Эконометр ваз 2107 принцип работы

0
2639

По данным аналитиков, сегодня автомобиль есть в каждой второй семье или у каждого четвертого россиянина. Для многих семей расходы на машину являются одной из самых крупных статей расхода в семейном бюджете.

Поэтому каждый человек, который имеет автомобиль, просто обязан знать, как экономить бензин. Дальше мы дадим вам несложные и вполне осуществимые советы — если вы будете им следовать, то уже вскоре заметите, что стали намного реже заезжать на автозаправку.

Во-первых, рассмотрим, что такое эконометр (иначе: экономайзер) и какая от него польза водителю? Эконометром называется вакуумное устройство. Оно подключается к впускному коллектору автомобиля с целью измерения степени разряжения выхлопных газов в нём. На основании этих данных стрелка экономайзера показывает водителю тот режим работы двигателя, который будет оптимальным для экономии горючего. Смысл и польза эконометра в том, что по его рекомендациям можно в процессе езды немного изменять манеру вождения автомобиля и существенно (до 15 процентов) экономить топливо. По внешнему виду он похож на тахометр: выглядит как циферблат, по которому бегает стрелка с зелёного на красный сектор.

В условиях постоянного повышения цен на бензин многие автолюбители хотели бы сократить его расход. Есть смысл поменять манеру вождения, следя за экономайзером. Особенно полезен эконометр будет начинающим водителям, которые ещё плохо чувствуют машину. Но и опытному водителю он лишним не будет. Смысл простой: смотри, чтобы стрелка экономайзера не выходила за пределы зелёного сектора и экономь себе на здоровье.

Теперь подробно рассмотрим вопрос установки и подключения этого полезного прибора. Установка и подключение экономайзера — несложная поэтапная процедура, она под силу даже начинающему автолюбителю. Можно не обращаться на автосервис за помощью в установке экономайзера.

Итак, первый этап — установка эконометра на оптимальное место размещения на приборной панели (торпедо). Конечно, экономайзер должен быть хорошо виден водителю на торпедо, но и не должен мешать смотреть за дорогой. Ничто (например, рулевое колесо) не должно закрывать его шкалу. Оптимальное место для эконометра — слева от рулевого колеса. Ещё лучше, если есть возможность интегрировать эконометр в приборную панель или установить его на место другого прибора, например, тахометра. Для этого нужно снять и разобрать торпедо, согласно инструкции по эксплуатации конкретного автомобиля. Крепится циферблат экономайзера саморезами на металлическом кронштейне.

Второй этап — это подсоединение прибора к коллектору выхлопных газов. Подключаемся к сливной пробке впускного коллектора автомобиля. На место данной пробки вкручиваем Г-образный штуцер карбюратора. К нему присоединяем штуцер с медной трубкой. На медную трубку насаживаем шланг. В комплекте с эконометром идёт прозрачный шланг, можно присоединить его. Но опыт показывает, что он может прослужить недолго. Этот прозрачный шланг постепенно выходит из строя от разрежения газов и жара впускного коллектора и в итоге деформируется, склеивается и потихоньку становится не шлангом, а лентой. Поэтому он может пригодиться для других целей, например для бачка омывателя стекла, а для подключения эконометра можно приобрести шланг помощнее — используйте толстый резиновый шланг вакуум-корректора трамблера, и кусочек трубки большего диаметра, которым нужно будет состыковать шланг с медным штуцером. Далее, проводим шланг в моторный отсек под рулевой колонкой и присоединяем его к трубке прибора со стрелкой. Таким образом, в итоге, шланг размещается под рулевой колонкой внутри моторного отсека.

Есть и другой способ подключения экономайзера к впускному коллектору автомобиля. Можно вообще не использовать пробку для присоединения прибора. Аккуратно высверливаем специальное отверстие рядом и нарезаем в нём резьбу. В эту резьбу вкручиваем штуцер карбюратора и присоединяем к нему шланг.

После этого нужно протестировать работу эконометра. Работать экономайзер должен чётко, так как это достаточно примитивный прибор и устроен он просто. Стрелку в экономайзере двигает трубчатая пружинка, которая соединена со штуцером. Когда давление газа внутри трубки изменяется, эта пружинка сжимается или разжимается. При этом она приводит в движение зубчатый сектор, прикреплённый к ней тягой. Этот зубчатый сектор, в свою очередь, передаёт усилие на шестерёнку на оси которой и находится стрелка циферблатаэконометра. Когда коленчатый вал автомобиля крутится на больших оборотах, дроссельная заслонка значительно открывается, и во впускном коллекторе образуется большое разрежение газов. Стрелка экономайзера при этом значительно отклоняется вправо, выходит из зелёного в красный сектор, показывая большой расход топлива. При малых и средних оборотах коленвала и слабо приоткрытой дроссельной заслонке разрежение газов в коллекторе небольшое, соответственно и стрелка эконометра отклоняется вправо незначительно, остаётся в пределах зелёного сектора и показывает малый расход топлива.

