Что лучше заливать в систему охлаждения

0
741

Содержание

Что лучше заливать в систему охлаждения тосол или антифриз – является достаточно распространенным вопросом, который постоянно возникает на различных автомобильных интернет-форумах. Чтобы разораться в данном вопросе и найти единственно правильный ответ необходимо тщательно изучить все составляющие данного вопроса.

Процесс эволюции охлаждающих веществ

Для обеспечения нормальной работы силового агрегата необходимо чтобы в системе охлаждения постоянно находился определенный объем автожидкости с охлаждающими функциями. Изначально в первых типах систем охлаждения использовалась обыкновенная вода. Но основным недостатком воды является ее кристаллизация в зимний период под действием отрицательных температур.

Для решения данной проблемы стали производить специальный раствор, который содержал определенное количество глицерина. Но это вещество тоже имело существенный недостаток, а именно повышенную вязкость, что негативно влияло на мощности агрегата.

Поэтому разработчики стали переходить на раствор метанола. В этом случае получалась автожидкость с оптимальным уровнем вязкости и приемлемыми параметрами температуры замерзания. Но и здесь не все было гладко. Ведь метанол вступал в агрессивную реакцию с алюминием и за короткий промежуток времени все металлические детали повреждались коррозией. Кроме этого метанол сам по себе являлся достаточно опасным ядом, вызывающим сильнейшее отравление.

В связи с этим в охлаждающую автожидкость стали добавлять вместо метанола этанол, а чуть позднее и этиленгликоль. Именно этиленгликоль показал свою максимальную эффективность и благодаря этому стал применяться как основное действующее вещество в тосолах и антифризах.

Химические составляющие

Из ранее представленного материала становится ясно, что основой для производства тосолов и антифризов являются спирты. Для предотвращения возникновения коррозии металлических деталей в охлаждающую автожидкость добавляют соответствующие присадки.

По типу применяемых присадок жидкости делят на две группы:

  1. Силикатная группа. В нее входят достаточно старые типы автожидкостей, в состав которых входят силикатные антикоррозийные присадки. В процессе их использования на поверхности охлаждающей системы появляется накипь, что снижает их эффективность.
  2. Карбоксилатная группа. Состоят из жидкостей, в состав которых входят антикоррозийные присадки на основе органических кислот. Эти охлаждающие растворы более эффективно работают и сейчас выпускаются в виде автожидкостей красного цвета.

Как появились названия «антифриз» и «тосол»

Слово «антифриз» позаимствовано с английского языка и обозначает – незамерзающий. Слово «тосол» является аббревиатурой советской эпохи, которая расшифровывается как «технология органического синтеза», а окончание ОЛ характеризует участие в данном веществе спиртовой группы. Тосол был разработан в далеком 1971 году, учеными ГосНИИОХТ, исключительно как охлаждающая жидкость для автомобилей ВАЗ.

Какую охлаждающую жидкость лучше использовать?

На данный момент ни в одной стране мира нет четкого разграничения между антифризом и тосолом. Просто существуют более или менее эффективные типы жидкостей, работоспособность которых во многом зависит от количества и вида применяемых присадок.

Поэтому вопрос, что лучше антифриз или тосол является достаточно условным и не совсем корректным. Что не вызывает сомнений так это тот факт, что эти две жидкости лучше не смешивать, так как они сильно различаются между собой по основному действующему веществу и виду применяемых присадок. Причем при таком взаимодействии даже может и не произойти негативной химической реакции. Просто сама охлаждающая жидкость потеряет свои функции и будет не эффективно работать.

Оптимальный срок использования

Если по каким-то причинам жидкость в системе охлаждения приобрела ржавый оттенок, то это говорит о том, что она полностью потеряла свои антикоррозийные свойства и должна быть незамедлительно заменена.

Заключение

Что лучше заливать в систему охлаждения тосол или антифриз становится ясно, детально проанализировав выше представленный материал. Так в мировой автомобильной практике отсутствует четкое разграничение между двумя этими типами.

Основным различием между ними является использование определенного набора присадок. При выборе между двумя вышеперечисленными охлаждающими жидкостями необходимо, прежде всего, учитывать марку и год выпуска автомобиля, а также рекомендации автопроизводителя по поводу применения конкретного типа охлаждающего вещества.

