Если заправлять машину 92 вместо 95

0
788

Длительное время автовладельцы ведут споры о возможности заливать в бак 92 бензин вместо 95. В инструкции ко всем автомобилям указана подходящая марка топлива, совмещаемая с двигателем машины. Но это не останавливает водителей, и дискуссии по этому поводу продолжаются. Подобный вопрос возник в связи с подорожанием топлива, что заметно бьет по карману при регулярной эксплуатации транспортного средства. Чтобы риск такой подмены не оказался опасным, следует разобраться в свойствах горючего и принципах функциональности мотора.

1 Октановое число

Октановое число (ОК) – параметр, определяющий способность двигателя противостоять детонации во время применения конкретного вида топлива. Горючее оказывает более высокое сопротивление к самовоспламенению, когда последняя цифра в указанном номере выше.

Низкооктановые образцы уже исчезли с заправок, поскольку они не способствуют хорошей производительности мотора. При их использовании снижается КПД, а токсичные вещества из выхлопных газов еще больше загрязняют окружающую среду.

ОК является важной характеристикой для потребителя, но не последней. Свойства бензина зависят от технологии его получения при перерабатывании нефти. Вещество, добытое посредством прямой нефтепереработки, обладает октановым числом 60. Этот показатель поднимают с помощью различных методик. Зачастую используют гидрокрекинг, в результате чего значение ОК доводят до 85. Затем вносят спиртовые и эфирные присадки.

Применение спиртов и эфиров позволяет изменить качества бензина: он получает способность испаряться. По этой причине горючее не предназначено для длительного сберегания, и должно реализоваться в свежем виде.

2 92 вместо 95

Бензиновые пары, накапливающиеся в цилиндрах двигателя, до воспламенения подвергаются сжатию со стороны поршня и цилиндра. Эти параметры отличаются у разных типов моторов. Если указанная степень выше показателей горючего, оно не сгорит, а взорвется. Так что заливать бензин с низким октановым числом в двигатель, предназначенный для более высоко значения, запрещено. Такая ошибка приводит к отрицательным последствиям:

  1. Ускоренное изнашивание. В двигателе каждую секунду происходит масса циклов, связанных с воспламенением. В случае, когда эти процессы сопровождаются небольшими «взрывами», цилиндро-поршневая система получает слишком высокую нагрузку.
  2. Повреждение поршня и компрессионных колец. Механизмы быстрее стираются, что приводит к необходимости сложного, дорогостоящего ремонта.
  3. Понижение мощности. Низкооктановое топливо отдает поршню меньше энергии. Это становится причиной «тяжести» автомобиля – потери тяги, приемистости. Топливные расходы при этом возрастают, что усложняет управление на узких загородных дорогах. Плохое горючее лишает машину тяги, из-за чего сложнее набрать разгон.
  4. Дискомфорт во время поездки. Шумность мотора увеличивается, возникает характерное постукивание, что объясняется детонаций в цилиндрах.

Современные устройства наиболее критично воспринимают некачественный бензин, поскольку возрастает вероятность детонации. Авто, выпущенные в 80-х и 90-х годах прошлого столетия менее требовательны, поэтому способны перенести «дешевую» заправку.

Если транспорт заправлен неподходящим бензином ошибочно, можно продолжать двигаться дальше. Машина сохранит работоспособность, однако следует принять меры, которые помогут снизить негативное воздействие. К примеру, в бак, заполненный 92-й маркой наполовину, рекомендуется долить 95 бензин. Октановое число немного «выровняется», а критерии топлива улучшатся.

Автомобиль, который продолжают систематически заправлять некачественным горючим, чаще отправляют на осмотр двигателя. В этом случае промежуток между сменой масла и фильтров сокращают. Отличие между октановыми значениями 92 и 95 не столь разительное. Но если завод-изготовитель рекомендует использовать Аи-95, то этой инструкции придерживаются. Последствия применения марки, не соответствующей требованиям, в любом случае проявятся.

3 Совмещение двух марок топлива

При смешивании двух видов топлива не удастся получить вещество со средними показателями. В 95-ом бензине содержание эфирных масел выше, поэтому он является более легким. В результате совмещения обоих продуктов в бензобаке сформируются две фракции: нижний уровень займет марка 92. При этом расход горючего не изменится. Эффективность подобных действий отрицательная.

Чтобы избежать поломок и других непредвиденных ситуаций на дороге, водители придерживаются некоторых правил:

  1. Авто заправляют на АЗС одной компании, которая вызывает больше доверия.
  2. Стараются не пользоваться услугами мелких автозаправочных, расположенных вдали от города. В подобных заведениях чаще всего встречается бензин плохого качества и всяческие суррогаты.
  3. Игнорируют подозрительно низкую стоимость горючего: хорошая продукция не может быть продана дешево.

