Что значит коренной москвич

0
877

Содержание

Москвичей частенько обвиняют в снобизме и чванстве, когда упоминается словосочетание «коренной москвич». Поколение современных жителей столицы разношерстно, многонационально и демократично. Это словосочетание все реже можно услышать на улицах Белокаменной. Может потому, что в Москве не осталось коренных москвичей?

Теоретические выкладки

Начнем со словарей. Даль дает определение слова «коренной» как основной, первобытный, истоковый и так далее на страницу мелким шрифтом. Другой популярный автор словаря Ефремова определяет слово как исконный, постоянный и опять же основной.

Правовая демография утверждает, что коренным житель становится, если три поколения предков жили на данной территории. Понятие "коренной народ" созвучно с этим – этнос, постоянно проживающий на определенной территории более трехсот лет с этническими, языковыми и социально-экономическими отличительными чертами, считают коренным народом.

Отметим, что понятие берет начало с древнегреческих автохтонов – это значит коренной обитатель этой страны. А в Древнем Риме коренных жителей называли аборигенами. А вот конкистадоры жителей Нового Света называли туземцами.

Так кто же вы, аборигены Москвы?

Может, попробуем отыскать определение в истории Великой Руси? Коренным называли центрального, остового коня в тройке, двух других называли пристяжными. Может, остовые, главные жители столицы — это:

  • Родственники основателей в VIII веке поселка Москва.
  • Родственники тех, кто прогнал первых и занял их место в двух следующих столетиях – угро-финны и нормандцы.
  • Потомки славян и тюрков, что в XII веке сделали Москву административным центром территории.

Дальше тоже можно продолжить. Главное – постоянное и безвыездное проживание в Москве всех поколений предков.

Это шутка, но уже понятно, что определение понятия «коренной москвич» — это дело трудное, иногда практически невозможное и очень, очень спорное.

Взгляд на проблему чиновников от власти

Чиновники ввели в обиход понятие в период советской власти и связано оно с «лимитчиками». Именно тогда появились понятия "урожденные москвичи" и "коренные". Коренным москвичам предоставлялось право стать в очередь на получение жилья. Кстати, правовая норма действительна и сегодня.

Коренной москвич — это тот, кто прожил и имел московскую прописку более сорока лет. Все проживающие меньше этого срока просто москвичи. А кто родился в московских роддомах – урожденные москвичи.

Официальной статистики, сколько коренных москвичей и других категорий москвичей, нет. А вот неофициально чиновники дают цифру 5-18 % коренных москвичей.

Москва без москвичей

Это получается 2 миллиона коренных москвичей из более 15 миллионов населения столицы. А ведь город разрастался не при демографическом взрыве, а именно за счет вливания крови из регионов. Куда же подевались москвичи?

В жестокие 30-40-е годы, а потом и в 90-е годы прошлого столетия много коренных жителей столицы оказались совсем в других регионах России, а многие и на кладбищах, не выдержав прессинга властей и сумасшедшей гонки мегаполиса.

Но не все так мрачно. Диаспоры русских в Канаде, США, Израиле, Британии и других странах пополнились немалым количеством коренных москвичей всех волн эмиграции.

К примеру, в Великобритании каждая пятнадцатая сделка по покупке недвижимости совершается русскими, в 2006 году сумма сделок составила 799 миллионов фунтов стерлингов (данные Knight Frank, 2010). Сколько из этих русских выходцы из столицы, не знает никто.

Сегодняшняя «лимита»

«Лимитчики» советского времени – труженики рабочих специальностей, приглашенные в столицу восстанавливать объекты промышленности после войны.

Сегодняшние приезжие – это не лимита, а «понаехавшие». Богатые люди, купившие жилье в Первопрестольной, живут в элитных многоэтажках, зачастую просто не доступных для простых москвичей. Да и не только москвичей, ключевое слово – простых.

«Понаехавшие» граждане России и не только прибыли в столицу экономики страны зарабатывать деньги на содержание своих семей, проживающих в менее стабильных экономических зонах. Повышая конкуренцию на рынке труда, они вступают в противодействие интересов коренных жителей и их детей (помним про 40 лет). Но большинство москвичей улучшают свое финансовое положение, сдавая приезжим жилье.

Экономическая активность столицы привлекает все новые и новые волны приезжих. И разве это плохо, ведь в основном это молодые, высокообразованные и энергичные люди. Нацеленные улучшить личное благосостояние, а соответственно и помочь стране.