История эволюции охлаждающей жидкости – тосола, антифриза

Основной недостаток воды, который обнаружился очень быстро, видимо в первую зиму, это ее кристаллизация, обычное замерзание при минусовых температурах. Для решения этой проблемы были предложены альтернативные жидкости и растворы, по которым мы кратенько и "пробежимся".

Из энциклопедии о нем можно узнать следующее: Глицерин — бесцветная, вязкая, гигроскопичная жидкость, неограниченно растворимая в воде. Сладкий на вкус, отчего и получил своё название (гликос — сладкий). Кстати, глицерин до сих пор применяется в антифризах. В последствии выяснились пару значительных минусов глицирина, как жидкости применяемой для охлаждения ДВС. Это все же относительно высокая температура замерзания. Ну и главный минус, это значительная вязкость, если еще проще, то он словно кисель. Такая консистенция ОЖ сказывается на полезной мощности двигателя, из за необходимости гонять раствор по системе охлаждения двигателя. То есть, снижет КПД, от которого зависит динамика автомобиля и наше с вами настроение во время поездки.

Метанол — бесцветная жидкость с запахом, напоминающим запах этилового (питьевого) спирта. С применением метанола, температуры замерзания ОЖ значительно стали ниже, также он имел низкую вязкость. Все вроде бы ничего, но он активно реагировал с алюминием. Такое неблагоприятное соседство могло значительно быстрее привести к поломке двигателя, из-за коррозии его корпусных деталей. Поэтому метанол был признан не пригодной жидкостью для охлаждения ДВС.
Но что более страшно, так это то, что метанол — яд, действующий на нервную и сосудистую систему человека. Токсическое действие метанола обусловлено так называемым «летальным синтезом» — метаболическим окислением в организме до ядовитого формальдегида. Кроме того, метанол обладает кумулятивными свойствами, то есть имеет свойство накапливаться в организме. Приём внутрь 5 -10 мл метанола приводит к тяжёлому отравлению (одно из последствий — слепота), а 30 мл и более — к смерти. Предельно допустимая концентрация метанола в воздухе равна 5 мг/м³ (вдвое ниже, чем у этанола и изопропилового спирта). В настоящее время метанол запрещен к применению в тосолах и антифризах.

Этиловый спирт, именно тот спирт, который входит в состав многочисленных алкогольных напитков употребляемых человеком, а также широко используется и для антифризов и тосолов. Плюсы этилового спирта очевидны: относительно безвреден для человека, имеет низкую температуру замерзания, обладает низкой вязкостью. Конечно, основное пагубное свойство этанола всем известно – алкоголизм, но в этой статье не об этом.
Кроме того, немного не по теме, но стоит добавить, что этанол является противоядием при отравлении некоторыми токсичными спиртами, такими как метанол (см. выше) и этиленгликоль (расскажем далее), это не значит что он реагирует с ними, просто при попадании в организм происходит конкурентное окисление живых тканей именно с ним и в последствии невозможность окисления с другими ядовитыми спиртами в организме.

(Внимание: Этиленгликоль ядовит и может проникать в организм даже через кожу тела. Он сладкий на вкус, но вот пробовать его не надо, ведь при приеме уже 35 см кубических внутрь, данная доза для человека может быть смертельной. )

Присадки в тосоле и антифризе, как основные критерии выбора ОЖ

Из списка упомянутого выше видно, что в основном в состав тосолов и антифризов входят спирты, то есть жидкости с низкими температурами замерзания. Также важно выбрать спирт с низкой вязкостью. Кроме того, стоит заметить что для антифриза и тосола важно отсутствие явного негативного влияния на металлы двигателя, для повышения антикоррозионных свойств материалов, с которыми тосол, антифриз взаимодействует. В основном, все это решается путем добавления специальных присадок в тосол или антифриз. По типу антикоррозийных присадок антифризы или тосол условно делят на две основные группы: силикатный и карбоксилатный антифриз, тосол.
Силикатные антифризы, тосолы — это старая группа охлаждающих жидкостей. В качестве антикоррозионной присадки в них используются, как следует из названия, силикаты, которые при нагревании и кипении создают слой накипи, постепенно снижая эффективность системы охлаждения за счет отложений образовавшихся в системе. Как правило, силикатные антифризы при их изготовлении окрашиваются в зеленый или синий цвет (каким мы привыкли видеть тосол), что однако, не является строгим правилом.
Карбоксилатный антифриз, тосолы имеет в своем составе ингибиторы коррозии на основе органических кислот, которые образуют тонкий слой на поверхности системы охлаждения, адсорбируясь лишь в местах возникновения коррозии. Поэтому расход присадок в процессе использования карбоксилатного антифриза, тосола невелик, и срок эксплуатации такого антифриза выше. Карбоксилатный антифриз, тосол выпускается чаще всего в виде жидкости красного цвета (каким мы привыкли видеть антифриз). Кроме того, ингибиторы коррозии на основе карбоксилатов входящих в состав охлаждающей жидкости имеют более низкий класс опасности (вредности) и более экологичны нежели традиционные силикатные ингибиторы.

