Что нужно для перепрошивки эбу

0
811

Содержание

Вступление

Каждый современный автомобиль оснащён ЭБУ (электронный блок управления) двигателя. Основное назначение прибора — контроль за корректной работой мотора и его систем. Любые неисправности прибора приводят к сбоям в управлении автомобиля. ЭБУ снабжён программной прошивкой, установленной заводом-изготовителем. Мы расскажем о том, как можно перепрошить (перепрошивка) блок управления двигателем своими руками.

Чип-тюнинг можно провести как на специализированных СТО, так и самостоятельно

Что такое прошивка и для чего она корректируется?

Прошивка блока управления — набор программ, загруженных в память устройства. Основное назначение программного обеспечения (ПО) — управление работой двигателя.

Автолюбители прибегают к чип-тюнингу для увеличения мощности двигателя

  • контрольная (обработка сигналов с датчиков и корректировка работы двигателя, включая его автоматическую полную остановку);
  • функциональная (на основе полученных сигналов датчиков формирование команд исполнительного характера).

Как правило, перепрошивка (чип-тюнинг) проводится с целью повышения мощности двигателя, восстановления работоспособности системы SRS AIRBAG или решения схожих задач путём применения дополнительных электронных модулей.

Основные причины чип-тюнинга:

  • снижение расхода топлива;
  • изменение режима работы мотора;
  • изменения параметров или комплектации отдельных элементов мотора (замена форсунок другой производительности, установка газового оборудования и т. д.);
  • оптимизация настроек ЭБУ иностранных автомобилей под реалии нашей страны (особенности топлива, климатические условия и т. д.);
  • восстановление системы SRS AIRBAG после использования или повреждения.

При перепрошивке ЭБУ меняется или корректируется стандартный набор программ. Как правило, основные изменения вносятся в область калибровок, так как именно там осуществляется процесс контроля за датчиками. Реже меняется программный код.

Проведя перепрошивку ЭБУ, вы сможете улучшить скоростные характеристики вашего автомобиля

Особенности перепрошики SRS AIRBAG

Airbeg (подушка безопасности) — предназначена для защиты пассажиров во время столкновения. При срабатывании Airbeg блокируется электронная система управления SRS.

Заводом изготовителем предусмотрено, что после срабатывания подушек безопасности блок SRS AIRBAG меняется на новый. Однако, процедура эта стоит довольно дорого. Целесообразнее перепрошить SRS AIRBAG. Для этого нужно просто стереть информацию о срабатывании подушек безопасности из памяти системы. В некоторых моделях автомобилей, кроме того, необходимо провести калибровку датчиков SRS AIRBAG.

Перепрошивка ЭБУ своими руками

Перепрошивку ЭБУ лучше делать в специализированных СТО. Там есть все необходимое оборудование для проведения подобных операций. Но если доверия к специалистам нет, или просто не хочется тратить лишние деньги — всё делаем сами.

Начать нужно с подбора программ (софта) для конкретной модели автомобиля. Скачать их можно в интернете. Особых проблем с этим нет. Потребуется приобрести микросхему. Продаётся она в магазинах или автомастерских, специализирующихся на перепрошивке. Прежде чем приступить к работе, необходимо убедиться в том, что автомобиль полностью исправен.

  1. Извлекаем блок:
    • снимаем панель, расположенную над центральной консолью;
    • отключаем аккумулятор;
    • отводим фиксаторы и откручиваем гайки крепления;
    • извлекаем блок вместе с кронштейном;
    • открываем крышку блока управления, меняем микросхему;
    • Надёжно устанавливаем ноутбук (во время работы он ни в коем случае не должен смещаться);

    Установка ноутбука для прошивки прямо на двигатель — не лучшая идея

  2. Подключаем компьютер к диагностическому порту (обращаем внимание на надёжность крепления проводов);
  3. Подключаем программатор;
  4. Включаем зажигание и устанавливаем программу калибровки двигателя;
  5. Глушим мотор и через 10–15 минут снова его запускаем. Если двигатель завёлся плавно и без проблем — перепрошивка проведена правильно (в противном случае всю операцию проводим снова.)
  6. Вывод

    Электронный блок управления — ключевой прибор, отвечающий за работу всех систем автомобиля. Прежде чем начинать перепрошивку, внимательно изучите особенности вашего авто. Дело в том, что для некоторых машин внесение корректив в ЭБУ вообще не имеет смысла, каких-либо существенных изменений к лучшему не произойдёт.