Среди коренных москвичей мало людей, обладателей платиновой банковской карты, олигархов и тех, кто пресыщен прелестями жизни. Здесь накоплена энергия действия и стремлений, город захватывает этой энергетикой. Которую выдержать могут, к сожалению, не все.

Москвич – понятие эфемерное

Сколько в Москве коренных москвичей, по сути, совершенно неважно. Сам статус — это не отметка в паспорте и не тайна. Понятие это эфемерное, без конкретики материальности, это что-то внутри человека.

Статус коренного москвича вырывается лишь в ситуации, когда для человека эту сулит определенную выгоду. И при этом не несет скрытой угрозы или открытой опасности. Всем известны примеры таких ситуаций, неоднократно используемые советским и постсоветским кинематографом.

И можно ли не считать москвичом британца с русскими корнями, который с теплотой и грустью вспоминает красоту Патриарших прудов и старинные трамваи вокруг Чистых прудов?

Это точно москвич

Определить в толпе горожан москвича трудно, но возможно. Несколько признаков, что выделяют того, кто считается коренным москвичом, тут:

  • Коренной житель срежет половину Москвы, пройдя дворами, и при этом вряд ли доступно объяснит, как пройти к Крымскому валу.
  • Он, вероятнее всего, ни разу не был посетителем Мавзолея, однако ходит на работу через Красную площадь.
  • В метро, при прочих равных, из заполненного вагона первыми умудряются выходить именно москвичи.
  • На вопрос о том, в каком году горела Останкинская башня, москвич ответит, что в период правления мэра Лужкова, а открылась после реставрации в собянинскую эру.
  • Свое мнение у москвича есть по любому вопросу. Стоит спросить – устанешь слушать. Но главная тема – власти, тут безразличия не встретишь.
  • Акающая речь уже не 100% показатель, но у москвичей встречается все же с завидной постоянностью.
  • Коренной москвич — это человек, который никогда не скажет, что столица большая. Для него она маленькая – всюду знакомые лица.
  • Коренные москвичи Москве приписывают почти человеческие качества. Она у них не красавица, а голубушка.
  • Коренные москвичи помнят названия улиц до их переименования. И любят ту Москву, когда «трава была зеленее, а воздух чище».

Москвич, так какой же ты?

Большинство представляет себе коренного москвича как интеллигентную старушку, дочку родителей, рожденных в Москве. Она без платка и валенок. Она в туфельках, шляпке и с сумочкой. Дремучий возраст уберег ее от маразма, и она с удовольствием расскажет про историческое название улицы, по которой идет. Она назовет свою родную Москву городом-сказкой и городом-легендой, а не супермегаполисом.

Наверное, неважно, живет человек тут более трех поколений или приехал не так давно. Важно отношение к столице, к Белокаменной, к Первопристольной, к сердцу Руси-матушки. Если человек знает историю Москвы или хочет ее узнать, живет культурной жизнью, интересуясь выставками и театральными премьерами, занимает активную гражданскую позицию и доброжелателен к гостям города, никто не вправе назвать его не коренной москвич. Это не право жителя, это его статусная принадлежность, которую надо заслужить и постараться не потерять.

Форум о русском языке

  • Список форумовНа досугеКурилка
  • Проверка слова в словарях ГРАМОТЫ.РУ
  • Изменить размер шрифта
  • Для печати
  • FAQ
  • Регистрация
  • Вход

Коренной москвич

Коренной москвич

zyablik » 12 июн 2014, 00:44

Re: Коренной москвич

adada » 12 июн 2014, 00:54

Re: Коренной москвич

zyablik » 12 июн 2014, 01:42

Re: Коренной москвич

behemothus » 12 июн 2014, 01:55

Коренной — по рождению. Коренные противопоставляются приезжим.
Но сейчас этим термином обычно не пользуются, говорят — в таком-то поколении.
Поэтому мня, например, можно считать москвичом во втором поколении, мама родилась в Москве, а дочку — в третьем.

Хотя тут, конечно, можно спорить.

Re: Коренной москвич

Хелена » 12 июн 2014, 09:26

Да, сегодняшнее значение таково:

И это вполне объяснимо: мобильность населения высока. Да и история нашей страны не способствовала оседлости.

Но всё же точнее, наверно, считать коренным жителем начиная хотя бы со второго поколения — с родителей.

