Чем отличается гидравлическое масло от трансмиссионного

0
4613

Содержание

В зубчатых передачах удельные нагрузки на зубцы (в точках соприкосновения) доходят до двух тысяч МПа (200 кг/мм 2 ), а в гипоидных могут превосходить 2500 МПа (250 кг/мм 2 ). Давление между соприкасающимися деталями двигателей меньше в десятки раз. В то же время масло в блоках трансмиссии прогревается во время работы автомобиля до 100 — 150°С, а в зонах контактов зубьев до 300°С. При низких температурах трансмиссионное масло должно начинать смазывать соприкасающиеся поверхности зубцов сразу со времени начала движения.

Трансмиссионные масла различают по назначению:

общего назначения для смазывания цилиндрических, конических и других видов зубчатых передач;

универсальные масла для смазывания трансмиссий и ГУР.

Антиизностные показатели качества масла определяют его смазывающую эффективность и обеспечивают минимум износа соприкасающихся поверхностей. Антизадирные свойства предупреждают задирание и сваривание поверхностей в местах соприкосновения. Неотъемлемым качеством хороших антиизносных и антизадирных свойств является способность масла к образованию на поверхности деталей сверхпрочную пленку. Эти свойства масла обусловливают его степень качества. Во-вторых, по аналогии с моторными маслами, главнейшими являются вязкостно-температурные показатели. Классификация и маркировка трансмиссионных масел, также как и моторных, базируется на обобщенных характеристиках качества и вязкости. В РФ масла классифицируются по ГОСТ 17479.2-85:

по эксплуатационным свойствам и применению в трансмиссиях автомобилей – на пять групп (ТМ-1 – ТМ-5) (прил.2);

по кинематической вязкости – на четыре класса (9,12,18,34) (прил. 3)

Пример обозначения: ТМ-5-18 – ТМ — трансмиссионное минеральное масло, 5-й группы с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия. 18–го класса вязкости

За границей для трансмиссионных масел применяются системы классифицирования SAE (прил. 4) и API (прил. 5).

Соответствие групп трансмиссионных масел по российской классификации и API приведено в приложении 6.

В гидросистемах механизмов применяются специальные гидравлические масла, работающие в различных климатических условиях и в широком диапазоне рабочих температур. Поскольку их основной функцией является приведение в действие исполнительных механизмов за счёт гидростатического давления, их часто называют гидравлическими жидкостями. Они должны обладать хорошими вязкостно-температурными свойствами, то есть иметь относительно малое изменение вязкости с изменением температуры.

Гидравлические масла разделяют на нефтяные, синтетические и водно-гликолевые. По назначению их делят в соответствии с областью применения:

— для летательных аппаратов, мобильной наземной, речной и морской техники;

— для гидротормозных и амортизаторных устройств различных машин;

— для гидроприводов, гидропередач и циркуляционных масляных систем различных агрегатов, машин и механизмов, составляющих оборудование промышленных предприятий.

Обозначение гидравлических масел состоит из групп знаков, первая из которых «МГ» означает «минеральное гидравлическое». Цифры, следующие за обозначением вида масла, характеризуют класс вязкости (прил. 7). Буква, следующая за обозначением класса вязкости, указывает на принадлежность масла к определенной группе эксплуатационных свойств (прил. 8). Система обозначений гидравлических масел, применяемых в транспорте и промышленном оборудовании, установлена ГОСТ 17479.3-85 (прил. 9). Классификация гидравлических масел по ISO и DIN приведена в приложении 10.

В масла для гидромеханических и автоматических передач вводят комплекс присадок: моющих, противоизносных, притивоокислительных, противокоррозионных, фрикционных и антипенных. Российские масла марки А, Р и МГТ в импортных автомобилях с автоматической трансмиссией не применимы. Импортные жидкости АTF (Automatic Transmission Flud) имеют отдельные спецификации, разработанные производителями автоматических трансмиссий.

Тормозные жидкости (ТЖ) должны обладать хорошими вязкостно-температурными и смазывающими свойствами, высокой физической и химической стабильностью, совместимостью с металлами и материалами уплотнений. Основными показателями качества ТЖ являются: уровень гигроскопичности, температура кипения и морозостойкость. Современная классификация ТЖ включает в себя классы: DOT-3, DOT-4 (на минеральной основе) и DOT-5.1 (на синтетической). ТЖ БСК – смесь бутилового спирта и касторового масла. Ранее имела широкое распространение. При -17 О С начинает переходить в твердую фазу. На основе гликолей выпускались ТЖ «Нева» (срок службы 1 год), «Томь» (срок службы 2 года) — разработана взамен ТЖ «Нева» (по международной классификации — DOT-3). ТЖ «Роса», «Роса-3», «Роса DOT-4» представляют собой композиции на основе гликолей и борсодержащих соединений с антикоррозионными и антиокислительными присадками (срок службы 3 года). Все ТЖ огнеопасны, ядовиты и токсичны. Смешение гликолевых ТЖ с БСК, топливами и маслами недопустимо.