Рекомендации при выборе тосола или антифриза

Наши рекомендации будут на стороне охлаждающих жидкостей, что говорится нового поколения, будь то тосол или антифриз, но на основе карбоксилатов. При приобретении тосола или антифриза внимательно изучите упаковку. Именно в составе ОЖ и должно быть упомянуто, какие присадки являются основными, для данной охлаждающей жидкости.
Для примера ниже, приведены картинки в случае применения силикатного тосола или антифриза (справа) и для карбоксилатного тосола или антифриза (слева)

ГОСТ28084-89 — Россия
BS 6580: 1992 — Великобритания
AFNOR NF R15-601 — Франция
ASTM D 3306 и SAE J 1034 — США
ONORM V5123 — Австрия
JIS K2234 — Япония
CUNA NC9566 — Италия

Кроме того, как и в отношении моторных масел многие производители автомобилей постоянно совершенствуют и обновляют свои собственные спецификации. По требованиям данных спецификаций выпускаются ряд охлаждающих жидкостей. Например, нормы General Motors USA — Antifreeze Concentrate GM 1899-M, GM 6038-M или система нормативов G концерна Volkswagen:
— G 11 — для легковых автомобилей или легких грузовиков (допускается присутствие силикатов) Требуют замены в строгий период времени, так как силикаты разлагаются и могут в последствии забить каналы охлаждающей системы.
— G 12+ ; G 12++ ; G 12+++ — для тяжелой техники или новой автотехники (силикаты отсутствуют), то есть антифризы класса G 12 не содержат силикатов и как раз имеют удлиненный интервал замены в системах охлаждения автомобилей. Что мы вам и рекомендуем.

Почему тосол называется тосолом, а антифриз антифризом

В случае с антифризом все банально, происхождение слова антифриз, это заимствование с английского языка т.к. на англ. «antifreeze» – незамерзающий. Тосол же является фактически абривиатурой с окончанием.
ТОС — расшифровывается как «Технология органического синтеза» (наименование отдела ГосНИИОХТ, создавшего антифриз еще во времена СССР. ОЛ – окончание, характерное для группы спиртов (например — этанол, бутинол, метанол).
Этот антифриз был разработан еще в 1971 г. в Государственном научно-исследовательском институте органической химии и технологии (ГосНИИОХТ) для автомобилей ВАЗ, взамен итальянского антифриза с наименованием «ПАРАФЛЮ». Торговая марка «ТОСОЛ» не была зарегистрирована, что собственно и не практиковалось во времена СССР, поэтому ее применяют до сих пор, многие производители охлаждающих жидкостей.

Основные задачи охлаждающей жидкости – тосола или антифриза

Вот теперь мы подошли пожалуй к самому главному, с чего стоило начать, но у нас осталось на потом. Ведь нельзя рассказать обо всем сразу. Вот мы оставили обязательное, но не столь эммоцианально — интересное под конец.
На настоящий момент к тосолам и антифризам предъявляются строгие, обязательные требования:

— повышение температуры кипения до температуры порядка +110 градусов по Цельсию;
— предотвращение пенообразования;
— низкая температура замерзания до – 60 градусов по Цельсию;
— низкая вязкость;
— ингибирующие свойства в отношении материалов двигателя (алюминий, чугун);
— долговременная химико-физическая устойчивость (на срок эксплуатации от 3 лет или порядка 60 000 км пробега);

Есть заблуждение, что в антифризы или в тосол добавляют специализированные присадки влияющие на смазывающие свойства. На самом деле «смазывающие» свойства в антифризах и в тосоле обеспечиваются основным составом тосолов и антифризов — этиленгликолем.

