Если вылетели шипы можно ли ездить зимой

0
831

Содержание

Несмотря на то, что водителей постоянно призывают следить за состоянием резины, проверить, не выпали ли шипы, перед тем, как переобувать сезонные шины, всё равно находятся люди, которые ездят на лысой резине, с вылетевшими шипами, стертым протектором. К чему может привести езда на шипованных шинах, в которых уже нет шипов?

Власти могут продлить зиму

В ноябре вступил в силу техрегламент Таможенного союза. Он наделал немало шума в автомобильной среде, так как там было прописано требование ездить зимой только на зимней резине, причем на всех колесах — обязаловка действует теперь для легковушек и малотоннажных грузовичков типа «ГАЗель» и разного рода микроавтобусов весом не больше 3.5 тонн.

И пусть в ГИБДД заявили журналистам, что не будут штрафовать за отсутствие зимней резины на машине в декабре, января и феврале, но наверняка встретится инспектор, который повод наказать нерадивого водителя, который решил не менять резину с наступлением зимы.

Кстати, региональные власти могут по своему усмотрению продлить зиму, в зависимости от погодных условий в конкретной области или республике.

Что говорит про шипы техрегламент?

Водителю запрещено продолжать использовать шины, если:

  • появился хотя бы один индикатор износа;
  • стерся протектор;
  • есть внешние повреждения;
  • выпал хотя бы один болт или гайка крепления;
  • треснули диски.

Про шины с шипами в техрегламенте тоже написано, но немного.

  • Если на передних колесах стоит шипованная резина, то она должна быть и на задних.
  • На шипованных покрышках нельзя ездить летом — подчеркнуто, с июня по август. То есть в мае и сентябре еще можно.

Вот и все ограничения. Требований, касающихся недостающих шипов, в техрегламенте не прописано. Получается, что водитель имеет право ездить на таком количестве шипов, сколько ему вздумается.

Единственный пункт, который можно трактовать как имеющий отношение к шипам, — что шина должна использоваться согласно своей маркировке. То есть если шина шипованная, то на ней должны быть шипы. Но такой вывод можно сделать — точного указания нет.

Лысая шиповка не спасет

Нужно понимать, если у вас вылетели шипы, шина из шипованной не стала «липучкой». У них разные характеристики. «Липучка» более мягкая, шипованная более жесткая. Они созданы для езды в разных условиях. Различается и их рисунок, у шипованных меньше канавок, у них же шипы есть, именно они помогают машине не скользить по льду.

Да, возможно, по хорошо почищенной дороге она будет ехать сносно, но вот по льду лысая шипованная резина будет скользить, как липучка, а то и лучше. Так что ездить на такой резине в сложных погодных условиях российской зимы даже опаснее, чем на фрикционной резине.

Если у вас вылетела половина шипов, то лучше все-таки поменять, правда, опять же ограничений в нормативных документах нет. Но никакой техрегламент не позаботится о вашей безопасности так, как это должны делать вы сами.

В нашей стране многие автолюбители предпочитает шипованные покрышки, хотя подавляющим такое большинство не назовешь. У данного типа резины имеется действительно большой минус – шипы вылетают. Порой смотришь и убеждаешься: у соседа, приобретшего неплохую резину знаменитого производителя, отсутствуют практически все. Есть вариант вставки ремонтных шин, но тут возникает вопрос: будет ли такая резина иметь достаточное сцепление со снегом и льдом? Насколько безопасен такой вариант и насколько законен?

Фото: pixabay.com

Принцип действия шипованной резины

Многие уже после того, как шипы покинули «обжитое» место, продолжают использовать колеса, не учитывая, что качество езды при этом ухудшается, и значительно.

Нужно вспомнить, как именно и для чего используется «шиповка». Перед резиной возникает несколько задач:

  • езда по снегу;
  • сцепление на льду (речь, главным образом, идет о разгоне и торможении);
  • управляемость в оттепель.

На снежном покрытии «шиповки» почти не работают – куда более значительную роль играет высокий протектор, который сможет «рыть» снег, цепляясь за него и передвигаясь.

