Двигатель неисправности двигателя причины и методы устранения

0
793

Содержание

При появлении признаков неисправностей двигателя автомобиля важно не упустить момент, своевременно провести детальную диагностику и ремонт. Но далеко не все автовладельцы знают, какие признаки указывают на неполадки в моторе. Поэтому мы собрали краткий перечень наиболее распространенных проявлений проблем в двигателе внутреннего сгорания.

Содержание:

Явные признаки неисправности двигателя

Условно все признаки неисправностей мотора можно разделить на явные, которые не требуют дополнительных действия для их выявления, и неявные, для обнаружения которых придется проделать некоторые манипуляции. В первую очередь рассмотрим явные проявления поломок двигателя:

  1. Посторонние звуки при работе мотора. Звук может быть статичным (гул, шелест, скрежет), тональность и громкость которого изменяется с повышением оборотов мотора, и периодическим, который появляется на определенных режимах работы (некоторое время после запуска, на прогретом моторе, на холостых оборотах и т. д.).
  2. Вибрация. Вибрация чаще всего вызывается разрушением подушек двигателя, детонационными процессами или сбоем работы системы зажигания.
  3. Черный, сизый или синий дым из выхлопной трубы. Нормальным может быть появление необильного дыма во время прогрева авто. После достижения рабочей температуры окрашивание выхлопов в один из вышеуказанных цветов свидетельствует о наличии проблем в ДВС.
  4. Явно завышенное потребление бензина или дизельного топлива. Причин этому явлению может быть много, начиная от неисправностей топливной системы, заканчивая низким качеством самого горючего.
  5. Проблемы с запуском, неровная работа двигателя и плавающие обороты холостого хода.
  6. Заметное снижение эксплуатационных характеристик автомобиля. Машина хуже ускоряется, пропадает тяга, падает максимальная скорость.
  7. Ошибка «CheckEngine» на приборной панели.

Наличие этих признаков почти всегда свидетельствует о неполадках в двигателе.

Если вы заметили что-то из списка выше, не затягивайте с диагностикой и ремонтом! Записывайтесь к нам по форме ниже и приезжайте по адресу: г. Саранск, ул. Строительная, 1 (ворота № 5).

Неявные признаки неисправности двигателя автомобиля

Есть несколько несложных манипуляций, возволяющих выявить определённые неисправности мотора. Рассмотрим эти неисправности, а также методы их самостоятельной диагностики:

  1. Большой расход масла. Небольшое потребление моторного масла на угар считается нормальным явлением. Однако если приходится делать доливку каждую тысячу километров пробега или чаще — ДВС явно неисправен. Иногда подобное явление наблюдается при нарушении регламентных сроков замены масла. На нашем сайте вы также можете узнать, как часто менять масло в двигателе.
  2. Падение уровня охлаждающей жидкости без видимых подтеков и образование эмульсии на щупе или под маслозаливной пробкой. Этот признак указывает на нарушение взаимной герметичности контуров смазки и охлаждения внутри мотора. Параллельно может повышаться уровень масла. Иногда появляются маслянистые пятна в расширительном бачке — это крайне опасный признак неисправности двигателя, который требует незамедлительного вмешательства.
  3. Обильные картерные газы. При работающем на холостых оборотах двигателе отверните маслозаливную пробку. Если из горловины вырывается сильный поток отработавших газов, который легко сбрасывает свободно лежащую (не закрученную) пробку — это свидетельствует об износе цилиндропоршневой группы. Небольшая пульсация картерных газов допустима.
  4. Масляные подтеки или обильные сажевые наросты на выхлопной трубе. Проведите салфеткой по внутренней части выхлопной трубы. Небольшое наличие сажи считается нормальным явлением. Однако появление масла или большого количества сажевых отложений — тревожный сигнал.

Основным правилом при обнаружении всех вышеперечисленных признаков является оперативность квалифицированного вмешательства. До проведения детальной диагностики невозможно сказать точно, проедет авто еще несколько десятков тысяч километров или мотор заклинит уже при следующем пуске.