В чем различия между тосолом и антифризом

Можно ли смешивать или доливать тосол антифриз если вы не знаете на основе каких присадок он создан.

Конечно, хотелось бы сказать красные жидкости смешивайте с красными, зеленые с зелеными, а синие с синими, но к сожалению это не так. Цвет тосола или антифриза это не явное проявление какого — либо основного присутствующего химического компонента, а всего лишь краситель, то есть нельзя смешивать охлаждающие жидкости основываясь только на цвете.
При смешивании тосола или антифриза с различными присадками (карбоксилатными и силикатными) одни просто напросто могут прореагировать с другими, напрямую данные реакции не вызовут никаких побочных явлений в двигателе, просто они разрушат сами себя, тем самым потеряв ряд свойств, в том числе смазывающих и ингибирующих. В итоге, система охлаждения будет работать без ингибиторов и дополнительной смазки, что скажется на ресурсе и износе деталей.

Зимние и летние тосолы и антифризы

Иногда психология нашего поведения подводит нас, в следствии того, что мы мыслим в рамках сформировавшихся обстоятельств. На доминирующей территории России примерно одинаковая температура эксплуатации автомобилей зимой, и соответственно с одними и те же требованиями к охлаждающей жидкости — тосолам и антифризам. Но существуют уголки в мире и с другими климатическими зонами, например Америка, Европа, с которых к нам нередко приходят подержанные иномарки. Также возможно это южные регионы России, где возможно ранее эксплуатировались автомобили, до того, как попали в более холодный климат. Именно в этих местах антифриза или тосола не столь требователен по своим характеристикам к низким температурам замерзания.
Поэтому обязательно меняйте охлаждающую жидкость, на автомобиле если вы не знаете его истории, чтобы избежать проблем зимой. Ведь тосол, антифриз применяемый в теплых регионах имеет более высокие температуры замерзания, нежели для северных районов. В итоге, в случае замерзания тосола антифриза зимой, у вас может возникнуть непроходимость в системе охлаждения и перегрев двигателя. Может растрескаться радиатор, из за расширения охлаждающей жидкости (если этиленгликоля совсем мало), под действием мороза.
Тем кто все таки хочет проверить приблизительную температуру замерзания антифриза, основываясь на плотности, можно воспользоваться рекомендациями абзаца "Определение замерзания тосола антифриза по его плотности" (см ниже).
Определение замерзания тосола антифриза по его плотности.

Антифриз или тосол что лучше заливать в автомобиль.Разное соотношение этиленгликоля и воды соответственно образуют разную плотность. Так в частности 1 литр воды весит 1 кг, а вот 1 литр этиленгликоля уже 1,120 кг, таким образом из определения веса в 1 литре, то есть фактически из определения плотности можно сделать вывод о содержании этиленгликоля в воде и как следствие резюмировать температуру замерзания для данного раствора.
Измерение плотности тосола, антифриза производится ареометром или другими аналогичными, несложными в применении прибором. Как правило это обычный поплавок, который тонет в зависимости от плотности на разную глубину. Ведь при разной плотности сила Архимеда будет тоже различна, сила Архимеда — это сила равная массе вытесняемого раствора объемом погружаемого в него тела.

Как правильно менять тосол или антифриз в системе охлаждения двигателя автомобиля

Конечно, лучше всего воспользоваться инструкцией по эксплуатации, на ваш конкретный автомобиль. Но общие требования все же для всех моделей и марок одинаковы. В случае замены ТОСОЛа или антифриза в системе охлаждения автомобиля, заведите и прогрейте двигатель в течение 5 минут, при этом кран отопителя салона должен быть открыт (если имеется), то есть надо прогреть всю систему охлаждения (вместе с отопителем салона). Остановить двигатель, слить ТОСОЛ или антифриз из радиатора (удалив глухую пробку) и блока (открыв кран или вывернув пробку), залить чистую воду, можно добавить жидкость для промывки системы охлаждения, радиатора, дайте поработать двигателю порядка 5-10 минут, после этого слить воду повторно, через сливную пробку радиатора и блока двигателя. Промывайте всю систему охлаждения двигателя водой, пока не убедитесь, что вода сливается чистой. Заполните систему охлаждения новым ТОСОЛом или антифризом.

