даже зубочистки.
  2. Резиновые и тканевые перчатки. Резиновых можно взять две пары — на всякий случай, ведь средства для очистки очень агрессивны.
  3. Набор ключей и отверток.
  4. Руководство пользователя для ВАЗ 2109 со схемой Солекса.
  5. Баллончик со сжатым воздухом для продувки деталей.

Для чего баллончик? Дело в том, что каналы жиклеров очень узкие, из-за чего механическая чистка при помощи узких инструментов будет бесполезна, а вот мощная направленная струя воздуха подходит для такой задачи.

Нужно аккуратно очистить как внешнюю, так и внутреннюю часть карбюратора. Крепления — винты и болтики, отложите в отдельные коробочки, их тоже стоит обработать и продуть в конце.

Не забудьте извлечь из узла все резиновые детали, иначе химикат их попросту растворит. Также следует поступить и с пластиком.
Обрабатывать очистителем нужно только металлические детали. Делается это в два этапа:

  1. Наносится химикат, после чего необходимо подождать 10 минут.
  2. Когда налет частично растворился, нужно промыть детали и корпусы под струей воды.

Если какие-либо отложения остались, их можно запросто снять зубочисткой, палочкой либо щеткой. Последний этап очистки — просушивание.

Процесс разборки карбюратора

Перед тем как начинать работу, нужно, помимо набора гаечных ключей и отвёрток, подготовить ацетон и чистую ветошь. Для удобства всё располагаем на столе. В первую очередь выкручивается электромагнитный клапан, после чего из корпуса нужно вытащить топливный жиклёр и промыть в ацетоне (разрешается заменить керосином), а затем продуть воздухом (можно воспользоваться обычным компрессором для подкачки шин). Далее нужно открутить пять винтов, удерживающих крышку, после чего аккуратно её снять и отложить в сторону, чтобы не повредить поплавок.

Дальнейший алгоритм разборки выглядит следующим образом:

  1. Снять поплавок (подходящим тонким предметом выдавить его ось из посадочных мест).
  2. Убрать уплотнительную прокладку (при чрезмерном износе ее следует заменить).
  3. После снятия прокладки надо посмотреть на след, который остаётся от прижатия крышки к корпусу. Если он не равномерный и в некоторых местах прерывается, значит, плоскость нарушена. Потребуется шлифовка поверхности крышки и корпуса, чтобы детали притерлись друг к другу.
  4. Открутить топливный кран и проверить его на работоспособность. Движение иглы не должно прерываться и подклинивать, люфт также не нужен. Если есть какие-то неполадки, топливный клапан следует заменить.
  5. Открутить 4 винта крепления крышки пускового устройства, после чего снять диафрагму. Ее поверхность должна быть ровной и эластичной, без повреждений, пружина – не критично вытянута. При наличии ремкомплекта карбюратора все эти детали, независимо от состояния, заменяйте.
  6. В боковой части крышки находится топливный фильтр, который тоже надо демонтировать и замочить на некоторое время в ацетоне, после чего продуть воздухом и установить на место.
  7. Для снятия механизма управления дроссельными заслонками надо выкрутить крепежную гайку, вытащить стопор с пружиной и демонтировать рычаг.
  8. Поддеть тонкой плоской отвёрткой распылители насоса и достать их. Провести осмотр резиновых уплотнителей, при наличии износа заменить. Если распылители не будут меняться, их следует погрузить на некоторое время в ацетон, после чего продуть струёй воздуха и поставить обратно.
  9. Разобрать насос ускорения и заменить диафрагму. Для этого выкрутить четыре винта крепления крышки отвёрткой и снять диафрагму с пружиной. Все детали промыть в ацетоне и установить на место.

