Чем отличается дизельное моторное масло от бензинового

0
732

Содержание

Выбрать неверную смазочную жидкость для мотора – дело плевое. Особенно если не знаешь, как отличить составы для разных силовых установок. Было время, когда в ВАЗовские движки лили КАМАЗовскую смазку с мыслью о том, а в чем, собственно говоря, разница. Потом удивлялись внезапно загоравшейся масленке из-за выпадения студенистого осадка и блокирования масляных каналов. Как обстоит дело сейчас – будем разбираться.

Экспертиза: можно ли лить обычное дизельное масло в бензиновый двигатель – последствия

О том, что можно лить дизельное масло в бензиновый двигатель, говорят многие. Но лишь некоторые акцентируют внимание на исключительности такого случая. Почему? Все кроется в различных процессах работы моторов.

Коротко об отличиях двигателей

Так, дизель из-за большой степени сжатия высоконагружен в температурном отношении. Рабочий цикл организован таким образом, что пиковая тяга достигается при низких оборотах и крутить агрегат незачем. Из-за отсутствия свечи зажигания полноту сгорания солярки обеспечить тяжело. Анализ этих факторов показывает, что:

  • В картерную область могут прорываться отработанные газы, вызывающие окисление находящейся там смазки.
  • Окислам серы, образующимся при сгорании ДТ, нельзя попадать на трущиеся поверхности. Их необходимо связывать присадками и выводить.
  • Большее количество воздуха, требуемое дизелю для функционирования, провоцирует интенсивное окисление и нагарообразование.
  • Образуемая при неполном сгорании топлива сажа требует связывания и выведения.

Рабочие условия мотора на легком топливе более благоприятны для масляной жидкости. Степень сжатия пониже, температура – поменьше. Бензин практически полностью сгорает в ходе рабочего такта. Есть лишь один негативный момент – оптимальная тяговая способность достигается при относительно высоких оборотах. Да и крутится мотор значительно выше, нежели дизель. Но, это если проверить форсунки , и почистить инжектор.

Различия в маслах

Взглянув на моторные процессы, нетрудно заключить – смазка в «дизельке» работает в значительно худших условиях. Высокооктановая эмульсия будет здесь выполнять свою функцию на достойном уровне, если:

  1. Пакет присадок, нейтрализующих продукты окисления, усилится.
  2. Щелочное число, влияющее на уровень противостояния состава окислению, будет повышено.
  3. Количество зольных присадочных веществ увеличится.

Часто заливается дизельное масло в бензиновый двигатель для очистки внутренностей из-за большего щелочного числа. Обычно это производится перед тем, как очистить мотор от нагара вручную. О том, насколько эффективен данный способ чистки, поговорим в отдельном пункте.

Обратная же ситуация, когда в дизельный мотор заправляется бензиновое масло, неприемлема в принципе. Интенсифицируется процесс нагарообразования и старения. Ведь дополнительных средств для борьбы с окислением не предусмотрено.

Опознаем масла


Для правильного выбора смазочного состава достаточно обратить внимание на классификацию. Всю упоминать не будем, углубимся лишь в узкоспециализированную группировку. Она создана Американским топливным институтом и сокращенно именуется как API.

Официальной ссылкой для сведения покупателя служат буквы, указывающие на вид предпочтительного мотора:

В самостоятельном варианте они не употребляются. Их дополнительно комплектуют символом латинского алфавита (например, SG). Чем дальше он от начала, тем выше качество продукта. Универсальные масла, встречающиеся в основном в синтетическом классе, маркируются через «/». К примеру: SG/CD.

Заливаем дизельное масло в бензиновый инжекторный двигатель для предварительной очистки агрегата изнутри

Масляная основа, большой щелочной индекс и кальциевые добавки – лучше состава для предварительной мойки двигателя не придумать. Почему не для основной? Исследования показывают, что длительная эксплуатация на моторном масле для дизеля способствует только откисанию отложений, но никак не разложению и выведению их вместе с отработкой.