Почему рациональнее ремонтировать мотор при первых признаках неисправностей

Некоторые водители даже при наличии очевидных проблем с мотором продолжают эксплуатацию до его полного отказа. Насколько это рационально? Отвечаем: имеет смысл так небрежно относиться к двигателю только в том случае, если после его отказа автовладелец намеревается покупать контрактный мотор или решил сдать авто в утиль.

Если же в планах — дальнейшая эксплуатация автомобиля без замены мотора, то не стоит медлить с профессиональной диагностикой и ремонтом. В подавляющем большинстве затягивание с ремонтом до последнего обойдется дороже. А некоторые серьезные поломки вообще исключают возможность восстановления работоспособности двигателя. Поэтому любые неисправности двигателя проще и дешевле устранять на этапе зарождения.

Важно понимать, что поломка сама по себе никуда не исчезнет, а со временем приведет к цепной реакции, когда из-за одной неполадки ускоренным темпом начнут выходить из строя другие узлы и системы авто.

В мастерской «Авто-Мастер» есть все необходимые средства для детальной диагностики любых современных двигателей. Появились сомнения в исправности мотора? Обращайтесь к нам, мы точно определим, насколько оправданы ваши опасения, и оперативно проведём все необходимые ремонтные работы.

Характерными неисправностями бензиновых двигателей являются следующие:

Двигатель не запускается

Возможными причинами могут быть: неисправность системы зажигания; отсутствие топлива в карбюраторе из-за засорения топливопроводов, фильтров топливного бака, топливного насоса, карбюратора или фильтра тонкой очистки топлива; неисправность топливного насоса; не открывается воздушная заслонка карбюратора при первых вспышках в цилиндрах; не открывается пневмоклапан экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ) карбюратора : негерметичны пневмомагистрали, обрыв в проводах, идущих к блоку Управления и электромагнитному клапану, неисправен электромагнитный клапан, неисправен пневмоклапан ЭПХХ карбюратора, неисправен блок управления ЭПХХ.

Для устранения неисправности необходимо: продуть топливопроводы, промыть фильтры и топливный бак, заменить фильтр тонкой очистки топлива; проверить работу насоса и заменить поврежденные детали; устранить негерметичность пускового устройства, заменить поврежденную диафрагму пускового устройства; устранить негерметичность; проверить провода и их соединения, устранить повреждения; заменить клапан; заменить блок управления.

Двигатель работает неустойчиво или останавливается на холостом ходу

Основной причиной может быть нарушение регулировки холостого хода двигателя; для устранения неисправности необходимо отрегулировать холостой ход.

При неисправности системы управления ЭПХХ карбюратора необходимо заменить блок управления.

При неисправности карбюратора (засорены жиклеры или каналы карбюратора) необходимо продуть жиклеры и канальи карбюратора; если в карбюраторе вода, надо удалить воду из карбюратора, слить отстой из топливного бака; при нарушении герметичности диафрагмы пускового устройства следует заменить диафрагму; если неисправна система зажигания -окислены, загрязнены или пригорели контакты прерывателя, образовались бугорок и кратер на контактах, чрезмерно большой зазор между контактами или ослаблена прижимная пружина, необходимо зачистить контакты и отрегулировать зазор между ними; при ослаблении прижимной пружины надо заменить контактную группу; при ослаблении крепления или окисления наконечников проводов в цепи низкого напряжения, обрыве в проводах или замыкании их с «массой» следует проверить провода и соединения, заменить поврежденные провода; при неисправности выключателя зажигания необходима проверить провода и соединения, заменить поврежденные провода, при обрыве в первичной катушке зажигания — заменить катушку зажигания.

При подсосе воздуха в впускную трубу через соединение трубопроводов тормозного усилителя, систему управления ЭПХХ карбюратора или эконометра нужно уплотнить соединения, заменить поврежденные детали.

При подсосе воздуха через прокладки в соединениях между карбюратором и впускной трубкой и между впускной трубкой и головкой блока цилиндра подтяните гайки креплении или замените прокладки.

При подсосе воздуха через повреждения магистрали вакуумного регулятора распределителя замените поврежденные трубки.