    Возможно, вы знаете какие-то способы перепрошить блок управления своими руками? Поделитесь опытом с нашими читателями в комментариях.

    Современный автомобиль — это очень сложная система, соединяющая в себе и механику и электронику. ЭБУ или электронный блок управления предназначен для контроля работы двигателя автомобиля и всех остальных узлов машины.

    По прошествии определённого времени почти у каждого владельца автомобиля возникает мысль – а можно ли улучшить работу своего железного коня, например, увеличив мощность двигателя и стабильность функционирования всех имеющихся узлов. Здесь имеется несколько способов, и все они имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Одним наиболее результативным способом можно считать перепрошивку или тюнинг ЭБУ. Сторонники такого метода отмечают значительное увеличение мощности мотора, более устойчивый ход и стабильность работы всех систем. В то же время противники метода обращают внимание на то, что есть довольно высокий риск неправильной перепрошивки. Результатом ошибки через некоторое время может стать полностью убитый агрегат, и даже весь автомобиль.

    В данном материале мы постараемся осветить всю систему прошивки ЭБУ, и выбор делать её или нет, останется за вами.

    Перепрошивка или чип-тюнинг ЭБУ двигателя – что это такое

    Несмотря на то, что двигатель — это сплошная механика, в современных моделях автомобилей всё шире употребляется электронное управление этим и всеми остальными механизмами транспортного средства. В блоке управления располагаются микросхемы, отвечающие за корректную работу самого силового агрегата и его взаимодействия с другими системами автомобиля и чем современнее машина, тем больше микросхем будет помещено производителем в электронный блок.

    Чип тюнинг двигателя автомобиля

    Заводская прошивка – это программа, имеющая определённый набор алгоритмов. Эта информация размещена в таблицах двухмерных или трехмерных. Такие таблицы ещё называют картами. На них размещены данные обеспечивающие стабильность работы двигателя и всех остальных систем, которые были разработаны производителем. В зависимости от сложности и современности транспортного средства, будет варьироваться и количество таких карт в ЭБУ.

    Перепрошивка ЭБУ двигателя – это изменение исходных параметров программного управления автомобиля, размещенных на картах. Цель такого усовершенствования — это увеличение мощности двигателя и корректировка таких изменений со всеми остальными системами. Самым главным плюсом таких работ можно считать то, что, помимо проведения чип-тюнинга, никаких других изменений в самом автомобиле производить не придётся.

    В зависимости от того, какие пожелания имеет владелец автомобиля, можно выделить два основных типа прошивки. Это желание повысить экономичность двигателя по расходованию топлива или же улучшить мощность и крутящий момент. Кроме того, у владельца могут быть и другие пожелания. На основе этого чаще всего выделяют следующие виды перепрошивки ЭБУ:

    • «А» класс – прошивка для автомобилей с нестандартным оборудованием. Как правило, эти модели выпускаются в ограниченной версии.
    • «В» (Butan) – она направлена на улучшение показателей двигателя, работающего на сжиженном газе. Данная перепрошивка ЭБУ применяется как усовершенствование заводской программы при установке на транспортное средство газового оборудования.
    • «С» класс – такая перепрошивка применяется, если появляется желание поставить на двигатель нестандартный распредвал.
    • «D» (Dynamic) – этот вариант даёт возможность значительно увеличить мощность двигателя и улучшить крутящий момент.
    • «Е» класс (Ecjnjmical)– подойдёт для желающих сделать автомобиль более экономичным и снизить расход топлива.

    Что может дать перепрошивка

    Над разработкой автомобиля и над синхронизацией работы всех его узлов работает множество самых опытных инженеров и естественно предположить, что они выбрали самый оптимальный вариант электронного управления автомобилем. Таким образом, любое, даже незначительное вмешательство в работу блока управления будет нести изменения в программной настройке и в работе всего транспортного средства. К сожалению, такие изменения могут нести не только желаемые улучшения, но и явные негативные последствия для работы всего автомобиля.

    Давайте начнём с явных плюсов.