Амортизаторные жидкости (АЖ) должны противостоять значительному термическому и механическому воздействию, быть легкоподвижными при рабочих температурах (от -50 до +145 О С). Выпускают АЖ следующих марок: АЖ-12Т, МГП-12 (Славол-АЖ), ГРЖ-12. При отсутствии специальных АЖ они могут быть приготовлены смешением в производственных условиях равного количества трансформаторного и турбинного масел.

Контрольные вопросы:

1. Условия работы трансмиссионных масел.

2. Классификация трансмиссионных масел согласно ГОСТ 17479.2-85.

3. Классификация гидравлических масел согласно ГОСТ 17479.3-85.

4. Классификация гидравлических масел по ISO и DIN.

5. Классификация тормозных жидкостей.

6. Как можно приготовить заменитель амортизаторной жидкости?

Знание автомобильных тонкостей во многом помогает на практике не только тем водителям, у которых стаж эксплуатации машины небольшой, но и умудрённым опытом профессионалам. К числу таких важных тонкостей, несомненно, принадлежит и знание того, по каким признакам и как отличить трансмиссионное масло от моторного.

Есть ли отличия между моторным маслом и жидкостью для трансмиссии

На такой вопрос ответ напрашивается сразу. Конечно же, разница есть! Об этом красноречиво говорят уже сами их названия. В состав моторного масла, жидкости для трансмиссии, которые имеют, по сути, одинаковую основу, входят разные ингредиенты.

Однако проверять различия этих присадок на базе собственного автомобиля однозначно не стоит. Дело невзначай может дойти до весьма серьёзной поломки, которую затем придётся долго и терпеливо устранять. Об этом хорошо знают опытные водители. Так, если выйдет путаница, движок тут же забарахлит. Дело в том, что трансмиссионная жидкость в двигателе начнёт за счёт своих компонентов выгорать с огромной скоростью, притом тут же образует всевозможные накипи буквально на всех поверхностях, к которым она прикасалась, и очистить их потом будет крайне проблематично.

Поэтому рачительные собственники автомобилей очень щепетильно следят за тем, чтобы не перепутать.

Отличительные черты моторного масла

Чтобы знать, как отличить моторное масло, необходимо отталкиваться от его главного функционального назначения – смазывать силовой агрегат, его рабочие узлы. Такая эмульсия должна максимально, эффективно смягчать конструкцию мотора, те его составные части, которые во время работы двигателя постоянно контактируют. Изготовляется она на базе или синтетических компонентов, или же минеральных, однако может иметь смешанный состав, образуя так называемые полусинтетические жидкости. Это делается для того, чтобы моторное масло имело способность надежно смазывать детали при повышенном температурном режиме и давлении.

В отличие от трансмиссионной жидкости, у моторного масла более высокая степень вязкости, хотя визуально определить это под силу лишь очень опытным автомеханикам, водителям. Есть различия и по цвету, определить которые тоже доступно только профессионалам.

Отличия трансмиссионных жидкостей

Главная задача трансмиссионной жидкости – создавать на деталях этой конструкции более прочную масляную пленку. Такое требование и определяет ключевое отличие трансмиссионного масла. Оно объясняется тем, что части трансмиссии трутся с гораздо большей силой и получают значительно большую механическую нагрузку, чем в моторе, и, если их обильно не смазывать, они очень быстро изнашиваются, выходят из строя. Состав такой жидкости создаётся с учётом того, что ей придётся работать при более щадящем температурном режиме, чем масло для мотора. Причём этот режим носит, как правило, стабильный характер, без резких перепадов, как это фиксируется в автомобильном двигателе.

В силу этого такие жидкости тоже достаточно вязкие, однако по степени вязкости всё же уступают моторному маслу. Основное функциональное отличие достигается за счет иной, чем в моторном масле, присадки, призванной обеспечить надёжную защиту от огромных механических нагрузок.

Как определить вид автомасла

Чем отличается моторное масло от трансмиссионного, специалисты могут определить несколькими действенными способами. Естественно, самый надёжный способ — это их поочерёдная лабораторная проверка с применением специально аппаратуры, датчиков. Понятно, что на практике это весьма неудобный, а подчас и просто нереальный вариант. Действительно, не возить же аппаратуру с собой специально, чтобы применить, например, во время пути, далеко от станций техобслуживания или родного гаража.

Гораздо легче и быстрее сделать это, применив народные способы и отличая их визуально, по цвету, запаху и вязкости, а также с применением обыкновенной воды.

По запаху

Следует отметить, что этот широко распространённый, достаточно эффективный способ проверки всё же не даёт стопроцентной гарантии. Он доступен только тем водителям или автомеханикам, кто уже не первый год сталкивается с подобными вопросами по роду службы. Кроме того, надо обладать ещё и отменным обонянием. Такие специалисты утверждают, что запах трансмиссионной смазки имеет специфический оттенок, наподобие чесночного или серистого аромата.

