Часть 1. Описание
Заводские аналоговые часы в классике мне всегда не очень нравились. Тем более мои останавливались при включении габаритов. Поэтому было решено заменить их на более современные цифровые.
Поиск в гугле по запросу «цифровые часы ваз 2106» показал, что есть часы VST-7042V, которые устанавливаются в стандартное место и подключаются на те же провода, что и старые часы.
Ездить и искать их у себя в городе я не стал, а решил попробовать поискать их на AliExpress. Выдало всего два результата, причем оба товара продавались у одного продавца. Я выбрал себе этот вариант с бесплатной доставкой.
Пришло примерно за месяц, трек-код отслеживался всю дорогу.
Запакована посылка была в обычный пакет, но сама коробка была обернута в несколько слоев «пупырки». Так что все содержимое доехало в целости и сохранности, разве что коробка малость помялась.
Часы работают от двух батареек типа LR44, которые идут в комплекте. Подключение к бортовой сети автомобиля необходимо только для работы подсветки и вольтметра.
Заявленные характеристики:
1) Термометр (встроенный датчик для внутренней температуры и выносной влагозащищенный датчик для наружной температуры длиной 3 метра).
2) Оповещение о заморозках (честно говоря не понимаю, в чем полезность этой функции, но может кому и пригодится).
3) Вольтметр (работает довольно точно, но я подключать не стал, почему расскажу ниже).
4) Цифровые часы (включают в себя также календарь и будильник).
Также в коробке была инструкция, заботливо переведенная китайцем на русский язык. В целом все понятно, но местами встречаются ляпы:
Часть 2. Установка
Вытащил старые часы и вижу, что к ним подключено только два провода из трех. Красный плюс и коричневый минус. Причем плюс соединен с каким то желто-зеленым проводом. Я подумал, что этот провод как раз и есть подсветка и решил их разъединить и попробовать подключить к новым часам.
Размотал провода, разъединил красный и желто-зеленый. Все провода, включая коричневый, обмотал изолентой. Подключил все к новым часам, вроде работает. Включаю габариты, иии… часы также останавливаются, вольтметр выключается. И магнитола перестала работать :))
Короче говоря стало ясно, что этот желто-зеленый провод идет не к подсветке, а это плюс к магнитоле. Соединил его обратно с красным плюсом и магнитола вновь заработала 🙂
Стал думать, что делать дальше. И решил, что вольтметр мне особо то и не нужен: заводится машина, значит заряд аккумулятора хороший, не заводится — плохой 🙂 А подсветка на часах нафиг вообще не нужна 🙂 Тем более ковыряться в проводах и тянуть новый провод от габаритов до часов желания совсем не было. Так что я решил не подключать их к бортовой сети вообще 🙂
Соединил получше плюс с магнитолой и замотал изолентой. Минус тоже замотал изолентой, а потом объединил их вместе, опять замотал изолентой и засунул внутрь.
Также на всякий случай замотал изолентой контакты на самих часах.
Датчик наружной температуры решил установить на правую дверь. Вывел провод через бардачок, потом засунул под уплотнитель, к двери приклеил скотчем.
Сам датчик приклеил снаружи на двухсторонний скотч.
Получилось хорошо, датчик почти не заметно, солнце/ветер на него особо в этом месте не влияют. Провод на двери сильно не задевается и перетираться не должен.
Вот, как выглядят установленные часы:
Я результатом доволен. Небольшой совет напоследок: при установке часов на место, не толкайте сразу с резинкой — туго пойдет. Сначала вставьте резинку, затем часы — все отлично встанет.
Купил с AliExpress часы взамен тем колхозным, которые уже 15 лет стоят, прикрывая дырку штатных часов. Да, я знаю, что это Китай, что стрелочные Восток-Амфибия лучше и т.п. Не пишите мне этого. Я был вынужден поставить именно эти часы, т.к. это единственные часы, которые встают в штатное место и умеют работать как от акб, так и от батареек. В гараже я скидываю клемму, поэтому вариант со стрелочными часами без батареек мне не подходит.
Для тех, кто не знает, VST — это часы, которые делают китайцы на нашу классику. Часы встают в штатное место (внизу также имеется паз, чтобы часы не прокручивались в отверстии, который совпадает с пропилом в приборной панели), подключаются штатной проводкой, и даже дизайн окантовки часов такой же, как у приборной панели.
В общем, я доволен, хотя до покупки смотрел на них недружелюбно.
Подсветка у часов регулируется и отключается вместе с приборной панелью, т.е. тем же регулятором над магнитолой. Вот это очень порадовало!
Если скинуть клемму с АКБ, то часы переходят на батарейки и показывают только время.
С питанием от АКБ, показывают уровень заряда АКБ, температуру в салоне и на улице, есть возможность включить подсветку. Ну про всякие фичи типа даты, дня недели, будильника и т.п. писать не буду, естественно это тут есть.