То, что дизельное масло можно лить в бензиновый двигатель для очистки удостоверились многие специалисты. По их мнению, основа процедуры чистки выглядит так:

  • Заменить смазку и фильтр.
  • Проехать 7-9 тыс. км., не превышая 4 000 об/мин.
  • Слить отработку.
  • Почистить картер и пространство под клапанной крышкой.
  • Собрать и промыть двигатель от нагара подходящим способом.

Использовать же дизельный смазочный состав просто с целью смазки не рекомендуется. Он содержит присадки, не столь эффективные при работе на высоких оборотах. Экстренные доливки в межсервисный интервал производить можно лишь в крайних случаях, когда под рукой нет подходящего продукта. Это явно будет лучшим выходом, нежели масляное голодание.

Вердикт

Использовать смазывающие нефтепродукты для дизеля в бензиновом моторе можно только для промывки. Эффективность этого процесса невысокая – шлам только размягчается. Данный способ чистки можно рассматривать как предварительный в запущенных ситуациях. После него обычно следует ручная очистка. Экстренное смешивание с бензиновой смазкой допускается.

Смазочные материалы для различных типов силовых установок разрабатываются в соответствии с условиями эксплуатации. Дизельное масло работает при более низких температурах, топливно-воздушная смесь содержит меньше жидкой составляющей.

Процесс воспламенения и горения происходит быстро, сродни серии небольших взрывов. На все детали двигателя оказываются повышенные ударные нагрузки, поэтому к смазочным материалам предъявляются особые требования.

Производители автомобилей, в своих допусках прописывают конкретные типы масел. Пренебрежение этими рекомендациями может привести к преждевременному износу, и даже поломке двигателя.

Общие требования к маслам для дизельных двигателей

Чтобы понять, какое масло заливать дизельный двигатель, необходимо знать основные проблемы для смазочных материалов, которые создает работа в таком агрегате:

  • высокое давление в камере сгорания выдавливает несгоревшее топливо в картер, происходит нежелательное разбавление масла (растворение присадок);
  • в картер попадают продукты горения, что приводит к окислению основы смазки, и частичной деградации заложенных характеристик;
  • процесс горения солярки сопровождается выделением серы, при контакте с маслом образуются кислотные соединения;

За исключением специализированного допуска, классификация моторных масел для моторов, работающих на тяжелом топливе, практически не отличается от классификации бензиновых.

Рекомендации по SAE

Один из основных параметров, определяющий вязкость. Аббревиатура расшифровывается как Society of Automotive Engineers. Состоит из двух цифровых обозначений, которые могут разделяться буквенной литерой. Например, 10W-40.

Первая цифра означает наиболее низкую температуру окружающего воздуха, при которой нормально заряженный аккумулятор может провернуть коленвал. Это температура холодного старта. Чем меньше значение числа, тем менее вязким будет масло.

Чем чревато несоответствие класса вязкости? Слишком густое дизельное масло, на морозе не позволит запустить двигатель, особенно при разряженном аккумуляторе (что типично для холодной погоды).

И наоборот – высокая текучесть при плюсовой температуре окружающего воздуха способствует испарению жидкости через вентиляцию картера и отверстия сапунов. Жидкая смазка будет стекать с поверхности, не создавая прочной пленки.

Стандарт API

Помимо условной градации качества, эта маркировка точно дает понять, какое масло для дизельных двигателей, а какое для бензиновых. Например, CF-4, CG-4, СН-4.
Любой владелец автомобиля должен помнить, что первая буква «C» означает принадлежность к дизельной серии, а литерой «S» обозначается расходник для бензомотора.

Существуют и смешанные категории API, так называемые универсальные масла: они обозначаются через дробь. Например, API SJ/CF-4. Первое сочетание символов определяет основную принадлежность: в данном случае – бензин.

Неизвестно, для чего производители выпускают такие материалы: специализированная смазка имеет лучшие эксплуатационные характеристики, нежели универсальная. Видимо такая продукция применяется в больших автопарках с централизованным оптовым снабжением.

Профессионалы не рекомендуют использовать такие масла, лучше поискать специализированное, подходящее к вашему типу мотора. Вторая литера обозначает формальный класс качества.

Чем она выше (от «A» и далее), тем лучше эксплуатационные свойства расходника. На сегодняшний день, классификация ниже, чем CF, не сертифицируется по API. Это означает, что масла с более низким стандартом, допускаются к применению только при наличии допуска производителя автомобиля.