Однако их диагноз будет точным лишь если проверяемая ими жидкость до того хранилась в плотно закрытой емкости и не смогла выветриться. Если же у нее был доступ к открытому воздуху, специфический оттенок наверняка уже испарился и определить по одному лишь запаху, для каких целей предназначена такая жидкость, крайне трудно. Поскольку цена ошибки при этом очень велика, эксперты настоятельно рекомендуют не рисковать и испытать также иные формы проверки.

По внешнему виду

Вариант визуальной проверки обычно считается более эффективным, чем оценка по запаху. Суть проверки состоит в следующем. Так, большой и указательный палец руки на несколько секунд опускают в проверяемую эмульсию. Потом извлекают их из жидкости и постепенно размыкают. Здесь необходимо обратить внимание:

  • если после расстыковки пальцев сразу же произошёл разрыв смазочной пленки – она определённо предназначена для трансмиссии;
  • если после разведения пальцев пленка потянулась за ними на несколько миллиметров, перед нами однозначно – моторный вид масла.

Стоит также заметить, что такой формат проверки, как и предыдущий, требует от человека немалых навыков, опыта, а новичок вряд ли справится с ней с первого раза. Опять-таки, из-за того, что результат может оказаться ошибочным, полностью доверять этому способу нет резона.

Проверка водой

Традиционно проверку водой считают самым надежным методом, сравнительно с испытанием визуально и по запаху. Алгоритм проверки следующий. Для неё применяется небольшая ёмкость, у которой внушительный диаметр. В жидкость наливают воду, капают в неё жидкость и наблюдают, какая будет реакция. Если полученная консистенция сразу же разошлась по воде, создав вдобавок радужный рисунок, это определённо масло трансмиссионного типа. Может быть также другой рисунок — консистенция образовала подобие линзы и определённое время не изменяла свой внешний вид. Это указывает на моторное масло.

Что будет, если перепутать масла

Если перепутать масла, вполне возможен выход автомобиля из строя. Например, если в двигатель ошибочно залить жидкость для трансмиссии, силовой агрегат с очень большой вероятностью рискует вообще выйти из строя.

Суть в том, что такая жидкость, попадая в новую и неблагоприятную для неё среду с высоким, жестким температурным режимом, через незначительное время выгорит и превратится в шлам, отложившись внутри стенок двигателя как накипь. Если же, наоборот, в коробку передач залить моторную смазку, последствия окажутся не столь удручающими.

Экспериментировать подобными вещами эксперты не советуем, так как рисковать «здоровьем» автомобиля, как и человека, недопустимо. В конечном итоге его лечение обойдётся дорого, если вообще поможет.

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Различия в требованиях к эксплуатационным свойствам смазочных материалов обусловлены следующими причинами:

• на рейсах большой и средней дальности двигатель и трансмиссия автомобиля работают преимущественно в постоянном режиме, тогда как для спецтехники характерна частая циклическая смена режимов, из-за чего ускоряется старение масла, работающего в двигателе, в первую очередь по причине загрязнения частицами сажи;

• спецтехника часто работает в условиях высокой запыленности воздуха, по этой причине смазочные материалы сильно загрязняются абразивными частицами;

• довольно часто спецтехника эксплуатируется на большом удалении от мест технического обслуживания, там, где проблематично доставить смазочные материалы нескольких разновидностей.

Эти различия послужили толчком к созданию специальных моторно-трансмиссионно-гидравлических масел, одинаково применимых для всех агрегатов и гидравлических систем. Смазочные материалы такого типа позволяют упростить схему складского хозяйства, улучшить снабжение спецтехники смазочными материалами, снизить негативное действие загрязнения сажей и абразивными частицами пыли на ресурс масла и износ смазываемых деталей.

Российские нефтеперерабатывающие заводы в настоящее время производят две марки всесезонных моторно-трансмиссионно-гидравлических масел для спецтехники: МТ-4з/8ДС (по ТУ 38.401-58-54-92) – полностью синтетическое, предназначенное для применения на спецтехнике в условиях Крайнего Севера, и МТ-5з/10Д (по ТУ 38.401-58-40-92) – минеральное, предназначенное для применения в регионах с умеренными климатическими условиями.

Зарубежные производители смазочных масел выпускают аналогичные единые масла, называемые STOU (Super Tractor Oil Universal).

В процессе эксплуатационных испытаний в промышленных тракторах с двигателями, оснащенными турбонаддувом, моторно-трансмиссионно-гидравлические смазочные материалы показали высокую эффективность этих продуктов: обеспечивался холодный пуск двигателей без предварительного подогрева при более низких температурах окружающей среды, чем при работе на обычных «зимних» маслах. Отмечено и снижение эксплуатационного расхода топлива, особенно зимой. В процессе преодоления трелевочными тракторами вброд мелких водоемов попадание воды в агрегаты трансмиссии в количестве 2% не приводило к утрате работоспособности смазомасла. Анализ работавших масел показал, что после наработки, соответствующей сроку замены масла, указанному в инструкции по эксплуатации, испытуемые смазочные материалы оставались работоспособными.

Следует принять во внимание, что смазочные материалы подобного типа, в частности, масла МТ-4з/8ДС и МТ-5з/10Д не предназначены для смазывания агрегатов трансмиссий с гипоидной передачей.