Двигатель не развивает полной мощности и не обладает достаточной приемистостью

Причинами могут быть неисправности карбюратора:

  • неполное открытие дроссельных заслонок карбюратора — отрегулировать привод дроссельных заслонок; неисправен насос-ускоритель — проверить подачу насоса, заменить поврежденные детали; засорены главные жиклеры — продуть жиклеры сжатым воздухом; не полностью открыта воздушная заслонка — отрегулировать привод воздушной заслонки;
  • уровень топлива в поплавковой камере не соответствует норме — отрегулировать установку поплавка;
  • загрязнен воздушный фильтр — заменить фильтрующий элемент;
  • неисправен топливный насос — проверить работу насоса и заменить поврежденные детали;
  • засорено вентиляционное отверстие в пробке топливного бака — продуть отверстие сжатым воздухом;
  • нарушены зазоры в клапанном механизме — отрегулировать зазоры.

При недостаточной компрессии (ниже 1 МПа) — возможными причинами неисправности могут быть:

  • пробита прокладка головки блока цилиндра — заменить прокладку;
  • обгорание или деформация клапана — заменить поврежденные клапаны, отшлифовать седла и притереть клапаны;
  • прогорание поршней — заменить поршни; поломка или пригорание поршневых колец — очистить кольца и канавки поршней от нагара, заменить поврежденные коль­ца; чрезмерный износ цилиндров и поршневых колец — заменить поршневые кольца, при необходимости заменить поршни и гильзы цилиндров;
  • перегрев двигателя — проверить уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке, работоспособность термостата и электродвигателя вентилятора;
  • применен низкооктановый бензин — использовать бензин с соответствующим октановым числом;
  • ослабли пружины клапанов — разобрать головку блока цилиндров, проверить упругость пружин и при необходимости заменить.

Повышенный расход масла

Причинами могут быть:

  • засорение системы вентиляции — прочистить систему вентиляции картера;
  • износ или поломка поршневых колец — заменить поршневые кольца;
  • течь масла через уплотнение двигателя — подтянуть крепления, при необходимости заменить прокладки и манжеты;
  • закоксование прорезей в маслосъемных канавках — очистить прорези от нагара; чрезмерный износ стержней клапанов — заменить клапаны и их резиновые уплотнения;
  • чрезмерный износ направляющих втулок клапанов — произвести ремонт головки блока цилиндров, заменить втулки клапанов.

Стук коренных подшипников указывает на износ коренных подшипников. В нижней части картера прослушивается глухой низкий стук, который заметно усиливается при увеличении частоты вращения коленчатого вала. Такой стук может появиться при большом износе коренных подшипников. Другой причиной может быть снижение давления масла в системе смазки двигателя. В этом случае необходимо заменить вкладыши коренных подшипников.

Стук шатунных подшипников

Стук ритмичный, звонкий, металлический, прослушивается на коренному ходу двигателя при резком открытии дроссельной заслонки. Место стука можно определить, отключая по очереди свечи зажигания. Возможными причинами стука шатунных подшипников могут быть: недостаточное давление масла; чрезмерный зазор между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами (необходимо прошлифовать шейки до ремонтного размера и заменить вкладыши); не параллельность осей верхней и нижней головок шатуна (разобрать шатунно-поршневую группу и заменить шатун); работа на масле несоответствующей марки (заменить масло на рекомендованное в руководстве по эксплуатации).

Стук коленчатого вала

Причинами неисправности могут быть:

  • слишком раннее зажигание — отрегулировать установку начального момента зажигания; недостаточное давление масла в смазочной системе;
  • ослаблены болты крепления маховика — затянуть болты;
  • увеличенный зазор между шейками и вкладышами коренных подшипников — прошлифовать шейки до ремонтного размера и заменить вкладыши;
  • работа на масле несоответствующей марки — заменить масло на рекомендованное в руководстве по эксплуатации.

Стук поршней

Этот стук лучше всего прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала и при работе двигателя под нагрузкой. Вызывается биением поршня в цилиндре. Возможной причиной неисправности может быть увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами — заменить поршни, расточить цилиндры.

Стук впускных и выпускных клапанов

При увеличенном зазоре в клапанном механизме прослушивается характерный стук, обычно с равными интервалами. Частота его меньше частоты любого другого стука в двигателе, так как клапаны приводятся в действие от распределительного вала, частота вращения которого в два раза меньше частоты вращения коленчатого вала.