P. S. Коренных жителей как раз в Москве почти не осталось.

Re: Коренной москвич

Тигра » 12 июн 2014, 09:42

У меня нет своего определения, это понятие для меня очень расплывчато.

Но думаю, что есть разница между теми, кто живёт где-то в первом поколении (сам родился там) и теми, кто во втором.
В первом случае ребёнок растёт с родителями, для которых с детства было дорого что-то другое, кто сам себя в детстве вспоминает в другом месте.

Добавлю, что это для меня мало существенно. Иной коренной и города не знает, и чувства причастности лишён. А иной приезжий очень любит место, которое сам для своей жизни выбрал.

Re: Коренной москвич

Хелена » 12 июн 2014, 09:51

ИМХО, это бесспорно.
Мы же вроде как просто о термине.

Re: Коренной москвич

Тигра » 12 июн 2014, 09:55

Re: Коренной москвич

Хелена » 12 июн 2014, 10:10

Re: Коренной москвич

Тигра » 12 июн 2014, 10:12

Re: Коренной москвич

adada » 12 июн 2014, 10:12

Re: Коренной москвич

Хелена » 12 июн 2014, 10:22

Re: Коренной москвич

Хелена » 12 июн 2014, 10:24

Re: Коренной москвич

Тигра » 12 июн 2014, 10:27

Re: Коренной москвич

ne znatok » 12 июн 2014, 10:34

А если наоборот? 🙂

Мои родители уехали по распределению в Таллин, потом беременная мама приехала рожать в Москву, к своей маме, моей бабушке. Родила, пожила два месяца в родительском доме — и обратно в Эстонию. А в Москву я вернулась, мне уже почти шесть было. Но я себя, ессно, всегда коренной москвичкой считала. В первом поколении.

Re: Коренной москвич

Тигра » 12 июн 2014, 10:38

Re: Коренной москвич

ne znatok » 12 июн 2014, 10:47

Мои родители оба немосквичи по рождению, но мама жила в Москве с детства, не знаю точно, с какого года, но в эвакуацию она уезжала из Москвы, будучи, наверно, в классе седьмом.

А вот папа просто учился в Москве, жил в общежитии.

А в Москву они вернулись не так скоро, да они и не планировали возвращаться, думали, останутся в Эстонии. Восемь лет прошло.

Re: Коренной москвич

Тигра » 12 июн 2014, 10:50

Re: Коренной москвич

adada » 12 июн 2014, 10:58

Re: Коренной москвич

Крапива » 12 июн 2014, 12:24

Re: Коренной москвич

ne znatok » 12 июн 2014, 12:28

Re: Коренной москвич

Крапива » 12 июн 2014, 12:32

Re: Коренной москвич

Тигра » 12 июн 2014, 12:33

Re: Коренной москвич

Крапива » 12 июн 2014, 12:37

Re: Коренной москвич

ne znatok » 12 июн 2014, 12:51

Ой, да, романтика!

И никто не узнает, где могилка моя.

Re: Коренной москвич

Salieri » 12 июн 2014, 18:15

Re: Коренной москвич

behemothus » 12 июн 2014, 18:31

Re: Коренной москвич

Хелена » 12 июн 2014, 18:46

Крапива, а Вы это только по отношению к тем, кто уехал — или к понаехавшим тоже?
То есть теперь у них корни не в Истаравшане с Ходжаабадом, а у нас. предположим. в Москве? Тогда какие же они понаехавшие?

Re: Коренной москвич

Salieri » 12 июн 2014, 19:10

Re: Коренной москвич

maggie » 12 июн 2014, 19:51

Прошу прощения, за оффтоп.

Только что прочла, что число беженцев, которые подали в этом году заявление о политическом (религиозном и т.п.) беженстве в Германии, резко возросло за последние несколько месяцев — на 61%.
С января по май нынешнего лишь года 62.600 человек попросили убежища — Asyl/Asylum. Это почти на 25.000 больше, чем в тот же период времени прошлого года.

Большинство обратившихся — беженцы из Сирии (около 10.000 человек); за ними следуют сербы (7.800 человек); на третьем месте — беженцы из Афганистана (3.600 чел.). Кроме того, много беженцев также из Албании, Македонии, Боснии-Герцеговины и Эритреи.