По схожему алгоритму разбирается и промывается экономайзер мощности. На некоторых моделях карбюраторов под крышкой экономайзера находится пластиковая заглушка, её можно убрать, устанавливать обратно нет необходимости. Далее нужно снять эмульсионные трубки и выкрутить топливные жиклёры, расположенные под ними. После чего перевернуть карбюратор и вытряхнуть жиклёры, их можно поддеть. Жиклёры и эмульсионные трубки промываются и прочищаются, при необходимости меняются на новые и устанавливаются в обратном порядке. В последнюю очередь выкручиваются винты регулировки качества и количества топлива. Теперь можно переходить к следующему этапу.

Чистка карбюратора

На работе агрегата негативно сказывается в первую очередь низкокачественный бензин на АЗС. Карбюратор чувствителен к качеству топлива и начинает работать с перебоями, что сразу же отражается на функциональности силовой установки.

Понадобится специальный анализатор для определения в составе смеси выхлопных газов концентрации углекислого газа, кислорода и углеводорода. О качестве топлива могут наглядно рассказать свечи зажигания, а точнее, нагар на них. В идеале он должен быть коричневый или песочного цвета, черный означает обогащенное топливо, белесый налёт говорит о слишком бедной смеси, где преобладает воздух.

Карбюратор автомобиля следует предварительно осмотреть. Он не должен быть чрезмерно загрязнен. Если это не так, потребуется тщательно очистить поверхности от грязи и нагара с помощью ацетона. Понадобится много ветоши, а также компрессор для возможности продувки сжатым воздухом. Вместо ацетона можно использовать любой очиститель карбюратора, в широком ассортименте они представлены в магазинах автозапчастей. После того как карбюратор демонтирован и разобран по приведенной инструкции, следует промыть и прочистить все имеющиеся элементы. Наилучшим способом будет замачивание металлических деталей в растворителе на несколько часов, после чего их можно очистить, продуть воздухом и протереть сухой ветошью.

Во входные отверстия карбюратора и топливных клапанов не нужно ничего вставлять. Малейший засор станет причиной невозможности прохождения топливно-воздушной смеси. Все углубления и ниши продуваются струёй сжатого воздуха. По окончании чистки детали следует просушить и собрать карбюратор в обратной последовательности. После установки на автомобиль потребуется произвести настройку карбюратора.

Чтобы защитить карбюратор в дальнейшем от загрязнений, необходимо своевременно менять воздушный и топливный фильтры. Промывать следует и сетчатый фильтр под пробкой топливного фильтра. Он также промывается и продувается компрессором. Если чистка, замена изношенных деталей и регулировка не помогли, и карбюратор работает с перебоями, возможно, понадобится заменить узел.

Особенности сборки карбюратора ВАЗ 2109

Процесс это несложный, если соблюдался правильный алгоритм разборки. По завершении промывки, прочистки и просушки всех деталей нужно установить на место топливный фильтр и закрутить пробку. После проверки на герметичность и отсутствие повреждений устанавливается на место поплавок.

Проверить его несложно: достаточно опустить на несколько минут в бензин. Если внутрь попадет топливо, поплавок придется заменить. При установке поплавка следует обратить внимание на боковые грани. Если ни них есть следы потёртостей, поплавок задевает о стенки камеры и нужно подогнуть рычаг для устранения дефекта.

Далее собираются крышки экономайзера, ускорительного и топливного насосов. Когда будет монтироваться ускорительный насос, винты крепления крышки не нужно затягивать до упора. Предварительно надо утопить рычаг насоса в крайнее положение и затянуть винты до конца.

Перед установкой электромагнитного клапана его следует проверить. Для этого контактный выход клапана подключается к плюсовой клемме аккумулятора, а клемма минус с АКБ подсоединяется к корпусу клапана. Если устройство исправное, игла войдёт в корпус. При отсутствии движения иглы во время замыкания цепи электромагнитный клапан следует заменить. На этом процесс сборки завершен. Останется поставить все оставшиеся детали на место и установить карбюратор на двигатель, после чего отрегулировать качество и количество топлива.