    • Наряду с улучшением динамических качеств автомобиля увеличивается и чувствительность педали акселератора, да и весь процесс управления транспортным средством становится значительно легче.
    • Машина значительно быстрее разгоняется, что даёт возможность проще совершать маневры в плотном потоке машин.
    • Машина становится более экономичная по расходованию топлива.
    • Работа двигателя становится гораздо лучше даже при включенном автомобиле и т. д.

    Так как чип-тюнингу подвергаются примерно около 1300 калибровок разной направленности, то и изменений будет довольно много. К сожалению, кроме желаемых положительных изменений, такое вмешательство в электронное управление системами автомобиля имеет и свои негативные стороны.

    Процесс самостоятельной прошивки ЭБУ

    Минусы вмешательства в ЭБУ.

    • При изменении параметров ЭБУ нужно понимать, что ресурс автомобиля обязательно снизится не меньше, чем на 4%.
    • Прежде чем приступить к калибровке, нужно будет сбросить всю заводскую прошивку. Довольно часто владельцы прибегают к изменению настройки подачи топлива, и смесь может стать либо слишком «богатой», либо слишком «бедной». В том случае, если перепрошивка ЭБУ будет не качественной, то можно получить неприятности с часто забивающимся катализатором, прогоревшими клапанами в поршне, выработанный коленвал и даже вышедший полностью из строя двигатель.
    • Если при перепрошивке будет отключен датчик катализатора, то в случае поломки хозяин автомобиля узнает об этом только когда будет полностью забита выхлопная система, что в свою очередь приведёт к полной поломке двигателя.
    • Самым плохим, что часто случается сразу же после некачественного чип-тюнинга, является вышедшая из строя автоматическая коробка передач. Ремонт этого узла — крайне недешёвая процедура.

    Список возможных неприятностей можно продолжить и, прежде чем приступить к такого рада усовершенствованиям, стоит хорошо подумать.

    Самостоятельная прошивка автомобиля

    Некоторые владельцы автомобилей решаются произвести изменения в ЭБУ самостоятельно. Это довольно сложная и очень рискованная процедура. Но если вы хорошо разбираетесь в автомобилях и одновременно с этим «на ты» с компьютером, то можно и попробовать.

    Чип-боксинг

    Этот метод считается наиболее простым и вполне подойдёт для новичков. Самое главное — нужно чётко знать параметры своего двигателя и, исходя из этих данных, корректно подобрать нужный чип-бокс. Далее это устройство подключается к автомобилю при помощи стандартного диагностического разъема ЭБУ. После этого вся остальная корректировка будет производиться установленным модулем. В случае, если появится необходимость в возврате к стационарным параметрам работы двигателя, чип-бокс будет достаточно просто отключить от разъёма.

    Модуль чип-бокс

    О данном методе существуют несколько противоречивые отзывы. Многие отмечают, что, несмотря на улучшение параметров работы двигателя, у автомобиля значительно сокращается ресурс двигателя и других немаловажных систем.

    Самостоятельная перепрошивка чипа

    При работе с самим чипом мы не совершаем подмену сигналов, а настраиваем работу всей электроники на новые сигналы. Эта работа очень сложная и требующая определённых навыков и знаний. Кроме того, нужно будет подготовить ещё и ряд «инструментов». Именно от их качества во многом будет зависеть успешность проводимой работы.

    Что необходимо подготовить

    • Ноутбук. На него нужно будет установить подходящее программное обеспечение, лучше всего, если это будут лицензионные версии.
    • Прошивка. Лучше всего брать официальную или же уже кем-то из знакомых проверенную. К сожалению, версии из интернета могут быть не работоспособными.
    • Программатор. Этот прибор и будет непосредственно проводить прошивку. К сожалению, на его покупку потребуется довольно большая сумма денег, но есть возможность взять его на прокат.
    • Адаптеры. Они обязательно понадобятся для подсоединения к порту автомобиля.

    Процесс подготовки к работе

    1. Проверяем работу двигателя автомобиля – всё должно быть полностью исправно.
    2. Подготавливаем рабочее место. Здесь необходимо иметь постоянный доступ к сети, чтобы избежать разрядки ноутбука в самый неподходящий момент.
    • Включаем ноутбук с необходимыми драйверами и подключаем к нему программатор.