Среди беженцев много детей и подростков. Они потом вырастут, у них буду семьи, дети, и у этих детей — тоже дети. И они станут коренными мюнхенцами, берлинцами, штуттгартцами, людвигсхафенцами, франкфурт-на-майнцами и т.д. И скажут о себе, если это вообще кого-то будет интересовать. ну, в интервью, например, что они — gebürtige Deutsche, а ещё точнее, допустим, если родятся в Берлине, то скажут, что — gebürtiger Berliner/gebürtige Вerlinerin.

Re: Коренной москвич

Salieri » 12 июн 2014, 20:58

Re: Коренной

adada » 13 июн 2014, 01:24

Это настолько сильный тезис, что не может не толкнуть к его дальнейшему развитию! 🙂
Если беженец просит политического убежища, чтобы спасти свою жизнь — спасение логично было бы предоставлять на условиях категорического отказа от привычных этому беженцу политических (а может быть и религиозных) убеждений на все время предоставления. Новая жизнь должна начинаться с нового листа.

Re: Коренной москвич

Тигра » 13 июн 2014, 01:31

Re: Коренной москвич

zyablik » 13 июн 2014, 01:44

Re: Коренной москвич

adada » 13 июн 2014, 01:45

Re: Коренной москвич

Тигра » 13 июн 2014, 01:48

Ну да, я на это и намекаю.

А что вы имеете в виду отрывком из "Ады", adada ?

Re: Коренной москвич

adada » 13 июн 2014, 02:04

Re: Коренной москвич

Тигра » 13 июн 2014, 02:10

Re: Коренной москвич

adada » 13 июн 2014, 02:49

Re: Коренной москвич

Salieri » 13 июн 2014, 16:53

Сейчас, по мнению историков, не более 10% населения столицы можно называть «коренными москвичами». Антропологи же заявляют, что коренных москвичей и вовсе не осталось.

Коренной – некоренной

Результаты социологических опросов среди жителей Москвы выявляют совершенно разное представление о термине «коренной москвич». Для кого-то коренной москвич отличается от некоренного по внешности и уровню интеллекта, а кто-то его особенности находит в воспитании и культуре.

Но большинство все же пытается выявить коренного москвича по количеству поколений, проживавших в Москве. Но если, по мнению одних, чтобы стать «коренным» достаточно самого факта рождения в столице, то на взгляд других в роду должно быть не меньше шести поколений москвичей.

Однако есть респонденты, для которых подобные высчитывания чистой воды шовинизм.
«Москвича достаточно просто узнать по характерной речи. В нем чувствуются определенная вальяжность, самодовольство и уверенность в себе», – говорит журналист Артемий Троицкий. А по мнению сатирика Виктора Коклюшкина коренной москвич «по всем вопросам имеет свое суждение, любит поучать, но в то же время это контактный и жизнерадостный человек».

Сотрудники Института этнологии и антропологии РАН отмечают, что Москва была городом мигрантов с древних времен. Если принять во внимание, что столица постоянно пополнялась за счет приезжих, то понятие «коренной москвич» во многом теряет свой смысл. В Мосгорстате и ГУВД говорят, что у них нет данных о количестве коренных москвичей. Более того, власти заявляют, что статуса «коренной» официально не существует.

Родословная москвичей

Многочисленные археологические находки показывают, что первый человек на территории современной Москвы появился в эпоху неолита. Но более активно эту землю стали заселять с конца I тысячелетия н. э.: сначала финно-угорские народы – мордва, марийцы, удмурты и финны, а затем славянские племена вятичей и кривичей.

Собственно, Москва, по мнению этнолога Александра Пестрякова, это финно-угорское слово, что в переводе означает «медвежья речка».
Со второй половины XII века через Андрея Боголюбского в Москву перебираются жители Среднего Приднепровья, а уже через столетие Москва и ее окрестности становятся центром притяжения населения различных регионов Руси.

В этом свою роль сыграло выгодное географическое положение города, находящегося на перекрестке водных и сухопутных путей, и политика московских князей, направленная на подчинение окрестных земель.

Периодически Москву захлестывали волны миграций, которые интенсивно увеличивали и перемешивали состав городского населения. Во время нашествия Батыя на Владимиро-Суздальское княжество жители разоренных земель активно стали переезжать в Москву. А после подчинения Новгорода Иваном Грозным в столицу потянулись тысячи новгородцев.

Были в истории Москвы и периоды демографического упадка. Так, губительной для населения Москвы стала опричнина 1560-70-х гг., резко сократилось количество жителей столицы в период неудачной для России Ливонской войны (1558-1583) и во время Смуты (1598-1613).