Возможными причинами неисправности могут быть:

  • большой зазор в клапанном механизме — отрегулировать зазоры;
  • поломка клапанной пружины — заменить пружину;
  • большой зазор между стержнем и направляющей втулкой клапана — заменить изношенные детали;
  • износ кулачков распределительного вала — заменить распределительный вал.

Как правило, зазоры проверяют и регулируют на холод ном двигателе. Зазор в клапанном механизме определяют плоским щупом, а регулируют поворотом регулировочных винтов коромысел (на автомобилях ВАЗ, кроме 2108, 2109— головкой регулировочного болта) в нужную сторону.

Для того, чтобы отрегулировать зазоры, необходимо установить поршень цилиндра, подлежащий регулировке, в верхнюю мертвую точку такта сжатия, предварительно открыв крышку клапанной коробки. В этом положении оба клапана данного цилиндра закрыты, а коромысла этих клапанов должны свободно качаться в пределах зазора. Затем нужно опустить контргайку на регулировочном винте или болте, установить регулировочным винтом или болтом необходимый зазор, затянуть контргайку и вновь проверить зазор. Если щуп входит и выходит из него с трудом, он отрегулирован оптимально.

Таким же образом, проворачивая на пол-оборота колен вал за пусковую рукоятку или болт крепления шкива привода генератора или за вывешенное ведущее колесо, регулируют зазор в клапанах других цилиндров в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя. При этом коленчатый вал проворачивают только по часовой стрелке.

Для регулировки зазоров в клапанном механизме двигателя ВАЗ—2101 необходимо провернуть коленвал по часовой стрелке до совпадения метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников, что будет соответствовать концу такта сжатия в четвертом цилиндре. В таком положении регулируют зазор у выпускного клапана четвертого цилиндра — восьмой кулачок и впускного клапана третьего цилиндра — третий кулачок. Гаечным ключом придерживают регулировочный болт рычага, другим ключом ослабляют контргайку и, завертывая и отвертывая регулировочный болт с последующим затягиванием контргайки, регулируют зазор, при котором щуп будет входить с легким защемлением.

Регулировка зазоров в приводе клапанов методом подбора шайб производится в автомобилях ВАЗ—2108, —2109 и некоторых других. Регулировочные шайбы бывают толщиной от 3 до 4,25 мм. Для того, чтобы отрегулировать зазор, необходимо отвернуть гайки, снять крышку головки цилиндров и переднюю защитную крышку зубчатого ремня и вывернуть свечи зажигания. Масло из масляных ванн в головке цилиндров удаляют и внимательно осматривают поверхность кулачков распределительного вала. На поверхности кулачков не должно быть раковин, глубоких рисок и следов износа. Затем по часовой стрелке вращают коленчатый вал за болт крепления шкива привода генератора и совмещают метку на шкиве распре­делительного вала с установочным выступом на задней защитной крышке. Это положение соответствует верхней мертвой точке в первом и четвертом цилиндрах. Далее коленчатый вал доворачивают на 45—50° — на 2,5—3 зуба шкива распределительного вала. Делают это осторожно, не забывая, что проворачивание коленчатого вала за отверстие шкива или болт распределительного вала может повредить болт и зубчатый ремень привода.

Затем проверяют зазоры у первого и третьего кулачков. Если щуп входит с трудом, с легким защемлением, значит, зазор оптимален. Если нет, шайбу заменяют более тонкой или толстой. Провернув коленчатый вал на пол-оборота вперед (180°), регулируют зазоры у пятого и второго кулачков. Провернув коленчатый вал еще на пол-оборота, занимаются регулировкой восьмого и шестого кулачков. Провернув еще на полуоборота, регулируют зазор у четвертого и седьмого кулачков.

Закончив регулировку зазоров, в масляные ванны в головке цилиндров заливают масло таким образом, чтобы точки контакта кулачков с регулировочными шайбами оказались в масле. После этого устанавливают крышку головки блока цилиндров.

После того, как зазоры в клапанном механизме отрегулированы, необходимо запустить двигатель и прослушать его работу в различных режимах. Установка клапанов даст хороший результат только в том случае, если они правильно притерты, не разбиты на концах и если нет превышения зазора во втулках. Обычно зазор клапанов проверяют после ремонта головки блока цилиндров.