Теперь с помощью показаний эконометра можно и в режиме городской езды, и на трассе всегда точно определять тот порог, после которого начинается «жор бензина» двигателем, и избегать перехода через этот порог.

Однако, существуют противоположные мнения относительно целесообразности применения данного прибора. дело в том, что опытный водитель при желании может сам, без подсказок прибора скорректировать в нужную сторону свою манеру езды и добиться в экономии ГСМ тех же результатов, что и с эконометром. В принципе, правила экономичного вождения машины достаточно просты. Нужно помнить, что самый экономичный диапазон работы двигателя лежит в пределах от 1500 до 2000 об/мин. Значит, для экономии топлива нужно держаться этого диапазона, вовремя переключаться на повышающие передачи и избегать резких ускорений и торможений. А эконометр поможет, прежде всего, начинающим автомобилистам приспособиться к такой плавной манере вождения автомобиля и обеспечит до 15 процентов экономии топлива.

Карбюраторы Озон 2105-1107010 (ВАЗ 2101, 21011, 2105 с двигателями 1,3 л), Озон 2107-1107010 (ВАЗ 2107, 2104 с двигателями 1,45 и 1,6) оснащаются системой экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ). Она позволяет блокировать подачу топливной смеси через систему холостого хода карбюратора на принудительном холостом ходу (ПХХ). Рассмотрим особенности ее устройства и принцип действия.

Система экономайзера принудительного холостого хода карбюраторов 2105, 2107 Озон предназначена для принудительного прекращения подачи топлива в двигатель через систему холостого хода карбюратора на режиме принудительного холостого хода (при торможении двигателем с включенной передачей и отпущенной педалью «газа»). Это необходимо для достижения топливной экономичности и улучшения процессов сгорания смеси в цилиндрах, а так же для предотвращения работы двигателя после выключения зажигания («дизелинг», калильное зажигание).

Расположение на автомобиле

Экономайзер с иглой установлен вместо винта регулировки «количества» топливной смеси карбюратора. Помимо него тут же на карбюраторе, на специальном кронштейне, на блоке дроссельных заслонок установлен микропереключатель ЭПХХ. На левом брызговике двигателя расположен блок управления системы ЭПХХ, на правом электропневмоклапан от которого идут трубки подведения разрежения к штуцеру на впускном коллекторе и штуцеру на экономайзере в карбюраторе.

Устройство ЭПХХ Озон

Система ЭПХХ карбюратора 2105, 2107 Озон состоит из нескольких элементов.

Экономайзер

Состоит из корпуса, запорной иглы, перекрывающей выход топлива из системы холостого хода, соединенной с иглой диафрагмы, регулировочного винта «количества» топливной смеси.

Микровыключатель

Подает сигнал блоку управления, о том закрыта либо открыта дроссельная заслонка первой камеры карбюратора. Включается либо выключается перемещением рычага на оси дроссельной заслонки первой камеры. В рычаге есть паз, обеспечивающий некоторый свободный ход, в пределах которого перемещение педали не вызывает открытия дроссельной заслонки. Поэтому, водитель, нажимая на педаль «газа» вначале замыкает контакты микропереключателя (посылая сигнал на блок управления о начале открытия дроссельной заслонки), а потом перемещает дроссельную заслонку. Подробнее: «Микровыключатель ЭПХХ карбюратора Озон».

Электропневмоклапан

Через него проходит разрежение от впускного коллектора двигателя в корпус экономайзера. После включения зажигания электропневмоклапан запитывается и открывает доступ разрежения из впускного коллектора в корпус экономайзера. На ПХХ блок управления обесточивает его и таким образом закрывает подачу разрежения в экономайзер, игла которого запирает выходное отверстие СХХ. Центральный штуцер пневмоклапана – вывод к впускному коллектору, боковой к экономайзеру карбюратора.

Блок управления

Получает сигнал с катушки зажигания о частоте вращения коленчатого вала и с микропереключателя о положении дроссельной заслонки первой камеры карбюратора (закрыта — открыта). Исходя из полученных данных, обесточивает или запитывает электропневмоклапан, через который подается разрежение в корпус экономайзера.

Принцип действия ЭПХХ Озон

Экономайзер системы ЭПХХ имеет запорную иглу, соединенную с диафрагмой. После пуска двигателя под диафрагму постоянно подается разрежение из впускного коллектора через электропневмоклапан, удерживающее иглу в открытом состоянии – система холостого хода работает. Вращением регулировочного винта «количества» топливной смеси можно регулировать ход иглы тем самым обеспечивая большую или меньшую топливоподачу на холостом ходу.

