Что такое шток в машине

0
1901

Значение слова Шток по Ефремовой:
Шток — Месторождение полезного ископаемого, заполняющего какое-л. ограниченное пространство (в геологии). 1. Стержень, соединяющий поршень парового цилиндра с шатуном (в технике).
2. Поперечный стержень в верхней части морского якоря.

Шток в Энциклопедическом словаре:
Шток — обычно цилиндрический стержень (сплошной или полый) для соединенияпоршня с ползуном, напр. в паровой машине, поршневом насосе. (нем. Stock) — относительно небольшое интрузивное тело неправильнойформы, приближающейся к цилиндрической; обычно крутопадающее; рудный шток- тело сплошных или почти сплошных руд; измеряется десятками метров впоперечнике.

Значение слова Шток по словарю Ушакова:
ШТОК, штока, м. (нем. Stock). 1. Месторождение полезного ископаемого, заполняющего какое-н. ограниченное пространство (горн.). 2. стержень, соединяющий поршень парового цилиндра с шатуном (тех.). 3. Поперечный стержень в верхней части якоря (мор.).

Значение слова Шток по словарю Даля:
Шток
м. немецк. горн. глыба, либо кабан. | морск. якорное древко (иногда железное), поперек противу лап, отчего якорь, ударясь пяткою о дно и тягомый вбок канатом, оборачивается и забирает лапою. | морск. тросовый (веревочный) прибойник пушки, при заряженьи с закрытыми портами. Штоктали морск. тали, коими притягивают якорный шток к борту, при уборке якоря. Штокфиш м. сухая треска. Штокфишник петерб. продавец вразноску приготовленной, вымоченной в щелоке трески.

Определение слова «Шток» по БСЭ:
Шток (нем. Stock, буквально — палка, ствол)
стержень круглого сечения, соединяющий Поршень с ползуном (Крейцкопфом) в поршневых машинах (насосах, компрессорах, паровых двигателях, некоторых двигателях внутреннего сгорания и т.д.) или в гидравлических и пневматических механизмах привода поступательного движения. Ш. применяется, когда используются обе полости Цилиндра (по ту и другую сторону поршня). При использовании одной полости цилиндра в поршневой машине Ш. обычно отсутствует и Шатун присоединяется непосредственно к поршню. Непроходящий, или односторонний, Ш. располагается по одну сторону поршня и пропускается через одну крышку цилиндра, проходящий Ш. пропускается через обе крышки цилиндра с целью лучшего направления тяжёлого поршня (в паровых машинах) или присоединения второго цилиндра (в компрессорах). В гидроприводах поступательного движения цилиндр иногда крепится к подвижной части машины (столу станка), а Ш. — к станине. Тогда через Ш. подводится масло в полости цилиндра. Диаметр Ш. обычно определяется его прочностью, жёсткостью и устойчивостью, но в гидроприводе поступательного движения — иногда требуемым соотношением скоростей прямого и обратного хода при постоянной подаче насоса.
Н. Я. Ниберг. Шток (геол.)
тело горных пород или полезных ископаемых цилиндрической, каплевидной или изометрической формы. Имеет секущие неправильных очертаний, контакты с вмещающими породами, осложнённые утолщениями и ответвлениями. Размеры в поперечнике от нескольких м до нескольких км, по длинной оси — до нескольких км. По условиям образования различают тектонические, магматические и метасоматические Ш. Тектонические Ш. возникают вследствие выжимания пластического вещества горных пород при их тектонических деформациях (например, Ш. каменные соли в областях соляной тектоники). Магматические Ш. образуются при внедрении магматического расплава во вмещающие породы; на ранней геосинклинальной стадии формируются Ш. ультраосновных и основных пород, а также ассоциированные с ними Ш. хромитов и титаномагнетитов; на средней — штоки гранитоидов; на поздней стадии геосинклинального цикла и в платформенных условиях создаются Ш. сиенитов, порфиров, порфиритов, диабазов, андезитов. Метасоматические Ш. образуются при замещении горных пород минеральным веществом, отлагающимся из циркулирующих в земной коре горячих гидротермальных растворов (Ш. руд меди, свинца, цинка, олова, сурьмы и др. металлов).