    Самостоятельная перепрошивка ЭБУ

    Процесс прошивки

    1. Отключаем зажигание автомобиля.
    2. Подключаем колодку адаптера к диагностическому порту.
    • Включаем компьютер и включаем зажигание.
    1. Запускаем Flasher, выбираем ошибки для устранения. Ждём, когда работа будет завершена.
    2. Запускаем файл с новой прошивкой и ждём окончание процесса.
    3. Отключаем зажигание примерно на 5 минут.
    • Снова включаем зажигание и проверяем, какой результат показывает Flasher. Если есть ошибки, всю работу придётся сделать заново.
    • Если все нормально, то запускаем автомобиль и проверяем корректность его работы.

    Вывод

    Разобравшись со всеми процессами работы, каждый решает сам для себя, стоит ли всё делать самому или же лучше всего обратиться к специалистам и не рисковать своим автомобилем в стремлении сэкономить.

    Как показывает печальный опыт некоторых автовладельцев, не всё то золото, что только с конвейера. Помимо неутешительной статистики различных деталей, имеющих заводской брак, современные реалии добавили ещё один пункт – электронику. Электронное оборудование частенько имеет несовершенства, способные сильно усложнить управление транспортным средством. Основной удар, как и положено, несёт блок управления. Именно об ЭБУ и о том, как осуществляется его прошивка и перепрошивка, пойдёт речь.

    1 Нюансы подготовки к прошивке

    Разумеется, никто не застрахован от неисправного бортового компьютера, даже владельцы топовых авто. Но патриотичный призыв о поддержке отечественного производителя настолько тронул сердца наших сограждан, что автомобиль благородной марки ВАЗ встречается на дорогах чаще, чем какой-то никому не нужный мерседес. Поэтому нас интересует в первую очередь прошивка ЭБУ именно для ВАЗ Лада. Есть лишь одна проблема: задавшись целью довести свою машину до совершенства, вы с удивлением обнаружите, что полной информации с подробным описанием этапов и результатов практически нет. Обрывки чужого опыта, не более.

    Для того, чтобы собрать по крупицам сведения, понадобится много времени и специфических знаний. При этом сама прошивка ЭБУ ВАЗ, в том числе и для автомобилей Лада Гранта, занимает не так много времени, поскольку это работа с компьютерной программой и процесс завершается в несколько кликов мышью.

    Эта статья – попытка систематизировать информацию об эффективном тюнинге, которого требует электронное оборудование.

    Любая идея приходит неслучайно и неспроста. Основными причинами, по которым владельцам автомобилей вдруг становится необходима о прошивка ЭБУ, являются:

    • слишком явные неисправности заводского программного обеспечения;
    • малая мощность двигателя;
    • желание сэкономить топливо.

    При использовании в качестве топлива сжиженного газа как альтернативы бензину также возникает необходимость обновления управляющей системы. У каждого ЭБУ своя маркировка, поскольку они бывают разных видов. Прежде чем искать информацию о том, какими способами осуществляется прошивка, сначала необходимо точно установить свой тип двигателя и блока управления, их обозначения. Затем подбирается соответствующая программа для обновления.

    Те, кто ищет оборудование для прошивки ЭБУ ВАЗ, обязательно столкнутся с необходимостью отключения штатного иммобилайзера и замены его на новый, более эффективный. Этот вопрос требует обязательной консультации у специалиста, даже если вы уже достаточно разобрались в вопросе своими силами. Иначе есть риск однажды снова стать пешеходом. Принцип работы дополнительного иммо на автомобиле ВАЗ (в том числе и модели Лада Гранта) чаще всего заключается в разрыве наиболее важных мест соединения электрических цепей (например, зажигания). Даже если вашу машину взломают, она не сдвинется с места. Также существуют альтернативные системы – блокировка двигателя происходит с помощью передачи сообщения по сети контроллеров ЭБУ на шину автомобиля ВАЗ. Своими руками установить такую противоугонную систему вполне реально, главное правильно продумать размещение датчиков. Снятие авто с сигнализации осуществляется чип-ключом со специальным кодом, который вы также программируете сами.