При движении автомобиля с включенной передачей и отпущенной педалью «газа» (сбросе «газа») «накатом», например при спуске с горы или торможении двигателем (режим принудительного холостого хода) необходимо отключить подачу топлива через систему холостого хода, чтобы предотвратить переобогащение топливной смеси, оптимизировать ее состав и сократить выброс лишних СО и СН в атмосферу. Функцию блокировки системы ХХ в такой ситуации берет на себя ЭПХХ.

После сброса «газа» блок управления получив сигналы от микровыключателя о том, что дроссельная заслонка закрылась и с катушки зажигания (импульсы вызываемые работой прерывателя), что частота вращения выше 1600 об/мин, обесточивает электропневмоклапан, прекращая подачу разрежения в корпус экономайзера. Игла экономайзера запирает выходное отверстие СХХ (кольцевой распылитель), подача топлива в двигатель через СХХ прекращается. Закрытая дроссельная заслонка и определенные обороты двигателя — два условия включения в работу ЭПХХ карбюратора Озон.

После падения оборотов до 1200 об/мин (движение на «нейтрали» или с включенной передачей без нажатия на «газ») или если водитель нажал на педаль «газа» (сигнал с микровыключателя, что дроссельная заслонка открылась) блок управления запитывает пневмоклапан, разрежение через него начинает поступать за диафрагму экономайзера, игла оттягивается назад, открывая выходное отверстие, система холостого хода вновь заработала. Благодаря подобным манипуляциям на ПХХ двигателя происходит экономия топлива – до 0,3 – 0,5 л/100 км.

После выключения зажигания электропневмоклапан обесточивается, перекрывает подачу топлива в двигатель через СХХ. Тем самым предотвращается возникновение калильного зажигания (двигатель самопроизвольно работает после выключения зажигания).

схема ЭПХХ карбюраторов 2105, 2107 Озон

Неисправности ЭПХХ Озон

Неисправная система ЭПХХ карбюратора Озон приводит к таким проблемам в работе двигателя автомобиля как неустойчивый холостой ход, двигатель может запускаться и глохнуть, обороты холостого хода не поддаются регулировке, повышенный расход топлива. Причинами неисправности ЭПХХ карбюратора Озон могут быть пробитая диафрагма в корпусе экономайзера, вышедший из строя блок управления или электропневмоклапан, неправильно отрегулированный микровыключатель или соскочившие (поврежденные) трубки к электропневмоклапану. Как выявить и устранить причины неисправности системы ЭПХХ, рассмотрено на нашем сайте в статье «Проверка и ремонт системы ЭПХХ карбюратора Озон».

Применяемость блоков управления ЭПХХ на автомобилях ВАЗ с карбюраторами Озон

ВАЗ 2104 — блок управления 25.3761.

ВАЗ 2105 – блок управления 25.3761.

ВАЗ 2107 – блок управления 25.3761.

Частота вращения коленчатого вала, при которой блок управления 25.3761 включает электропневмоклапан (подает на него напряжение) и СХХ вступает в работу — 1200 об/мин. Частота, при которой клапан отключается и перекрывает подачу топлива через СХХ — 1600 об/мин. Такой порядок включения – выключения повышает устойчивость работы двигателя и предотвращает «рывки» и «провалы» при резком сбросе «газа».

Примечания и дополнения

— Помимо системы ЭПХХ карбюраторы 2105-1107010 и 2107-1107010 Озон оснащены штуцером отбора разрежения к вакуумному регулятору опережения зажигания на трамблере.

— На ряде карбюраторов Озон (например, 2107-1107010-20) система ЭПХХ отсутствует, но вместо заглушки-держателя топливного жиклера СХХ установлен электромагнитный клапан, отсекающий подачу топлива через СХХ после выключения зажигания.

— Если нет времени заниматься настройкой и доведением до ума системы ЭПХХ карбюратора Озон, то можно ее немного доработать и забыть про ее проблемы. Статья по теме «Доработка системы ЭПХХ карбюратора Озон».

Еще статьи по карбюраторам 2105, 2107 Озон

Экономайзер включает в себя концевой выключатель, установленный на регулировочном винте 20 (см. рис. в начале статьи) количества смеси холостого хода, электромагнитный запорный клапан 10, электронный блок управления и электрические провода присоединения приборов.

На принудительном холостом ходу, если частота вращения коленчатого вала начинает возрастать, то напряжение на обмотку электромагнитного клапана 4 подается электронным блоком управления до тех пор, пока частота вращения вала не превысит 2100 об/мин, хотя концевой выключатель и замкнут на "массу". При более высокой частоте
вращения электронный блок управления выключает питание на электромагнитный запорный клапан, в результате прекращается подача топлива в систему холостого хода.