Последовательность настройки

Настройка карбюратора ВАЗ 2109 и ВАЗ 21093 своими руками должна начаться только после того, как узел будет установлен обратно на свое место. Прогреваем автомобиль на холостых оборотах двигателя до рабочих температур. Далее проверяем рабочее состояние следующих элементов:

  1. Трос заслонки карбюратора. Проверьте трос устройства на предмет того, как он натянут и расположен. Если он не провисает, и заслонка не заклинивает в процессе работы, все в порядке.
  2. Если же нужно ослабить либо подтянуть тросик, вооружаемся ключом на 13 и подкручиваем гайку крепления.
  3. Следующий элемент на очереди — сама заслонка. Необходимо снять воздушный фильтр, чтобы посмотреть на положение клапана в крайнем положении рычага заслонки.
  4. Проверьте поплавковую камеру, измените положение поплавка, если хотите изменить количество бензина.
  5. Далее проверьте холостой ход и систему подачи топлива.

Вернуться к оглавлению

Как правильно настроить холостой ход?

Отыщите винт качества топлива. Для дальнейших манипуляций вам понадобится плоская отвертка.

Закручиваем винт до упора, а затем постепенно откручиваем, делая 4-5 оборотов. Каждые 5 оборотов включайте двигатель и смотрите на значение количества оборотов. Когда значение достигло предела 750-900 — регулировку можно завершать.

Если присутствуют отклонения, поверните винт на 1-2 оборота, проверьте тахометр еще раз. Повторяйте до получения необходимого результата.

Вторым можно подрегулировать винт количества топлива. Нужно провести схожую корректировку, как описано в предыдущем пункте. Значения могут отличаться, поэтому более детальную информацию ищите в руководстве к своей машине.

Количество бензина

Если хотите изменить количество бензина для создания горючей смеси, откройте поплавковую камеру карбюратора Солекс. Вам придется снять верхнюю часть корпуса Солекса. Расстояние от поплавка до верхней крышки должно составлять 25 мм. Минимальное значение — 23 мм; если уровень поплавка ниже, то аккуратно его подогните выше. Проверьте на холостых оборотах.

Если это значение будет некорректным, может увеличиться количество потребляемого топлива, а мощность двигателя, наоборот, снизится.Рекомендуется проводить настройку карбюратора своими руками сразу после выявления нестабильной работы двигателя. Если вовремя не выполнить эту процедуру, возможны очень серьезные поломки внутри узла.

Информацию о том, как правильно настроить именно вашу модель Солекса вы найдете в руководстве к своему автомобилю. Например, значения, приведенные выше для модели 2109 ВАЗ, могут отличаться в зависимости от модификаций конструкции. В инструкции должна быть также указана поэтапная настройка всех механических элементов узла. Если же у вас нет времени заниматься самостоятельно корректировкой работы карбюратора, то отвезите машину в СТО.

На карбюраторных двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 рекомендуемые обороты холостого хода 750-800 оборотов в минуту. При этом они должны быть стабильны (без частых пропусков зажигания и «троения»). Регулировку оборотов холостого хода двигателей с карбюраторами 2108, 21081, 21083 Солекс рекомендуется проводить раз в полгода или при возникновении проблем с работой двигателя.

Подготовительные работы

Перед проведением регулировки как минимум необходимо удостоверится в исправности свечей зажигания, высоковольтных проводов, крышки трамблера, «бегунка», правильности установки момента зажигания, отсутствия подсасывания постороннего воздуха в карбюратор, исправности бензонасоса.

Помимо этого следует прогреть двигатель до рабочей температуры (80-90 гр) и полностью открыть воздушную заслонку карбюратора, утопив рукоятку «подсоса» до упора.

Отключать и глушить трубку подающую разрежение от карбюратора к вакуумному регулятору опережения зажигания не обязательно. Хотя после регулировки оборотов холостого хода можно снять ее со штуцера на корпусе вакуумного регулятора и проверить есть ли в ней разрежение при работе двигателя на холостых. При правильно отрегулированных оборотах разрежения там быть не должно или должно ощущаться очень легкое.