Чеки, выданные на заправочных станциях, сохраняют. Если мотор выйдет из строя по причине использования суррогатного бензина, квитанцию предъявляют в суде. В подобных обстоятельствах топливо сливают в отдельную емкость и отправляют на экспертизу. Установив факт брака, суд обязует виновника выплатить компенсацию.

  • Характеристики бензина

    Самый главный параметр используемого в России топлива – это октановое число. Числа 92, 95, 98 обозначают именно этот параметр. Октановое число определяет сопротивляемость топлива детонации при сжатии (самопроизвольному воспламенению и взрыву). Чем выше будет октановое число, тем больший порог детонации имеет бензин. Это значит, что моторы, которые рассчитаны на работу с бензином АИ 95, будут быстрее изнашиваться, если систематически заливать в них бензин АИ 92. Причиной быстрого износа послужит детонационное явление, возникающее слишком часто.

    Октановое число – важная характеристика для потребителя. Однако свойства бензина не исчерпываются на ней. Также имеет место технология получения бензина при переработке нефти. Бензин, который получают при прямой переработке нефтепродукта, имеет октановое число 60. Далее применяют разные методы для поднятия октанового числа. Чаще всего используется каталитический крекинг (гидрокрекинг), который позволяет довести значение октанового числа до 85. А уже после добавляют различные присадки на основе спиртов и эфиров, благодаря которым удается еще больше поднять октановое число. Ранее для этого использовались соединения свинца, железа и марганца, но из-за пагубных воздействий на воздух подобные добавки были запрещены.

    Отметим, что при добавке спиртов и эфиров в состав бензина его свойства меняются, в результате чего топливо становится испаряемым, поэтому оно не предназначается для длительного хранения и обязательно должно быть свежим. К сожалению, найти действительно хороший бензин, соответствующий требованиям Европейских стандартов, практически невозможно. А надписи “ЕВРО-5” на заправках – это просто реклама.

    Можно ли заливать 92 бензин вместо 95?

    А теперь возвратимся к главному вопросу. Сразу отметим, что невозможно точно определить, какая марка бензина лучше – 92 или 95. При условии высокого качества обоих видов топлива для конкретного автомобиля будет хорош тот бензин, на работу которого настроен его двигатель.

    К примеру, если залить в бак топливо с октановым числом ниже рекомендованного, то в камере сгорания смесь будет воспламеняться раньше необходимого срока. То есть бензин будет сгорать еще во время закрытия впускных клапанов, а не после. Это означает, что часть энергии, полученная от взрыва воздушно-топливной смеси, будет расходоваться впустую, так еще и сам процесс детонации прибавит проблем: двигатель будет работать неустойчиво, трущиеся детали будут изнашиваться быстрее, на стенках цилиндров будет образовываться нагар. Отсюда следует вывод, что не нужно заливать бензин марки АИ 92 в автомобиль, двигатель которого рассчитан на 95-й бензин.

    Обратная ситуация

    Мы разобрались с тем, можно ли заливать 92 бензин вместо 95, но как быть с обратной ситуацией? Среди водителей есть заблуждение, что 95-й бензин позволит работать более эффективно мотору, который рассчитан на работу с 92-м бензином. Но на самом деле обратная ситуация тоже вредна для мотора, поскольку воспламенение смеси будет осуществляться с запозданием, и это может вызвать те же негативные последствия.

    Отметим, что современные автомобили являются достаточно умными и имеют системы автоматической подстройки параметров работы мотора под измененное октановое число топлива. Правда, изменение возможно в небольшом диапазоне. “Мозги” автомобиля отслеживают:

    1. Детонацию.
    2. Обороты двигателя.
    3. Состав воздушно-топливной смеси.
    4. Момент воспламенения смеси.

    При необходимости работа двигателя будет скорректирована электронным блоком управления. Но стоит отметить, что работа этого блока ограничена, и если разница в октановых числах большая, то он не поможет.

    Практически во все современные автомобили можно заливать бензин марок 92 или 95, поскольку разница в октановых числах не превышает 3%. Однако делать это систематически ни в коем случае нельзя. Бывают ситуации, когда у водителя пустой бак, а на заправке отсутствует необходимое ему топливо. В данном случае допускается заливка небольшого объема неподходящего бензина.