Стук поршневых пальцев

Стук характеризуется двойным металлическим резким звуком, который слышен при всех режимах работы двигателя на холостом ходу и усиливается при повышении нагрузки.

Возможными причинами неисправности могут быть:

  • большой зазор между пальцем и отверстием в бобышках поршней — поставить поршневые пальцы увеличенного размера, расточив соответственно втулку верхней головки шатуна;
  • чрезмерный зазор между пальцем и втулкой верхней головки шатуна — запрессовать в верхнюю головку шатуна новую втулку и расточить до нужного диаметра.

При отключении свечи неисправного цилиндра стук может полностью исчезнуть. Такой стук может вызвать и слишком раннее зажигание. В первую очередь необходимо проверить и отрегулировать зажигание, если это стук не устраняет, производят замену поршневых пальцев, поршней и втулок.

Перед сборкой палец необходимо правильно подобрать к поршню. Поршневой палец, смазанный маслом, должен входить в отверстие поршня при легком нажатии большого пальца и не выпадать из перевернутого поршня.

Недостаточное давление масла на холостом ходу прогретого двигателя

Возможными причинами неисправности могут быть:

  • неисправность или засорение редукционного клапана давления масла — необходимо очистить клапан от посторонних частиц и заусенцев, если нужно, заменить пружину или клапан;
  • шестерни масляного насоса изношены или имеют дефекты — отремонтировать масляный насос;
  • большой зазор между вкладышами коренных и шатунных подшипников и соответствующими шейками коленчатого вала — прошлифовать шейки до ремонтного размера и заменить вкладыши;
  • неисправность электрического датчика указателя давления масла — проверить и при необходимости заменить датчик;
  • работа на масле не соответствующей марки — заменить масло на рекомендованное в руководстве по эксплуатации.

Шум цепи привода распределительного вала

Шум появляется при возникновении зазоров между элементами зацепления. Из общего шума при работе двигателя этот шум выделяется при малой частоте вращения коленчатого вала.

Возможными причинами неисправности могут быть:

  • уменьшение натяжения цепи вследствие ее нормального износа — натянуть цепь.

Перегрев двигателя

Возможными причинами неисправности могут быть:

  • слабое натяжение ремня привода жидкостного насоса и генератора — отрегулировать натяжение ремня;
  • недостаточное количество жидкости в системе охлаждения — долить охлаждающую жидкость в систему охлаждения;
  • неправильная установка начального момента зажигания— отрегулировать начальный момент зажигания;
  • сильное загрязнение наружного момента зажигания — очистить наружную поверхность радиатора струей воды;
  • неисправен термостат — заменить термостат;
  • не работает электродвигатель вентилятора — проверить электродвигатель, его датчик и реле, заменить неисправные узлы;
  • применен низкооктановый бензин — использовать бензин с соответствующим октановым числом;
  • неисправен жидкостный насос — проверить работу насоса, отрегулировать его или заменить.

Если двигатель перегревается, слышен звонкий металлический стук, дымит глушитель — это может свидетельствовать о большом нагаре в камерах сгорания цилиндров, о детонационном горении рабочей смеси, то есть слишком быстром завершении процесса сгорания в цилиндре в результате самовоспламенения части рабочей смеси перед фронтом пламени.

При детонации лишнее тепло от сгоревших газов отдается в стенки камеры сгорания и днище поршня, что приводите к перегреву двигателя и разрушению поверхности камеры сгорания и днища поршня. Признаками разрушения служит появление на поверхности металла небольших щербин. Однако даже до появления видимых разрушений работа двигателя с детонацией приводит к ускорению износа его деталей. Обычно первыми разрушаются кромки прокладки между цилиндром и его головкой, и прокладка прогорает.

Для того, чтобы удалить нагар из цилиндров, можно снять головку блока цилиндров и очистить нагар с днищ поршней и клапанов, с поверхностей головки блока, используя металлические щетки и деревянные скребки. Для более легкого удаления нагара его предварительно размягчают керосином. Нагар можно удалить, не разбирая двигатель. В этом случае двигатель сначала прогревают, а затем в каждый цилиндр заливают 20 мл смеси, состоящей из 20% масла и 80% керосина. Залив смесь, коленчатый вал двигателя проворачивают пусковой рукояткой на 7—8 оборотов, затем через сутки дают двигателю поработать около тридцати минут. За это время размягченный нагар выгорает. После удаления нагара таким способом заменяют масляный фильтр и масло в двигателе.