Например, для автомобилей 1940-65 годов выпуска, идеально подойдут смазочные материалы API CA, CB, CC, CD.

Последняя цифра означает тип двигателя:

  1. CF-4 четыре такта
  2. CF-2 двухтактные моторы.

Кроме того, в рамках энергосберегающих технологий и программ по защите окружающей среды, применяется дополнительная маркировка «EC».

Требования ACEA

Это европейская классификация, и она может отсутствовать на упаковках, произведенных для американского рынка. Тем не менее, 90% расходников, продающихся на российском рынке, такую маркировку имеют.

Смазочные материалы делятся на 4 основные группы по ACEA:

  • A – предназначены для бензиновых агрегатов;
  • B – моторное масло для дизеля;
  • C – дизельные силовые установки на тяжелых грузовиках и коммерческой технике;
  • D – современные масла для использования на любом двигателе, совместимые с сажевыми фильтрами и бензиновыми катализаторами.

Есть еще специализированные моторные масла для грузовых турбодизелей, но они не применимы на легковых автомобилях. Обозначаются литерой «E»

Виды и маркировка масел для дизельного двигателя не зависят от его основы

Синтетическое и минеральное масло одинаково совместимо с атмосферными ДВС, только срок эксплуатации у них отличается. Если строго выдерживать интервал замены, то под конец периода синтетика практически не поменяет характеристик, а вот минеральная основа существенно ухудшит качества. Это необходимо учитывать, если вы планируете сэкономить (минералка обычно стоит дешевле).

Видео рекомендации специалиста — какое масло заливать в дизель

А вот для турбодизельных автомобилей, лучше подбирать чистую синтетику. Никаких ограничений производители машин не устанавливают, но в предельных режимах более стабильной будет искусственная основа. То же самое относится к зимнему маслу.

Имеется ввиду не маркировка, а условия применения. В суровых арктических условиях срок службы минералки резко сокращается, к тому же обеспечить приемлемую для холодного запуска вязкость все равно не получится, какие бы присадки не использовал изготовитель.

Выбор марки масел для дизельных двигателей – имеет ли смысл привязываться к брендам?

Ответ на вопрос: «какое масло лучше заливать в дизельный двигатель?» однозначен. То, которое предписано производителем вашего автомобиля. Иных критериев не существует. Выбирать между разнообразными логотипами бессмысленно, тем более что в мире существует всего 3-5 нефтяных концерна, владеющих остальными торговыми марками.

При покупке масла для дизельного двигателя следует внимательно изучить спецификации. Если ваш автомобиль выпущен много лет назад, и авто концерн давно сменил допуск, уточните на сайте у производителя (или в ближайшем дилерском центре), какие устаревшие спецификации совместимы с новыми стандартами. И тогда при выборе смазочного материала вы не ошибетесь.

Итог:
Наилучшим при замене масел в дизельном ДВС является то, которое показало себя хотя бы при пробеге 50 тыс. км. Если смазочная система двигателя работает без сбоев – нет смысла экспериментировать и попадаться на рекламные уловки продавцов.

Главное условие – не нарваться на подделку. Поэтому покупать расходные материалы надо в проверенных торговых точках, и при необходимости не стесняться просить документы, подтверждающие подлинность.

Любое расходник, предназначенный для транспортного средства – масло моторное дизельное или бензиновое, должно обеспечивать высокий уровень защиты всех трущихся элементов от износа, перегрева и деформации. Недостаточно качественная рабочая смесь может повредить моторному отсеку и привести к серьезному, дорогостоящему ремонту. Для того, чтобы предотвратить катастрофические последствия и увеличить полезный срок службы автомобиля, нужно уметь правильно подбирать технические жидкости.

Разберемся, какие существуют масла для дизельных двигателей и почему нельзя заливать “бензиновую” смазку в такой мотор.