    Советы экспертов

    Большинство экспертов сходятся во мнении, что заливать вместо 92-го 95-й бензин и наоборот нельзя. Дело в том, что более высокая мощность в моторах достигается за счет повышения сжатия. Следовательно, требования к антидетонационным свойствам бензина возрастают. И если степень сжатия в камерах сгорания более 10.5, то необходимо использовать только 95-й бензин.

    В том случае, если степень сжатия меньше 10.5, то двигатель настроен на работу с топливом с октановым числом 92. И результатом использования марки бензина АИ 95 будет запоздалое воспламенение смеси.

    Есть ли экономия?

    Когда водители спорят о том, можно ли заливать 92 бензин вместо 95, то часто используют экономию денег как аргумент. На самом деле экономия настолько мизерная (1-2 рубля на одном литре), что ее практически не существует. В среднем, за год водитель сможет сэкономить 3-4 тысячи рублей (при пробеге около 15 000 км). Однако систематическое использование “неправильного” бензина может привести к потери права на гарантийный ремонт. Многим владельцам автомобилей отказывали в гарантийном обслуживании после анализа используемого топлива. Поэтому экономия в 3-4 тысячи рублей может в итоге вылиться в большую сумму, затраченную на капитальный ремонт цилиндро-поршневой группы силовой установки.

    В заключение

    Теперь вы знаете, можно ли заправлять 92 вместо 95-го бензина, и к каким последствиям это может привести. Без крайней необходимости не используйте топливо, не предназначенное для вашего двигателя, ведь в конечном итоге это может плохо кончиться. Обязательно посмотрите в технической документации к автомобилю, какой бензин заливать необходимо в ваш двигатель и по возможности старайтесь использовать только его.

    Несмотря на четко прописанные рекомендации производителя относительно использования подходящего для конкретной модели авто марки бензина, споры о том, можно ли заливать 92 бензин вместо 95, скорее всего, не прекратятся никогда. Чем отличаются упомянутые марки топлива, какая из них лучше и взаимозаменяемы ли они?

    Поскольку в случае с современными машинами производитель указывает более широкий диапазон допустимых к эксплуатации вариантов горючего, владельцы авто нередко предпочитают считать 92 и 95 бензин взаимозаменяемыми. Правильно ли это? Какой вариант топлива более предпочтительный и можно ли заливать 92 бензин вместо 95 и наоборот?

    Параметры топлива

    Октановое число считается ключевым параметром, когда речь идет о применяемом в российском автопроме топливе. Рассматриваемая характеристика призвана определять на сколько горючее способно сопротивляться воспламенению в момент сжатия, то есть, устанавливается склонность к детонированию. Порог детонации топлива прямо пропорционален рассматриваемому показателю.

    Подробнее о том, что такое октановое число бензина, вы сможете узнать из статьи нашего специалиста.

    Дополнительно советуем прочитать материал нашего автора о том, как правильно выбирать канистры для бензина.

    Логически верный вывод из приведенной информации: если мотор рассчитан на работу от бензина АИ 95, систематическое игнорирование данного факта и заправка неподходящим горючим приводит к стремительному износу двигателя в целом и отдельных его элементов. Частота самовозгорания будет избыточной.

    Октановое число

    При изучении свойств горючего важно также учитывать технологию, используемую при переработке нефтепродуктов. Переработка напрямую позволяет получать на выходе продукт с октановым числом 60. Для поднятия данного параметра используются всевозможные методики, среди которых гидрокрекинг, благодаря которому удается повысить необходимую характеристику на 15 единиц.

    Типы присадок

    Принято различать следующие виды присадок, которые отличаются не только эффективностью применения, но также безопасностью использования:

    1. Присадки со свинцом в основе, иначе именуемые металлсодержащими, были востребованы во времена Советского Союза. Этилированный бензин выступал в роли готового продукта. Несмотря на всю эффективность их применения, вскоре их запретили к использованию, поскольку вредоносные выбросы в атмосферу были слишком существенными.
    2. Не такими опасными считаются присадки с ферроценами (соединениями железа) или соединениями марганца, однако и на их применение наложены определенные ограничения. Марганцевым соединениям свойственно разлагаться под воздействием света, что приводит к снижению стойкости топлива к самовозгоранию. Ферроцены, в свою очередь, провоцируют формирование слоев нагара и смол, которые отрицательно сказываются на чистоте движка.
    3. Спирты и эфиры в основе присадок – оптимальные компоненты с точки зрения воздействия на экологию, но их октановое число относительно невысокое и составляет всего 120, тогда как в случае с металлсодержащими присадками речь идет о 280. Как результат – необходимо добиваться более высокого удельного содержания таких присадок в горючем – до 15%. Если речь зашла о недостатках, стоит продолжить и таким неприятным побочным эффектом, как высокая испаряемость. Следовательно, горючее на основе таких присадок всегда должно быть свежим, а его длительное хранение не представляется возможным.