шток — шток, а … Русский орфографический словарь

шток — шток/ … Морфемно-орфографический словарь

Шток — Шток, нем. Stock, букв. «палка, стержень». Содержание 1 Геология 2 Части механизмов и устройств 3 Фамилия … Википедия

шток — а; м. [нем. Stock] 1. Геол. Крупная масса горной породы или полезного ископаемого неправильной цилиндрической формы. Ш. каменной соли. Гранитный ш. 2. Техн. Деталь поршневой машины, соединяющая поршень с ползуном. Ш. воздушного насоса. ◁ Штоковый … Энциклопедический словарь

шток — (нем. stock букв. палка, ствол) 1) геол. форма залегания горных пород (гл. обр. магматических) в виде тел неправильной формы, обычно крутопадающих; рудный ш. тело сплошных или почти сплошных руд, достигающее десятков метров в поперечнике; 2) тех … Словарь иностранных слов русского языка

ШТОК — (нем. Stock) относительно небольшое интрузивное тело неправильной формы, приближающейся к цилиндрической; обычно крутопадающее; рудный шток тело сплошных или почти сплошных руд; измеряется десятками метров в поперечнике … Большой Энциклопедический словарь

Шток — [нем. Stock палка, ствол] относительно небольшое интрузивное тело, часто неправильной формы, но, в общем, приближающейся к цилиндрической; обычно крутопадающее. Геологический словарь: в 2 х томах. М.: Недра. Под редакцией К. Н. Паффенгольца и др … Геологическая энциклопедия

ШТОК — ШТОК, штока, муж. (нем. Stock). 1. Месторождение полезного ископаемого, заполняющего какое нибудь ограниченное пространство (горн.). 2. Стержень, соединяющий поршень парового цилиндра с шатуном (тех.). 3. Поперечный стержень в верхней части якоря … Толковый словарь Ушакова

ШТОК — муж., нем., горн. глыба, либо кабан. | мор. якорное древко (иногда железное), поперек противу лап, отчего якорь, ударясь пяткою о дно и тягомый вбок канатом, оборачивается и забирает лапою. | мор. тросовый (веревочный) прибойник пушки, при… … Толковый словарь Даля

шток — плутон, контршток, тело Словарь русских синонимов. шток сущ., кол во синонимов: 6 • германизм (176) • кабан … Словарь синонимов

шток — 1 іменник чоловічого роду стержень шток 2 іменник чоловічого роду порода … Орфографічний словник української мови

НЕ ШАТУН, А ШТОК!

НЕ ШАТУН, А ШТОК!

Инженер Алексей Вуль из Донецка собрал необычный дизель: он скомпонован по схеме Баландина — использован кривошипно-ползунный механизм.

Александр БУДКИН. Фото автора

Идея подобного двигателя известна еще с прошлого века. Воплотить ее в годы Второй мировой войны взялся конструктор авиационных моторов С. Баландин. Однако судьба этого изобретения оказалась сложной. Борьба с недостатками будущих авиамоторов слишком затянулась — война закончилась, а там и реактивные двигатели подоспели. Состязаться с ними в удельной мощности — этот параметр выдвигался тогда на первый план — двигателям Баландина оказалось не под силу. Опытные экземпляры получились столь несовершенными, что необычные моторы были, по существу, преданы забвению, хотя обладали преимуществами, о которых скажем чуть ниже.

Что же за таинственный принцип работы у этого двигателя, ради чего, как говорится, огород городили? Отвлечемся от истории и обратимся к технике (см. рис.). В двигателе Баландина вместо шатуна используется жестко соединенный с поршнем шток. Эта пара совершает только возвратно-поступательное движение (вверх-вниз) — никаких качаний шатуна или «перекладок» поршня. Два штока 2, сидящих рядом на коленчатом валу 3, развернуты по отношению друг к другу на 90°. Сам вал совершает двойное вращение: вокруг своей оси и оси водила 4. Именно такой закон движения позволяет передавать мощность от поступательно движущихся штоков на хитро вращающийся коленчатый вал и далее на водила.