Особенности дизельной смазки

Главное отличие дизельного двигателя внутреннего сгорания от бензинового заключается в том, что он работает на обедненной топливно-воздушной смеси в условиях больших тепловых перегрузок. Впрыск топлива, его смешивание с воздухом и сам процесс сгорания проходят в ускоренном режиме, в связи с чем, в выхлопных газах содержится большое количество сажи и серы, входящей в состав самого дизельного топлива. Продукты сгорания под высоким давлением попадают в картер, где, гипотетически, должна работать система вентиляции картерных газов. Но зачастую она не справляется с большим количеством примесей, что приводит к быстрому процессу окисления внутри моторного отсека.

Моторное масло для дизельных двигателей должно обладать двумя основными свойствами:

  • моющей способностью
  • высокой устойчивостью к процессам окисления.

По сути, бензиновые и дизельные масла имеют одну основу, но разный пакет присадок. Для дизеля применяют особые моющие присадки, которые должны постоянно выводить из рабочей зоны часть не переработанного топлива и сажи. Данный процесс засоряет техническую жидкость и приводит к необходимости более частой ее замены, по сравнению с бензиновой.

Чем дизель отличается от турбодизеля

Что такое турбодизель? Турбодизель – это дизельный мотор, оснащенный турбокомпрессором. Такой силовой агрегат способен повысить мощность транспортного средства на 25%, а если в его конструкции предусмотрен еще и интеркулер, то возможности автомобиля возрастают еще на 10 %. Роль турбокомпрессора заключается в принудительной подаче воздуха в цилиндры под очень высоким давлением. Большое количество воздуха в рабочей зоне двигателя повышает его возможности, которые водитель ощущает при резком нажатии на педаль газа. В процессе работы температура турбокомпрессора может достигать 950-1000 градусов Цельсия. Моторное масло в данном случае используется не только ради смазывания трущихся деталей и предотвращения их перегрева, но и выступает в роли охладителя самой турбины.

Если допустить ее перегрев, то выход из строя данного агрегата нарушит работу всей силовой установки: т.к. система подачи масляной смазки в турбокомпрессор и движок общая, остановка турбины вызовет масляное “голодание” всего транспортного средства. А это уже чревато заклиниванием коленчатого вала и трудоемким ремонтом.

Чтобы не допустить печальных последствий и обеспечить турбину высокотемпературной устойчивостью, масло моторное для турбодизельных двигателей должно быть выбрано правильно.

Какое масло нужно турбодизелю

Моторное масло для дизеля должно подбираться, согласно руководству по эксплуатации вашего транспортного средства. Именно там автопроизводитель укажет достоверную информацию, касающуюся требований к моторной жидкости.

Для того, чтобы с легкостью ориентироваться в просторах дизельного масла, нужно понимать по какому принципу оно классифицируется. Существует несколько международных стандартов, разделяющие весь смазочный товар по основным параметрам и пригодности их использования в двигателях различных модификаций.

Классификация SAE затрагивает температурные и вязкостные параметры рабочей смазки. Она едина для бензиновых и дизельных моторов, и предусматривает три вида жидкостей: летние, зимние и универсальные. Летние маркируются двузначной цифрой – 20,30,40 – и условно указывают на высокотемпературную предрасположенность вязкостных свойств жидкости. Зимние обозначаются цифрой и буквой W – 5W, 10W. Их маркировка указывает на низкотемпературные возможности масла. Сочетание летнего и зимнего обозначения – «симптом» универсального масла – 5w30, 10w40.

Помимо SAE на упаковке жидкости для дизельных моторов указывается классификатор API, начинающийся с буквы C:

  • CF – жидкость подходит для атмосферных движков либо для движков, оснащенных системой умеренного наддува. Применяется смазка данной классификации в том случае, если автомобиль используется в тяжелых эксплуатационных условиях. Цифра 2 или 4 после классификатора указывает на пригодность масла в двухтактных и четырехтактных моторах.
  • CG – категория смазок, предназначенная для дизелей с турбиной. Предполагает еще более суровые эксплуатационные условия, чем CF. Используется в том случае, если процент содержания серы в рабочей смеси не превышает показатель 0,5.