Помимо мигрантов из России в Москву постоянно приезжали европейцы – литовцы, поляки, немцы, шотландцы, голландцы. Большие волны их переселения пришлись на времена Ивана IV, Петра I и Екатерины II.

Знаменитый манифест Екатерины II от 25 октября 1762 года о «дозволении иностранцам въезжать и селиться в империи» серьезно повлиял на демографию не только России, но и Москвы. Некоторые немцы, которым для поселений выделяли Поволжские степи, так и не доезжали до места назначения, оседая в столице.

С 1861 года после отмены крепостного права в Москву стали приезжать крестьяне. В городе они становятся ремесленниками и торговцами, пополняя среду мещан. Москву конца XIX столетия смело можно назвать интернациональным городом: по данным царской полиции 20% населения столицы были «не русскими».

Безумный век

XX век коренным образом преобразовал демографическое лицо столицы. Это было время, когда активный рост населения чередовался с не менее активным его сокращением.

Заметно уменьшилось количество жителей Москвы во время Гражданской войны – многие погибли, умерли от голода или уехали в деревню, чтобы как-то прокормиться. Это время – первая большая волна эмиграции за рубеж, когда столицу покинуло значительное количество населения, не принявшего Советскую власть.

Жизни около 375 тыс. москвичей унесла Великая Отечественная война. Вскоре после страшной войны началась самая длительная волна эмиграции, которая продлилась, по мнению социологов, вплоть до распада СССР.

Особенно активно москвичи выезжали за рубеж в перестроечный период. Жители Белокаменной составили более 20% общероссийской численности населения, покинувшего страну.

Тем не менее, весь послевоенный период Москвы отмечен демографическим подъемом. К примеру, если в 1956 году количество жителей столицы составляло 4 839 000 человек, то к 1991 году эта цифра увеличилась почти вдвое – 9 017 415 жителей. Такие показатели объясняются не только естественным приростом населения, но и постоянной миграцией.

Целый ряд отраслей экономики, в частности, строительство, легкая промышленность, транспорт не могли обеспечиваться рабочей силой за счет москвичей или жителей пригородов. Для проблемных отраслей устанавливались квоты (лимиты), по которым из различных регионов страны в столицу привлекалась дополнительная рабочая сила. Например, на некоторых строительных объектах москвичами были только прорабы. За рабочими мигрантами с тех времен закрепилось пренебрежительное название – «лимита».

«Кодекс москвича»

В 1990-е и 2000-е годы Москву захлестнула очередная волна миграции – самая мощная в истории города. В столицу России в поисках лучшей жизни потянулись выходцы из бывших Союзных республик, но особенно активно из Средней Азии и Закавказья. Так, между двумя переписями населения столицы 1989 и 2002 годов количество азербайджанцев выросло в 5 раз, чеченцев – в 7 раз, таджиков – в 12! Также отмечен резкий прирост вьетнамцев и китайцев. В некоторых районах Москвы доля «нерусского» населения превышает отметку в 30%.

Все это порождает не только рост уровня преступности, но и соответствующее отношение к мигрантам у тех, кто считает себя коренными москвичами. Озабоченные этой проблемой власти столицы пытаются найти пути ее решения, но пока безуспешно. Последнее время к сотрудничеству они активно привлекают представителей национальных диаспор. В их совместных планах создание документа – «кодекса москвича», который бы разъяснял приезжим правила и нормы поведения в мегаполисе.

Глава Комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы Михаил Соломенцев объясняет, что «Москва – город, жизненный уклад которого базируется на русских культуре и традициях, сложившихся веками, и все, кто приезжает сюда жить, должны с этим считаться».

Впрочем, представители диаспор хоть и соглашаются с этим, все же замечают, что от некоторых традиций нельзя отказаться. Представитель белорусской общины Екатерина Юркевич считает, что такой свод норм не должен ущемлять права национальных меньшинств. «Если разрешена одежда субкультур, то одежду культур национальных тем более нельзя запрещать», – замечает она.

В дискуссиях властей и представителей диаспор снова всплывает ключевой вопрос: «А кто такой москвич?». Сегодня московское правительство делает акцент на толерантности и уважительном отношении к национальным и религиозным традициям, настаивая на том, что Москва всегда была и будет многонациональным городом. Понятие «коренной москвич» теперь не несет в себе принципиального значения. Полноправным москвичом может считаться любой, кто приехал в столицу России на постоянное место жительства.