Необходимые для регулировки оборотов холостого хода инструменты

Точную настройку оборотов холостого хода проводят с использованием газоанализатора, но не у каждого он есть. Поэтому желательно иметь отдельный прибор — тахометр. При его отсутствии можно использовать тахометр, встроенный в щиток приборов (есть на всех ВАЗ 2108, 2109, 21099). Также понадобится тонкая шлицевая отвертка.

Регулировка холостого хода двигателя

Пускаем двигатель. Включаем дальний свет фар и печку.

— Самым простым способом регулировки оборотов холостого хода двигателя с карбюратором Солекс (2108, 21081, 21083) является вращение винта «количества» топливной смеси.

Против часовой стрелки обороты уменьшаются, по – увеличиваются. При вращении винта, его наконечник воздействует на рычаг оси дроссельной заслонки первой камеры карбюратора и тем самым либо приоткрывает дроссельную заслонку первой камеры карбюратора, либо, наоборот прикрывает ее. Из-за этого увеличивается или наоборот уменьшается поток воздуха, проходящий через первую камеру и разрежение в канале СХХ. Таким образом винтом «количества» регулируется объем топлива, поступающего в цилиндры двигателя. Соответственно обороты холостого хода двигателя будут, то расти, то уменьшаться.

На изображении винт регулировки «количества» топливной смеси карбюраторов Солекс (2108, 21081, 21083). Рычаг привода воздушной заслонки карбюратора для наглядности снят.

Более точная настройка предполагает дополнительную регулировку состава топливной смеси, поступающей в цилиндры двигателя.

За это в карбюраторах 2108, 21081, 21083 Солекс отвечает винт «качества» топливной смеси.

Для начала можно выставить изначальное положение винтов «качества» и «количества» карбюратора. Это 3 полных оборота от упора винта «качества», винтом «количества» следует выставить минимальные обороты коленчатого вала – 600-700 об/мин.

— На следующем этапе необходимо выставить максимальные обороты холостого хода, используя только винт «качества» топливной смеси.

Шлицевой отверткой постепенно выворачиваем его из гнезда, пока обороты холостого хода не достигнут своего максимума. Это может быть и 1000 об/мин и несколько выше.

— Далее винтом «количества» устанавливаем обороты до 900 об/мин.

Добиваемся этого медленным вращением его против часовой стрелки.

— При помощи винта «качества» выставляем обороты холостого хода на уровне требуемых 750-800 об/мин.

Для этого, опять же медленно, заворачиваем его по часовой стрелке.

Если не удается сразу добиться нужной частоты вращения коленчатого вала, проводим регулировку еще раз.

Регулировка оборотов холостого хода двигателя с карбюратором Солекс выполнена.

— Вторая более точная регулировка при помощи обоих подстроечных винтов карбюратора приведет не только к стабильному и устойчивому холостому ходу двигателя, но и понижению токсичности выхлопа отработанных газов.

— При возникновении «провалов» при нажатии на педаль «газа» после такой регулировки оборотов холостого хода следует немного довернуть винт «количества» топливной смеси по часовой стрелке тем самым немного добавив топливной смеси поступающей в цилиндры двигателя из системы холостого хода. Обороты двигателя после этого немного возрастут, предельная величина для двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 – 900 об/мин.

— В ряде случаев имеет смысл доработать систему холостого хода карбюратора. См. «Доработка системы холостого хода карбюраторов Солекс и Озон».

Еще пять статей по регулировке и настройке карбюратора Солекс

Сравнительный тест-ремонт автомобиля

Все автомобили ВАЗ 2109 оснащались отечественными карбюраторами «Солекс». Вне зависимости от модификации карбюратора принцип его настройки однотипен. Поэтому рекомендации по настройке карбюратора ВАЗ 2109, изложенные в этой статье, подойдут также владельцам различных марок автомобилей, на которых установлены данные карбюраторы. Здесь мы не будем рассматривать ремонт карбюратора «Солекс», а коснёмся только тех регулировок, которые самый обычный автолюбитель может произвести самостоятельно.