Срок хранения тосола или антифриза

Вообще вода с этиленгликолем достаточно устойчивое соединение. Но к сожалению присадки содержащиеся в тосоле и антифризе разлагаются примерно через 3 — 4 года (60 — 80 тысяч пробега), поэтому охлаждающая жидкость теряет свои свойства, а то и того хуже начинает забивать отложениями выделившихся солей каналы системы охлаждения автомобиля. Но все же есть частные случаи в результате появления которых антифриз или тосол лучше заменить раньше рекомендуемого срока.
Антифриз, тосол на протяжении срока эксплуатации упомянутого выше, как правило, не должен кардинально менять цвет, но если антифриз, тосол приобрел оттенок ржавого металла – это значит что он не справляется со своими обязанностями и не предотвращает детали системы охлаждения от коррозии. Если ОЖ стала такой через очень короткое время (цвет свежей жидкости стал коричневым), значит, вы залили подделку, в которой нет ингибиторов коррозии.
При проявлении подобного факта тосол или антифриз также подлежит замене, не дожидаясь положенного срока или пробега. Появление пены свидетельствует о нарушении структуры, либо о изначально некачественном тосоле антифризе. Пены должно быть как можно меньше, и исчезать она обязана в считанные секунды. Если пена сохраняется в составе, то система завоздушивается и двигатель начинает перегревается.
Кроме того, одним из признаков поддел является резкое полное обесцвечивание жидкости. Такой «антифриз» необходимо быстрее заменить.

Новые технологии тосолов и антифризов делают нашу жизнь лучше

Естественно мировое сообщество постоянно развивается и последними тенденциями которые обеспечивают экологичность и продление срока службы элементов системы охлаждения является применение пропиленгликоля. Антифризы и тосолы на основе пропиленгликоля более экологичны, он не токсичен для человека, пропиленгликоль применяется в производстве продуктов, лекарств и парфюмерии, а также в системах отопления жилых помещений. Большинство муниципального транспорта в Европе уже переведено на пропиленгликоль. Пропиленгликоль, в отличие от этиленгликоля, менее агрессивен к металлам и обладает лучшей теплопроводностью, то есть более эффективно отводит тепло от двигателей автомобилей.

Чтобы понять, что лучше Тосол или антифриз, нужно разобраться с их характеристиками и обозначить условия использования. Некоторые считают, что для отечественных авто лучший вариант — это Тосол. Другие говорят о пользе антифриза за счет новых технологий и «умных» присадок к нему.

Состав и свойства антифриза и Тосола

Основные способы дифференциации

Сравнение охлаждающих жидкостей

Тосол и антифриз стандарта G11

Тосол и антифриз стандарта G12

Тосол и антифриз стандарта G13

Срок эксплуатации ОЖ

Взаимодействие с металлами

Стабильность состава и свойств

Срок эксплуатации помпы

Влияние на экологию

Видео «Правда об антифризах и Тосолах»

Комментарии и Отзывы

Состав и свойства антифриза и Тосола

Основой Тосола является этиленгликоль. Этот хладагент имеет отличные показатели устойчивости при низких температурах. Со времен Советского Союза для дифференциации границ замерзания Тосол окрашивают в синий и красный цвет. Отличие этих двух видов только в красителе, концентрации спирта и температуре кристаллизации. Синий хладагент замерзает при температуре -40°C, красный — при -65°C. Используется Тосол в двигателях внутреннего сгорания.

Как правило, общий состав синей и красной жидкости следующий:

  • этиленгликоль;
  • глицерин;
  • дистиллированная вода;
  • силикатные присадки.

Но, как известно, этиленгликоль в паре с дистиллированной водой имеет разрушающее коррозионное воздействие на систему охлаждения. В этой ситуации именно присадки защищают патрубки. Они покрывают внутреннюю поверхность шланга тонким слоем пленки и тем самым исключают прямое воздействие агрессивных компонентов.

Антифризом, в свою очередь, называют целую группу хладагентов, которые сохраняют жидкую форму при низких температурах. Используют их не только в двигателях внутреннего сгорания, но и в топливе для авиации.

В целом состав антифризов похож на Тосол:

  • этиленгликоль;
  • глицерин;
  • дистиллированная вода;
  • присадки.