Помимо нагарообразования, причинами детонации могут быть раннее зажигание, несоответствие топлива двигателю, бедная рабочая смесь, длительная работа с малой частотой вращения коленчатого вала, неисправность охлаждения двигателя.

До выяснения причин детонации необходимо проверить, не происходит ли калильное зажигание, то есть самовоспламенение всей смеси без искры, которое может возникать из-за перегрева двигателя в конце такта сжатия, соприкосновения с раскаленными электродами, нагаром. В этом случае температура сжатой смеси бывает слишком высокой, что и приводит к тому, что смесь загорается без искры. Чтобы отличить дето­нацию от самовоспламенения, необходимо выключить зажигание. Если двигатель останавливается сразу, это свидетельствует о том, что детонация была, так как детонационное сгорание появляется после воспламенения смеси электрической искрой. Если возникает необходимость временно использовать топливо, не соответствующее двигателю, детонации можно избежать путем установки более позднего зажигания.

Быстрое падение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке

Возможными причинами неисправности могут быть:

  • повреждение радиатора — отремонтировать или заменить радиатор;
  • повреждение шлангов прокладок в соединениях трубопровода, ослабление хомутов — заменить поврежденные шланги или прокладки, подтянуть хомуты шлангов;
  • повреждение прокладки головки блока цилиндров — заменить прокладку;
  • подтекание жидкости из крана отопителя — заменить кран.

Повышенная вибрация двигателя

  • Возможными причинами неисправности могут быть:
  • неисправность системы зажигания;
  • дисбаланс коленчатого вала — снять и отбалансировать коленчатый вал; неисправность карбюратора — очистить жиклеры и внутренние каналы, отрегулировать систему холостого хода;
  • установка поршней разной массы — разобрать шатунно-поршневую группу, устранить разность массы поршней;
  • подушки подвески двигателя изношены или слишком большой жесткости; неравномерность зазоров в клапанном механизме — отрегулировать зазоры до необходимой величины.

Повышенный расход топлива

Возможными причинами неисправности могут быть: повышенное сопротивление движению автомобиля — проверить и отрегулировать давление в шинах, тормозную систему; неполное открытие воздушной заслонки — отрегулировать привод заслонки; неправильная установка начального момента зажигания — отрегулировать начальный момент зажигания засорены воздушные жиклеры — очистить жиклеры; высокий уровень топлива в карбюраторе, нарушена герметичность игольчатого клапана или его прокладки, заедание или трение, препятствующее нормальному передвижению поплавка, не герметичность поплавка — проверить на присутствие посторонних частиц между иглой и седлом клапана, при необходимости заменить клапан или прокладку, проверить и при необходимости заменить поплавок.

Развитие автомобилей и автомобилестроения привело к тому, что современный автолюбитель не только не занимается ремонтом самостоятельно, но и часто не представляет, как устроен автомобиль и каким образом поддерживать его в надлежащем состоянии. Для многих двигатель автомобиля — черный ящик, который превращает бензин в лошадиные силы и ньютоно-метры (хотя, вероятнее всего, такой термин вряд ли знаком широкому кругу водителей). Все, что находится под капотом, вызывает благоговейный страх и, по этой причине, водитель старается заглядывать туда как можно реже. И современный автомобиль этому всячески способствует: из него ничего не капает, он не издает неприятных звуков и не источает неприятных запахов. Водитель каждое утро садиться в теплый салон и едет по своим делам, не задумываясь о том, что автомобиль — сложный механизм, требующий соответствующего внимания и обслуживания.

После кузова, двигатель — самая дорогостоящая деталь автомобиля, и его поломка может больно ударить по карману автовладельца. Чтобы не допустить его выхода из строя важно понимать, каким образом функционирует агрегат и каковы основные причины поломок.

