Износ лепестков корзины сцепления

0
4180

Под термином сцепление «ведет» понимается, что сцепление не полностью выключается при нажатии на его педаль. При отпущенной педали сцепления оно постоянно включено. После нажатия на педаль, усилие передается через тросик и вилку на выжимной подшипник, который давит на лепестки нажимной пружины «корзины». Пружина воздействует на ведущий диск, который перестает прижимать ведомый к рабочей поверхности маховика. Передача крутящего момента от двигателя на коробку передач прерывается. Можно переключать передачи.

В случае, если ведомый диск по каким-то причинам недостаточно отошел от маховика переключение передних передач будет затруднено, а задняя вообще может включаться с хрустом и треском. Рассмотрим причины этой неисправности (сцепление ведет) на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099.

Причины того, что сцепление ведет

Привод сцепления не отрегулирован

Полный рабочий ход педали недостаточен. Педаль сцепления находится ниже педали тормоза. Необходимо отрегулировать привод, чтобы ее рабочий ход составлял 12,5 – 13,5 см, и она находилась приблизительно на уровне с педалью тормоза.

регулировка привода сцепления вращением регулировочной гайки

Заедание тросика привода в оболочке

Со временем, тросик привода может износится, имеющиеся в нем проволоки разлохмачиваются, что сильно затрудняет его перемещение в оболочке. В итоге при нажатии на педаль сцепление полностью не выключается (ведет).

Неисправен ведомый диск

Ведомый диск сцепления может быть покороблен (торцевое биение его более 0,5 мм). Ступица ведомого диска может заедать на шлицах первичного вала, если они сильно загрязнены или изношены. В любом случае ведомый диск не будет отходить от маховика на необходимый зазор.

ведомый диск сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Неисправен маховик или нажимной (ведущий) диск корзины

Сильные задиры на рабочих поверхностях маховика или ведущего диска могут препятствовать свободному вращению ведомого диска.

«корзина» сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Неисправна нажимная демпферная пружина «корзины» сцепления

Сильный износ концов лепестков пружины в месте контакта их с выжимным подшипником.

кольцевой износ на лепестках нажимной пружины «корзины» сцепления

Примечания и дополнения

— В ряде случаев затрудненное переключение передач на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 может быть вызвано по причинам не связанным с сцеплением. Например, поломка, деформация, неправильная регулировка элементов привода механизма переключения передач.

Еще статьи по сцеплению автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

В сцеплении типа 084/085 имеем трос с автоматической регулировкой длины. При этом механизм троса устроен таким образом, что:

а) Вилка выжимного подшипника имеет свободный ход и выжимной подшипник не касается лепестков корзины сцепления в нормальном состоянии, педаль сцепления имеет свободный ход
б) Вилка выжимного подшипника имеет малый свободный ход и выжимной подшипник едва касается лепестков корзины, при этом выжимной подшипник вращяется или находится в покое в зависимости от случайного обстоятельства, педаль сцепления не имеет явного свободного хода
ц) Вилка выжимного подшипника не имеет свободного хода, выжимной подшипник плотно подведен к лепесткам корзины и выжимной подшипник постоянно вращяется с частотой вращения коленвала, педаль сцепления не имеет свободного хода?

Какой из вариантов правильный?

QUOTE (daxx @ Aug 20 2010, 01:49 PM)
проводя парралель с гидровлическим сцеплением — вариант Ц
QUOTE
Работа сцепления. Для нормальной работы сцепления и его привода требуется поддерживать в требуемых пределах свободный ход наружного конца вилки выключения сцепления, который определяет зазор между графитовым подшипником и пятой отжимных рычагов. Этот зазор равен примерно 3-4 мм. При недостаточной величине зазора или при его отсутствии торец графитового подшипника будет контактировать с пятой, что не дает возможности полностью прижать нажимной диск к ведомому. В результате неизбежна пробуксовка сцепления и, как следствие, быстрый износ подпятника. Если зазор слишком велик, то это приводит к неполному выключению сцепления (сцепление "ведет"), что затрудняет переключение передач, может вызвать поломку зубьев шестерен и повышенный износ блокирующих колец синхронизатора коробки передач.