Ну а вот такие часы простояли на машине 15 лет и теперь временами не работают… да и шли они постоянно на 4 мин./сутки вперед. Жалко, что отец их на саморезы вешал, поэтому остались дырки 🙁
UPD: Часы очень легко разбираются, открыл корпус и вынес датчик IN на один метр из корпуса. Теперь температура правильная. Датчик OUT вывел в подкапотное пространство через отверстие, где идет общий жгут проводов (под блоком предохранителей) и просунул в отверстие крыла, куда уходят провода на левый поворотник.
Вольтметр – весьма полезный прибор, особенно когда есть место для его установки. Во всем известной «шестерке» вольтметром можно заменить штатные часы, причем сделать это можно за несколько минут.
Как мы уже писали, подключить вольтметр к бортовой сети автомобиля можно двумя способами: сложным и точным или легким, но с небольшим занижением реального напряжения. В этой статье рассмотрим вариант быстрой установки для тех, у кого нет ни желания, ни времени что-то разбирать и протягивать.
Подготовительные работы
В ВАЗ-2106 вольтметр можно установить вместо штатных часов – на их место в торпеде идеально встает прибор от обычного «УАЗика». Имея настоящий крепкий корпус и встроенную подсветку, он представляет собой абсолютно самодостаточный вольметр, который можно просто подключить к нужным проводам.
Часы в торпеде «шестерки» крепятся в натяг за счет пластикового уплотнительного кольца. Чтобы их вытащить, достаточно просто потянуть за корпус. Перед тем, как демонтировать часы, обязательно снимите минусовую клемму аккумулятора, потому что часовые провода всегда под напряжением, и велик риск устроить короткое замыкание
Часы уплотняются в отверстии торпеды пластиковым кольцом, которое видно посередине их корпуса
Вытащив часы из торпеды, отсоедините от них провода и вытащите лампочку. Лампу не трогаем – ее будем использовать для вольтметра, а клеммы проводов надежно заизолируйте изолентой и уложите под торпеду так, чтобы они были вдали от металлических частей.
У вольтметра от УАЗ есть всего два контакта: «плюс» и общий «минус» для питания вольтметра и лампочки подсветки. «Плюс» на лампочку подводится отдельно непосредственно к ее патрону
Вольтметр должен начинать работать при включении зажигания. Чтобы добиться этого, можно подключить его через реле, как описано в статье «Установка вольметра в автомобиль», но мы рассматриваем легкий способ, поэтому подключаться будем к проводу подсветки бардачка. Напряжение на нем появляется именно при включении зажигания.
Подключить вольтметр в ВАЗ-2106 можно проводом сечением 0,5 мм. При подключении к подсветке бардачка одного метра провода хватит «за глаза».
Чтобы выполнить подключение, откройте бардачок. Слева вверху находится патрон с лампочкой. «Плюсовой» провод, подходящий к нему, нужно перекусить, затем зачистить две получившиеся половины, дополнительный провод для вольтметра, а затем скрутить эти три провода вместе. Соединение заизолируйте!
Места для манипуляций в бардачке практически нет, поэтому вышеописанные работы можно выполнить, вытащив нужный провод из-под торпеды через то же отверстие часов.
Провод, который мы присоединили к подсветке бардачка, отмеряем таким образом, чтобы его хватало до места установки вольтметра и чтобы он был не в натяг. Далее перекусываем его, зачищаем ту часть, которая идет из-под торпеды, обжимаем клемму мама и надеваем ее на «плюсовую» клемму на корпусе вольтметра.
Вольтметр, установленный вместо часов ВАЗ-2106
Оставшейся частью провода делаем соединение вольтметра с «массой», которое можно выполнить под левой гайкой крепления торпеды в бардачке. Прокладываем провод под торпедой до гайки, закладывая небольшой свободный ход, и откусываем лишнюю часть, если такая останется.
Теперь зачищаем провод с обоих концов. С одной стороны обжимаем еще одну клемму «мама», а с другой – круглую клемму «под болт». «Маму» надеваем на вторую клемму вольтметра, откручиваем гайку крепления торпеды ключом на «10» и закручиваем обратно, предварительно надев на шпильку круглую клемму.
Осталось только вставить патрон с лампочкой от часов в соответствующее гнездо на корпусе вольтметра и можно считать, что работа завершена.
Так освещается вольметр при включении габаритного освещения
Одеваем минусовую клемму на аккумулятор, включаем зажигание. Стрелка вольтметра должна резко установиться на некое значение. Показания прибора будут занижены из-за того, что он подключен к проводке салона, а напряжение в ней ниже, чем на выходе с генератора. Происходит это из-за многочисленных контактов «по пути» в салон.
Чтобы избавиться от влияния контактов и получать максимально точные показания вольтметра, можно пойти более сложным путем и устроить полноценную схему подключения. Как это сделать, описано здесь.