По статистике, основная причина ремонта двигателя — несоблюдение правил обслуживания. И без того длинные межсервисные интервалы, доходящие до 30000 км, не соблюдаются владельцами, и автомобиль может пробежать и 60000 и 80000 без ТО. Но, как и лошадь, которую не кормили и заставляли бегать круглые сутки, при таком обращении двигатель попросту "умрет". Почему?

Современные масла позволяют автопроизводителям увеличивать требуемый пробег автомобиля между заменами масла. Но довольно весомый вклад в таком увеличении имеет желание производителя показать свой продукт с более привлекательной стороны, или проще говоря, маркетинг. Ведь больший пробег между ТО означает снижение затрат на эксплуатацию, и на неискушенный взгляд говорит о большей надежности автомобиля, что делает его более привлекательным в глазах потребителя. Но так ли хороши используемые сейчас масла? Несмотря на то, что технологии шагнули далеко вперед, законы физики (и химии), все так же продолжают действовать. Масло в двигателе подвержено воздействию высоких температур, в него попадает топливо, что приводит к окислению и выгоранию входящих в состав масла присадок. В условиях российской эксплуатации и нестабильного качества топлива, масло теряет основные свойства уже через 8 — 9 тысяч километров. Для минерального масла этот срок еще меньше.

Что же произойдет, если не заменить масло?

Смазывающие свойства и способность масляной пленки задерживаться на поверхности смазывающихся деталей падают, приводя к появлению "сухого" трения, т.е. случая, когда металл контактирует непосредственно с металлом. Такой режим работы приводит к повышенному износу трущихся частей, от трения увеличивается температура в зоне контакта и детали попросту свариваются между собой приводя к заклиниванию двигателя. Но это крайний вариант. В менее критических случаях износ деталей будет способствовать уменьшению мощности двигателя, увеличению расхода топлива и масла и другим неприятным явлениям.

Другая возможность повредить двигатель связана с тем, что в процессе эксплуатации, количество масло в двигателе уменьшается. Масло попадает в камеру сгорания и сгорает вместе с топливом, причем этот процесс тем интенсивнее, чем больше износ поршневой группы. Также масло может вытекать через различные уплотнители, которые также теряют эффективность со временем. Недостаточное количество масла приводит, например, к тому, что многие важные детали, например распредвал, находящиеся в головке блока цилиндров оказываются без смазки и изнашиваются ускоренными темпами и выходят из строя.
Также недостаток масла может сказаться на работе натяжителя цепи привода ГРМ, что может привести к ее ослаблению. Ненатянутая цепь может "перескочить" на несколько зубьев на звездочках коленчатого или распределительного валов, в результате чего нарушится правильное расположение этих валов, что приведет к столкновению поршней с открывшимися не вовремя клапанами.

Но кроме масла есть и другие возможные причины поломки двигателя.

Свечи зажигания в случае долгой эксплуатации без замены могут лишь беспокоить водителя ухудшением динамики автомобиля, увеличением расхода топлива и лампой "проверь двигатель". Известны случаи разрушения свечи непосредственно в двигателе с попаданием ее частей в цилиндр и являющиеся причиной дорогостоящего ремонта двигателя, но они довольно редки. К этому времени автомобиль обычно уже перестает ехать, поскольку топливо в двигателе не поджигается. Но, в это же время, несгоревшее топливо, попадая в каталитический нейтрализатор, будет догорать внутри него, приводя к "спеканию" ячеек нейтрализатора и способствуя выходу его из строя.

Еще одна очень частая причина поломок — приводные цепи и ремни.

О цепи мы поговорили ранее, а на ремнях хотелось бы остановиться. В среднестатистическом двигателе можно найти ремни привода ГРМ и ремни привода различных агрегатов: насоса ГУР, компрессора кондиционера, вентиляторов и т.д. И если обрыв последних не приведет к катастрофическим последствиям, то обрыв ремня привода ГРМ повлечет за собой те же печальные события, что и проблемы с цепью: поршни, клапаны, а возможно, что и другие детали придется менять.

Отдельно можно отметить “человеческий фактор”. При обслуживании двигателя важно соблюдать чистоту и внимательно следить за выполнением всех операций. Попадание грязи внутрь двигателя, незакрученные болты или неправильная установка деталей после их снятия может привести к печальным последствиям и дорогостоящему ремонту.