А вот справляться с ледяной коркой – основная задача «шипиков». Они просто прокалывают лед. Но это до -20 градусов – после же эффективность существенно снижается, поскольку покрытие становится прочным. Но покрышка все же старается «скрести» покрытие, а авто достойно начинает движение и осуществляет торможение.

При потеплении «шиповка» не поможет, поскольку на ней имеются прямоугольнички, откуда «растут» шипы. В оттепель они неэффективны, и машина просто «покатится».

Шипы «ушли»: что делать?

Лишенная шипов резина так же функциональна как беззубый рот. Конечно, присутствуют ламели, и они дают возможность зацепиться за лед, но не как «липучка». Последняя действует по несколько иному принципу – она мягче, сверху имеется фрикционный слой, к тому же число ламелей значительно больше.

То есть когда «шиповка» лишается основных элементов, на ледяном покрытии она совершенно неэффективна. В таком случае это уже скорее «еврозима» — сцепные свойства снижаются.

Фото: pixabay.com

Сколько нужно шипов?

Да, они вылетают, но в большинстве случаев не все. Допустим, нет половины, а остальные осталась. Нормально ли это?

Обычно на покрышке насчитывается около 60 элементов. Критичный показатель – 50%.

Это означает, что когда половина элементов уже изношена, ездить на таких шинах уже не стоит – нужно отправить резину на другую ось, а ведущую комплектовать нормальными.

Когда пропало около трети, использовать резину еще можно, и при том эффективно. То есть до 40% «ушедших» шипов – вполне приемлемый показатель. А вот более – это уже опасно. Начать движение на льду машина нормально не сможет, как и затормозить. Высокие скорости при данном состоянии покрышки противопоказаны.

Что говорит закон?

Таковой еще не приняли, но споры ведутся, и притом жаркие. В закон должны внести запрет на пользование изношенной резины, а также запрет на «летние» шины зимой. В средней полосе эта норма очевидна, поскольку практически все автолюбители имеют два комплекта колес, а вот в южных регионах и температура зимы в большинстве случаев является «плюсовой».

Уже идут чтения – скорее всего, принятие закона — вопрос ближайшего времени. Если все случится, то зимой на летней резине ездить запретят. Будет учитываться и старение покрышки.

Подытожив сказанное, нужно отметить, что если из покрышки выпали все шипы, ездить на ней нельзя. Попытки сделать это грозят следующими неприятностями:

  • увеличенный тормозной путь;
  • невозможность тронуться на льду;
  • риск заносов и попадания в кювет.

А потому резину в этом случае нужно поменять.

Можно ли ездить на резине без шипов?

Существуют два популярных вида зимней резины: шипованная и фрикционная («липучка»). Многие почему-то считают, что после выпадения шипов шипованная резина чудесным образом превращается в «липучку». Можно ли ездить на такой резине?

На этот вопрос можно посмотреть с двух сторон. Если по закону, то на зимней резине без шипов ездить можно, это не запрещено. Главное, чтобы высота протектора была не меньше нормы, указанной в ПДД.

А если с точки зрения безопасности и управляемости автомобиля, то это другой вопрос. Если обратить внимание на шипованную шину и «липучку», можно отметить два самых главных отличия: «липучка» гораздо мягче и имеет более развитый рисунок протектора, с множеством ламелей и просечек. За счет этого «липучка» как бы прилипает к дороге, за что и получила свое название.

Шипованная же резина имеет более простой рисунок, да и сама покрышка более жесткая. Кроме того, в местах посадки шипов резина усиленная и еще более твердая. Соответственно, когда шипы уже повылетали, шина пытается зацепиться за дороги этими площадками. Естественно, поведение автомобиля на таких шинах ухудшается и вырастает тормозной путь. Таким образом, можно сделать вывод, что зимняя резина, у которой выпали все шипы, будет вести себя хуже не только аналогичной шипованной, но и обычной «липучки». Поэтому, экономить на этом не стоит. К тому же, сейчас практически каждая шиномонтажка предлагает услугу повторной ошиповки резины.