Но в некоторых моделях антифриз довольно серьезно отличается присадками. Чем дороже жидкость, тем лучше добавка и больше срок ее использования. Кроме этого, хладагент стандарта G13 включает в себя пропиленгликолевую основу.

Главное различие между этими двумя хладагентами — химические или органические присадки. Основной состав практически идентичный.

Основные способы дифференциации

На видео можно детально ознакомиться с основными отличиями Тосола от антифриза. Снято каналом Avto-Blogger.ru.

Чтобы выбрать, что лучше заливать Тосол или антифриз в систему охлаждения, нужно понимать, что, помимо присадок и цвета, разница будет и в фактуре жидкости. Тосол имеет маслянистый вид, тогда как антифриз по консистенции больше похож на воду.

На данный момент существуют такие виды антифриза:

  1. ОЖ стандарта G11. Эта жидкость зеленого цвета. Имеет силикатную основу, содержит химические присадки. Главное ее свойство — защита патрубков системы охлаждения от пагубного воздействия, путем обволакивания их тонкой пленкой. Кроме этого, антифриз эффективно борется со ржавчиной.
  2. Хладагент G12, G12+ и G12++. Данная жидкость красного оттенка изготовлена на основе карбоксилатных соединений, что позволяет ей создавать защитный слой только там, где образовалась коррозия. Класс G12+ и G12++ производится по лобридной технологии с применением органических кислот.
  3. Охлаждающая жидкость G13 и G13+. Антифризы этого стандарта имеют желтый или фиолетовый цвет. Изготовлены на пропиленгликолевой основе, что говорит об их безопасности и экологичности.

Сравнение охлаждающих жидкостей

Зная главные признаки дифференциации, можем перейти к непосредственному сравнению антифризов и Тосола для определения, что лучше залить в машину.

Тосол и антифриз стандарта G11

Эти вещества практически идентичны. Тосолы отечественного производства — это G11 в Европе. По общему правилу антифриз данного стандарта изготовители окрашивают в зеленый цвет.

Положительным качеством антифриза G11 и Тосола является их способность создавать пленку, которая предотвращает прогрессирование коррозии.

К минусам обеих жидкостей можно отнести то, что требуется полная замена этих хладагентов один раз в два года. Если не придерживаться данного правила, то сухой осадок забьет патрубки, а это грозит отказом системы охлаждения и «закипанием» двигателя. Кроме этого, у них плохая теплоотдача. В результате мотор больше греется в летнее время суток.

Тосол и антифриз стандарта G12

Основной состав этого антифриза и Тосола идентичен. Различие лишь в присадке органического происхождения — карбоновой кислоте, которая содержится в антифризе. Благодаря присутствию такой добавки защитная пленка не создается по всей системе, а только там, где образовалась ржавчина, в результате возрастает теплоотдача.

Следовательно, преимуществом в пользу антифриза является улучшенное охлаждение системы и увеличение ее срока службы за счет присадок, входящих в состав жидкости.

Тосол и антифриз стандарта G13

Основной состав хладагента этого класса кардинально отличается от Тосола и антифризов других стандартов. Дело в том, что жидкость изготовлена на пропиленгликолевой основе. А это говорит о ее экологичности и безвредности. Кроме того, данный антифриз создает тончайшую защитную пленку в системе, которая не препятствует охлаждению, обеспечивая отличную теплоотдачу и сохранность от коррозии. Чего нельзя сказать о Тосоле.

Эффективность охлаждения

Тосол в своем составе содержит химическую присадку. Главное ее предназначение — это формирование специального слоя на внутренней стороне патрубков. Из плюсов можно выделить защиту от коррозии. Но не все так хорошо. Толстая пленка значительно ухудшает теплоотвод, а в результате лучше греет двигатель. Как вывод — рабочая температура мотора растет, а вместе с ней и расход топлива. Это приводит к быстрому износу двигателя и его капитальному ремонту.

Некоторые классы антифриза, в свою очередь, лучше охлаждают, так как образуют защитный слой только в местах, где образовалась коррозия. Или создают тонкую пленку, которая не препятствует теплоотдаче.

Срок эксплуатации ОЖ

Из-за того, что не существует датчиков, которые могут сообщить о состоянии охлаждающей жидкости, необходимо следить за рядом показателей.

К ним относятся:

  • количество километров, которое движок прошел на новом хладагенте;
  • свойства жидкости;
  • марка и модель авто;
  • качество работы системы в целом.