Настройку карбюратора лучше всего начинать с поплавковой камеры. Здесь мы сможем проверить и отрегулировать уровень топлива. Для этого необходимо проделать следующие процедуры:

  1. Завести двигатель и дать ему отработать 2-3 минуты, после чего его заглушить.
  2. Снять воздушный фильтр с карбюратора.
  3. Отсоединить шланг подачи топлива.
  4. Отвернув 5 болтов аккуратно, строго вертикально, дабы не повредить поплавки, снять крышку карбюратора и перевернув её, положить на ровную площадку.
  5. При помощи хвостовика штангенциркуля замерить расстояние от кромки корпуса поплавковых камер до уровня топлива в них. Это расстояние должно составлять 25,5 мм. Если оно отличается, необходимо привести его в норму подгибанием язычка кронштейна поплавков. (Скорее всего, вышеописанные процедуры, вам придётся повторить несколько раз, дабы добиться нужного результата).
  6. Дополнительно, при снятой и перевёрнутой крышке, проверить параллельность кромок поплавков привалочной поверхности крышки. Регулировку производить воздействием на кронштейны поплавков.

Следующим этапом настройки карбюратора ВАЗ 2109 будет регулировка пускового устройства. Настройка пускового устройства проводится на карбюраторе, снятом с автомобиля. Перед проведением данной операции необходимо проверить диафрагму пускового устройства. Для этого отверните 4 винта и снимите крышку устройства. Повреждённая диафрагма подлежит замене. Далее начинайте регулировку. Для этого необходимо выполнить следующие процедуры:

  1. Поворотом рычага привода воздушной заслонки добиться её закрытия.
  2. Отвёрткой утопить шток пускового устройства.
  3. Замерить зазоры между приоткрывшейся заслонкой и стенкой камеры. Сверить с тарировочными данными для определённой модели карбюратора. В случае несоответствия начинаем регулировку.
  4. Ослабив контргайку, расположенную на корпусе ускорительного насоса, отвёрткой проворачивать регулировочный винт. При выкручивании зазор увеличивается, в обратном направлении – уменьшается.
  5. Далее производится замер зазора дроссельной заслонки первой камеры. Воздушная заслонка должна быть закрыта. Пусковой зазор должен соответствовать данным, указанным в тарировочной таблице. Например, для модели карбюратора 2108 он равен 1 мм, а для 21083 – 1,1 мм. При несоответствии регулировку производится вращая регулировочный винт дроссельной заслонки.

Последний этап настройки карбюратора ВАЗ 2109 – регулировка холостого хода. Данную операцию производим при установленном карбюраторе, воздушном фильтре и хорошо прогретом двигателе. Лучше всего эта процедура получается при наличии тахометра и газоанализатора. Но если газоанализатора нет, настройку проводим по следующей схеме:

  1. При неработающем двигателе до упора заворачиваем винт качества смеси, после чего отворачиваем на 3 – 4 оборота (если стоит пластмассовая заглушка её нужно будет снять);
  2. Запускаем двигатель, убираем подсос, включаем дальний свет фар и вентилятор;
  3. Винтом количества смеси выводим значение оборотов двигателя к 750 – 800 в минуту;
  4. Винтом качества устанавливаем максимальные обороты;
  5. Далее винтом количества устанавливаем 900 об/мин.;
  6. Винтом качества приводим обороты к показателю 800 об/мин.;
  7. Продолжаем закручивать винт качества до того момента пока обороты двигателя станут неустойчивыми, а затем откручиваем на 0,5 – 1 оборот;
  8. Теперь винтом количества устанавливаем необходимые обороты: лето – 800 – 900, зима – 900 – 1000 об/мин.

Главная задача при настройке холостого хода – добиться устойчивой работы двигателя в рамках рекомендованных оборотов при минимальном уровне обогащения горючей смеси.

После выполнения всех вышеперечисленных процедур настройка карбюратора ВАЗ 2109 будет произведена. Её качество можно оценить в процессе эксплуатации автомобиля при различных режимах и по количеству расходуемого топлива. В случае, если какие-то показатели Вас будут смущать, обращайтесь в автосервис.