    Изучив сведения о применяемых присадках и их влиянии на нефтепродукт и окружающую среду, можно приступать к рассмотрению вероятность замены 95 топлива на бензин АИ-92.

    92 вместо 95

    Сразу стоит сказать, что если обе марки бензина отличаются высоким качеством, лучшим вариантом будет то топливо, на использование которого настроен конкретный двигатель. Следовательно, нельзя достоверно сказать, какой бензин лить 92 или 95. Использование горючего с более низким октановым числом, чем рекомендует производитель, приводит к тому, что воспламенение будет преждевременным. Процесс горения будет начинаться уже при закрытии клапанов, хотя топливо должно гореть после этого момента. Энергия частично будет уходить в никуда. Дополнительных проблем доставит непосредственно детонирование, поскольку появятся следующие проблемы:

    • активное формирование слоев нагара;
    • более стремительный износ трущихся элементов движка;
    • неустойчивая работа мотора.

    Эти последствия указывают на то, что горючее с пониженным октановым числом не является оптимальной альтернативой 95-му. Также от такой замены стоит отказаться, если речь идет о небольшом объеме камеры сгорания и турбированном моторе. Удельная мощность в силовых агрегатах последнего поколения повышается благодаря увеличенной степени сжатия. Если этот показатель превышает 10,5, а бывает и все 12, требования к показателям топлива существенно ужесточаются.

    Чтобы терзания о том, какой бензин лучше заливать, навсегда перестали вас беспокоить, рассмотрим два варианта развития событий при смене марки горючего.

    1. В первом случае движок стабильно функционирует на средних и малых оборотах, при этом вы заметили незначительное снижение характеристик мощности. При таких обстоятельствах до следующей заправки можно не беспокоиться, но соблюдение режима спокойного движения является обязательной мерой.
    2. Если функционирование двигателя сопровождается звонким стуком, речь, несомненно, идет об активизации детонационных процессов, которые вскоре приведу к негативным последствиям, если не заправить подходящее горючее в максимально короткие сроки.

    95 вместо 92

    Владельцев ТС с двигателем, который рассчитан на работу на 92 топливе также беспокоит вопрос о том, какой бензин лучше 92 или 95. Речь идет о распространенном заблуждении, что благодаря 95-ой марке такой мотор будет работать с большей эффективностью. На самом деле в такой ситуации возникают аналогичные проблемы, но возгорание будет происходить с опозданием.

    ТС последнего поколения оснащены современными системами самодиагностики, благодаря которым удается отслеживать:

    • когда смесь детонирует;
    • какой состав топлива используется;
    • на каких оборотах работает силовой агрегат;
    • как происходит возгорание.

    Функционирование движка при необходимости корректируется, но возможности данной меры не безграничны. Влияние ЭБУ не принесет должного результата при слишком большой разнице. Поскольку разница между октановыми числами менее 3%, бензин упомянутых марок можно использовать в сочетании с большинством современным авто. Тем не менее, такое допущение вероятно только на временных основаниях и в небольших объемах.

    Также при замене одного топлива другим стоит помнить о том, что если машины новые, производитель сохранит за вами гарантийные права только в том случае, если использовалось горючее рекомендованной марки. Обстоятельства замены легко определить в рамках соответствующего анализа, что приведет к получению отказа в гарантийном ремонте.

    Смешивание 95 и 92 бензина

    Что касается смешивания двух рассматриваемых марок топлива при каких-либо обстоятельствах, мнение о том, что вы получите горючее со средними показателями ошибочно. Обилие эфирных присадок в 95-м приводит к тому, что он легче 92-го. Смешивание приведет к формированию двух фракций в бензобаке: снизу будет 92-й, а сверху, соответственно, 95-й.

    Подводя итоги, стоит разрушить миф об экономии средств, который выступает в роли основного аргумента замены рекомендуемого бензина другой маркой. Экономию, на самом деле, нельзя назвать существенной, поскольку речь идет об 1-2 рублях с литра. За год вы сможете сэкономить примерно 3-4 тыс. рублей, если пробег будет составлять 15 тыс. км.

    Мало того, что экономия практически незаметна, применение неподходящего бензина на регулярной основе провоцирует выход из строя определенных систем ТС. А поскольку право на гарантийный ремонт вы потеряете, расходы на капитальную починку группы поршней и цилиндров будут лежать на ваших плечах. Следовательно, и экономии никакой не будет.