Следить за этими параметрами не составляет труда. Каждый водитель знает, на что способен его автомобиль. Поэтому если вы заметили ухудшение показателей, то необходимо сменить всю охлаждающую жидкость. Как правило, Тосола хватает на 20 тысяч километров пробега, а антифриза на 10 тысяч.

Взаимодействие с металлами

Тосол значительно уменьшит срок эксплуатации радиатора. Дело в том, что в составе отсутствуют активные вещества, которые защищают алюминий. Также образование конденсата не имеет полезных свойств, наоборот, вредит.

Антифриз содержит активные присадки, которые защищают металл от коррозии, чем обеспечивают более длительный срок эксплуатации системы в целом.

Стабильность состава и свойств

Силикатные вещества, которые входят в основу Тосола, со временем могут принимать гелеобразную форму. Это свойство имеет неприятные последствия, так как мешает свободному и быстрому циркулированию жидкости. Если речь идет о фосфатах, то при большом количестве циклов нагревания и охлаждения образуется осадок. Гелеобразное состояние и отложения забивают радиатор, что мешает нормальной работе системы охлаждения автомобильного двигателя.

Вещества, которые используются в антифризах, не имеют таких негативных качеств.

Срок эксплуатации помпы

Главной причиной поломки помпы служит кавитация. Этот процесс является основным врагом любого металла, по которому с большой скоростью движется жидкость. Пузырьки газа, образующиеся в хладагенте, схлопываются и ударной волной бьют по поверхности лопастей помпы. Чем приводят к неисправностям и значительно уменьшают срок ее эксплуатации.

Не изобретена еще охлаждающая жидкость, которая могла бы химическим образом сохранить лопасти от повреждений. Но антифриз, имеющий направленную защиту, способен уменьшить вредное влияние и увеличить срок эксплуатации водяного насоса более чем на 50%.

Радиатор

Мы уже знаем, что в состав Тосола входят различные силикаты, которые со временем могут принимать гелеобразную форму, чем затрудняют перемещение хладагента на достаточной скорости. Фосфаты при большом количестве циклов нагрева-охлаждения образуют опасный для алюминиевых деталей осадок. Все это пагубно влияет на систему охлаждения, так как в результате засоряется термостат или отложения оседают в радиаторе. Если такое случится, то система охлаждения не сможет эффективно остужать двигатель, в результате чего возникнет перегрев, а в худшем случае — потребность в дорогостоящем ремонте.

Пластиковые элементы

В системе охлаждения автомобилей помимо металлических элементов активно применяются изделия из пластика, резины, эластомера. Проведенные исследования показали, что как Тосол, так и антифриз абсолютно безвредны и не вступают в реакцию с пластиком или резиной.

Высокие температуры

Высокие температуры негативно влияют на силовую установку. Для того чтобы двигатель работал в оптимальном диапазоне температур, необходима система охлаждения. Однако Тосол теряет почти всю полезность при температуре мотора свыше 105°C. Антифриз же способен охлаждать двигатель до 135°C.

Влияние на экологию

Антифриз из-за большого срока эксплуатации подлежит редкой замене. Что пропорционально сказывается на количестве жидкости, которая идет на утилизацию. Еще одним плюсом относительно Тосола является меньший объем вредных веществ, загрязняющих окружающую среду.

Заключение

Если выбирать между Тосолом и антифризом, можно сказать, что для оптимальной и долговечной работы охлаждающей системы автомобиля, лучше использовать современные хладагенты, т. е. антифризы. Летом они хорошо остужают двигатель, менее агрессивны к патрубкам, имеют большое количество присадок, которые помогут сберечь агрегат от коррозии. Кроме этого, их надо реже менять. Если подвести черту над тем, что лучше использовать, то зеленый антифриз G11 идентичен Тосолу, красный хладагент G12 немного качественней, а G13 — это технологическая революция, вопрос остается только в цене. Антифризы в несколько раз дороже Тосола, но, делая выбор, не стоит экономить на охлаждающих жидкостях для автомобиля, ведь ремонт окажется дороже.

Видео «Правда об антифризах и Тосолах»

Что лучше заливать в радиатор Тосол или антифриз, а также можно ли эти жидкости смешивать, вы узнаете на видео, снятом каналом Накаченные колеса.