По мере износа фрикционных накладок сцепления толщина ведомого диска уменьшается. Нажимной диск при этом приближается к маховику, и зазор между пятой и подпятником, а следовательно, свободный ход наружного конца вилки выключения сцепления и педали сцепления, уменьшается.

Техническое обслуживание сцепления. Уход за сцеплением заключается в периодической проверке уровня жидкости в питательном бачке: при необходимости доливать.

При ТО-1 (через каждые 10 000 км пробега) проверить и при необходимости отрегулировать свободный ход педали сцепления (26-38 мм). Свободный ход педали по центру ее площадки замеряют линейкой.

Руководство по ТОиР ЗАЗ-968М

Исходя из этого я голосую за вариант А.

ЗЫ. В 968М сцепление гидравлическое сухое однодисковое.

QUOTE
HUKER (15:29:51 20/08/2010)
свободный ход должен быть

HUKER (15:30:01 20/08/2010)
ибо это нагруженная деталь и я ип@л постоянно крутицо с оборотами движка

Corporation (15:30:02 20/08/2010)
то есть надо проверять, что есть свободный ход, и этот свободный ход все время уменьшается

Снятие, проверка состояния и установка компонентов сцепления

Пыль, вырабатываемая в процессе функционирования сцепления и скапливающаяся на поверхности его компонентов может содержать вредный для здоровья асбест. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не сдувайте пыль с компонентов сцепления сжатым воздухом и не вдыхайте ее. НЕ пользуйтесь для удаления пыли растворителями на нефтяной основе или бензином. Для смывания пыли в приготовленную емкость следует пользоваться составами, предназначенными для чистки тормозных механизмов. После завершения чистки и протирки компонентов сцепления слейте использованный очиститель и сложите грязную ветошь в промаркированную соответствующим образом тару.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Для обеспечения доступа к компонентам сцепления достаточно снять коробку передач (РКПП), оставив двигатель в автомобиле. Если двигатель снят для проведения капитального ремонта, осмотр и замена изношенных компонентов сцепления должны производиться в обязательном порядке. Относительно небольшая стоимость компонентов сцепления по сравнению с затратами времени и сил на обеспечение доступа к ним делает разумным произведение замены компонентов каждый раз при их снятии, если конечно они не являются абсолютно новыми и находятся в отличном состоянии. Описание предлагаемых ниже процедур составлено исходя из предположения о том, что двигатель с автомобиля не снят.
  2. Отсоедините исполнительный цилиндр от корпуса сцепления (Раздел Снятие и установка компонентов гидравлической системы выключения сцепления).

Не отсоединяйте гидравлическую линию от исполнительного цилиндра — система не подлежит прокачке в случае попадания в нее воздуха!

  1. Снимите с автомобиля РКПП (Глава Ручная коробка переключения передач). Двигатель оставьте подпертым. Предпочтительно даже вывесить его на лебедке. Если двигатель подпирается домкратом, не забудьте проложить для распределения нагрузки между головкой домкрата и поддоном картера деревянный брусок.

Маслозаборник масляного насоса расположен очень близко к дну поддона картера. Если поддон будет погнут, это может привести к нарушению функционирования смазочной системы.

  1. Для поддерживания ведомого диска в процессе снятия установите на ступицу диска инструмент для его центровки.
  2. Тщательно проверьте корзину сцепления и маховик на наличие идентификационных меток. Обычно это метки в виде литер Х или О, или просто мазки, нанесенные белой краской. Если метки отыскать не удается, проставьте их собственноручно таким образом, чтобы при сборке относительное положение маховика и корзины оказалось сохранено.
  1. Проверьте маховик на наличие трещин, борозд, признаков перегрева и других очевидных дефектов. Если дефекты незначительны, поверхность маховика может быть восстановлена путем станочной обработки, которую составители данного руководства рекомендуют произвести вне зависимости от внешнего состояния поверхности маховика. Процедуры снятия и установки маховика рассмотрены в Главе Рядный шестицилиндровый двигатель.
Предыдущая статьяИз чего состоит передняя подвеска ваз 2107
Следующая статьяИнжекторная газовая горелка своими руками