    Для скачивания программ с бортового компьютера необходим кабель. При всех перечисленных манипуляциях важно учесть тот факт, что не все компьютеры имеют стандартные СОМ-порты, а даже если и имеют, то не факт, что они работают. Опыт некоторых экспериментаторов в этом случае подсказывает использовать старый дата-кабель от сотового. С его помощью на базе подходящей вам микросхемы можно собрать адаптер. Например, прошивка ЭБУ Лада Гранта основана на микросхеме М74CAN.

    2 Лада Гранта как пример эффектного тюнинга ВАЗ

    Вообще, заводя речь об автомобилях ВАЗ Лада Гранта, нельзя не отметить их огромный потенциал для тюнинга. Это связано с тем, что для эффективных продаж на мировом рынке машина имеет средние показатели, в том числе и по мощности двигателя. Таким образом, нет необходимости в дополнительных настройках. Эти настройки каждый владелец ВАЗ Лада Гранта сможет установить под себя.

    Перепрошивка ЭБУ ВАЗ меняет исключительно программное обеспечение и не требует серьезных переделок электросети в целом. Можно заменить микросхему или установить дополнительное оборудование на Лада Гранта, однако это не является обязательным пунктом программы по улучшению ЭБУ. Любая модификация прежде всего рассчитана на обеспечение максимального комфорта в управлении автомобилями ВАЗ:

    • отсутствие провалов при разгоне, увеличение динамики;
    • запуск двигателя при любых температурах;
    • устранение ошибок, связанных, например, с неисправными датчиками кислорода и т.д.

    Также прошивка ЭБУ позволяет устранить множество мелких неисправностей вроде ошибок клапанов или катализаторов без ущерба для ездовых характеристик ВАЗ Лада Гранта.

    В современном обществе принято беспокоится о вреде, который ты наносишь экологии. Во всяком случае, хотя бы знать его масштабы. Для этого разработаны всевозможные евростандарты, в том числе и для регулировки содержания вредных веществ в выхлопных газах. Это так называемые Евро-1, Евро-2 и так далее. С 2013 года в России топливо класса Евро-2 и ниже запрещено к использованию. Прошивка ЭБУ ВАЗ Лада Гранта позволит без дополнительных затрат перейти на Евро-3, которому соответствует прошивка Startpower. В ней отключён контроль вредных выбросов, а все ошибки работы системы из-за неработающих датчиков изучены и устранены.

    3 Подходящее оборудование

    Выше уже упоминался адаптер, который можно и нужно собрать и использовать, когда необходима перепрошивка ЭБУ ВАЗ своими руками. Что касается программ для его работы, то понадобятся комбилоадер, чиплоадер и чипэксплорер, по возможности – последних версий. Первая программа необходима для снятия защиты с того ПО, которое вы собираетесь использовать, а затем для установки защиты на него же при установке обратно на ЭБУ. Прошивка, не прошедшая процедуру снятия защиты, просто не будет работать и автоматически удалится. Программы рекомендуется скачивать заводские, в количестве от двух и более, чтобы была возможность сравнивать и комбинировать. Как раз для этих целей и понадобится чипэксплорер – может быть собрана сдвоенная прошивка.

    Для проверки работоспособности адаптера понадобится ICD. Для поддержания связи с бортовым компьютером понадобится специальное оборудование – кабель для прошивки ЭБУ ВАЗ. Кабель комплектуется CD-диском с собственными драйверами. Поскольку задачи, которые выполняет кабель, бывают различными, то и названия они имеют соответственные. Например, USB KKL VAG-COM Scanner tools – кабель для диагностики оборудования, подходящий для автомобилей ВАЗ Лада Гранта. Перед тем, как приступать к осуществлению прошивки, сам коннектор необходимо проверить на работоспособность, опять же, с помощью специальной программы.

    Если вам не безразлично не только состояние вашего автомобиля, собственный комфорт и эргономика, но и ваш рост как специалиста по своему транспортному средству, тогда прошивка ЭБУ ВАЗ – именно то, что вам необходимо. Вы получите ни с чем не сравнимое удовольствие от самостоятельного изучения всех тонкостей процесса, а также довольную улыбку от осознания того, что вы не дали себя надуть на автосервисе. Все описанные в статье процессы вполне под силу любому человеку, даже не слишком подкованному в вопросах электроники.