Двигатель, собранный по такой схеме, оказывается намного компактнее традиционного. На поршень практически не действуют боковые силы. И самое главное: в схеме Баландина наиболее уязвимые детали оказываются менее нагружены. На фото вверху показаны два шатуна в сборе с поршнями: слева — от двигателя Баландина, справа — от обычного мотора с таким же (100 мм) диаметром цилиндра. В обычном — сила от давления газов передается через относительно маленький подшипник верхней головки шатуна, затем через подшипник нижней головки — он уже больше, но здесь и нагрузки возрастают: добавляются силы инерции от вращения. В схеме Баландина подшипник всего один, и размер его больше, чем у подшипника нижней головки обычного шатуна. Учтем, что силы инерции здесь тоже меньше, а сама нижняя головка у двигателя Баландина неразъемная.

Теперь о недостатках. Главный из них — так называемые избыточные кинематические связи. Попробуйте положить жесткий стержень одновременно на три опоры — качается? Лишняя опора в этом примере и есть избыточная связь. Чтобы собрать такой механизм, необходима или высокая податливость опор, или идеальная точность изготовления деталей. А поскольку опоры коленчатого вала или сам вал сделать податливыми нельзя, остается рассчитывать на высочайшую точность изготовления или. менять кинематическую схему. По последнему пути и пошел инженер Вуль. Правда, пока способ решения проблемы держит в тайне.

Своеобразен общий подход автора к созданию мотора. Рабочий процесс, как наиболее сложную часть работы, последователь Баландина позаимствовал целиком от чешского тракторного дизеля «Зетор» (Zetor). Индивидуальные головки цилиндров и форсунки попросту переставил с двигателя-донора, камеру сгорания и ее относительное расположение точно скопировал. Поскольку поршень у нового дизеля стальной, а значит, более горячий, изменения в рабочий процесс внести все же пришлось: несколько увеличено давление впрыска, сокращена его продолжительность, подобран другой угол опережения впрыска.

Так из готового «верха» и оригинального «низа» получился четырехцилиндровый V-образный дизель с углом развала 90°, причем четырехтактный. Стоп, скажут искушенные читатели, у такой схемы нельзя достигнуть равномерного чередования вспышек: ведь разделив продолжительность полного цикла 720° на четыре цилиндра, получим 180°. Верно, здесь вспышки чередуются неравномерно: 0°, 90°, затем пауза в 270° и снова 0° и 90°. Пришлось использовать топливный насос распределительного типа «Станадайн» (Stanadyne) со встречно движущимися плунжерами, предназначенный для восьмицилиндрового двигателя, и отправлять на слив топливо из четырех «лишних» штуцеров. Еще несколько агрегатов были позаимствованы от разных автомобилей: генератор «Мицубиси», стартер «Дэу», вкладыши от КамАЗа, в ближайшем будущем появится турбокомпрессор «Гарретт» от «Фольксвагена», а от «кого» взят радиатор, инженер уже не припомнит. Плюс огромное количество деталей, сделанных своими руками. И все это, будучи собрано, успешно работает.

Конечно, собрать в гаражных условиях необычный двигатель, тем более дизель — задача крайне сложная, почти нереальная. Так и хочется узнать, в чем же секрет. Оказывается, ничего нового: терпение, труд, огромный опыт ремонта современных зарубежных дизелей и турбокомпрессоров для них (!). Однажды самостоятельно изготовил даже плунжерную пару для ТНВД — ничего, заработала.

Но ведь для таких операций требуется серьезный станочный парк? Он тоже был создан своими силами и тоже не за один год. Потребовалось сделать испытательный стенд с нагрузочным электродвигателем двустороннего действия — полгода кропотливой работы и стенд готов. «Мелкие» проблемы, возникавшие по ходу работы, помогала решать домашняя библиотека. Скажите после этого, что Кулибины перевелись!

Ну чем не заводское изделие, разве что коллекторы выдают ручную сборку.

Поршни в сборе с шатунами. Слева — от «Баландина», справа — от трактора «Зетор» с таким же диаметром цилиндра.

Принципиальная схема двигателя: 1 — поршень; 2 — шток; 3 — коленчатый вал; 4 — водило; 5 — шатунный подшипник; 6 — малый коренной подшипник; 7 — большой коренной подшипник.