  • CH – классификатор указывает на класс автомобилей, выпущенных после 1998 года. Обладает более стабильной вязкостью и увеличенным интервалом смены моторной жидкости.
  • CI – защитный материал используется в турбодизельных установках, оборудованных системой EGR. Актуален для машин, выпущенных после 2002 года.
  • CJ – масло, обладающее хорошей устойчивостью к перепадам температур и агрессивному стилю вождения, подходит для современных двигателей с турбонаддувом, системой нейтрализации выхлопных газов и сажевым фильтром.

Выбираем основу дизельного масла

Все моторные жидкости по химической основе делятся на три типа: минералка, полусинтетика и синтетика. И если их первоначальные свойства будут идентичны, то различия проявят себя через несколько тысяч километров. В состав минерального масла входят только натуральные ингредиенты. Оно производится путем очистки и переработки нефтепродуктов. К сожалению, натуральные нефтепродукты не способны сохранять устойчивость к высокотемпературным перепадам в течение длительного времени. Применение минералки допускается только в том случае, если ее класс качества и величина вязкости соответствует требования сервисной книжки транспортного средства. Период замены такого масла в дизельном двигателе составляет 4-5 тысяч километров пробега.

Полусинтетическое масло моторное для турбодизельных двигателей применять не рекомендуется: полусинтетика хоть и имеет в своем составе искусственно созданные ингредиенты, но основную часть такой жидкости составляют минеральные элементы. В отличие от минералки, полусинтетическое масло лучше справляется с регулярными перегревами, но быстро засоряется от сажи и продуктов горения. Замена полусинтетического масла должна проводиться каждые 7 тысяч километров пробега: при превышении данного показателя дизель уже не будет получать нужных от жидкости свойств и быстро выйдет из строя.

Синтетика – идеальное масло для дизеля. Полностью ненатуральное, оно обладает повышенной устойчивостью к окислительным процессам внутри рабочей зоны, эффективно защищает турбину и мотор от перегрева, мгновенно очищает механизмы от грязи и отложений, обволакивая их прочным слоем защитной пленки. Менять масло моторное дизельное нужно с регулярностью в 10 тысяч километров пробега.

Энергосберегающие масла

Существует категория специальных технических жидкостей, обладающих редким свойством: способностью уменьшать расход топлива. Меньший расход обеспечивает увеличение степени экологичности автомобиля, а также позволяет водителю значительно экономить личные средства. Такое свойство достигается путем наибольшего снижения потерь на трение во время эксплуатации моторного отсека. Определить энергосберегающую жидкость просто – ее маркировка включает обозначение HT/HS (характеризует степень вязкости защитного материала при высокой температуре и большой скорости сдвига).

Обычное масло, не обещающее экономить топливную смесь, разогреваясь до 150 градусов Цельсия, сохраняет стабильную вязкость и комплексную защиту над всеми деталями моторного отсека. Если слегка понизить степень вязкости, то механизмам будет легче взаимодействовать друг с другом, сокращая величину мощностных потерь. Такая взаимосвязанность позволяет достичь минимального расхода топливной смеси. Однако, не каждому турбодизелю “понравится” энергосберегающее масло. Дело в том, что, создавая пленку меньшей толщины, масло рискует оставить часть механизмов “без внимания”, что неминуемо приведет к серьезным неполадкам. Применяться данная техническая жидкость может только к тем двигателям, которые конструктивно предусматривают возможность использования подобного вида смазки. И узнать о таких двигательных возможностях можно только из руководства производителя транспортного средства.

Бренды дизельных масел

Составить рейтинг лучших моторных масел достаточно сложно – все они имеют свои преимущества и недостатки. Однако, среди всего разнообразия нефтепродуктов особое внимание следует уделять продукции следующих брендов:

  1. Liqui Moly. Масла данного производителя идеально подходят для силовых агрегатов машин любого типа: для турбированных и обычных дизельных моторов легковых и грузовых автомобилей. Широкий ассортимент товара позволяет подобрать максимально эффективное масло, подходящее под различные эксплуатационные условия. Жидкость обеспечивает легкий запуск двигательной системы даже при экстремально низких температурах.
  2. Mobil. Компания Мобил вот уже многие десятки лет “балует” эффективной защитой миллионы транспортных средств по всему миру. Горюче-смазочный материал данного бренда всегда обеспечивает автомобили высокими эксплуатационными свойствами и позволяет максимизировать ресурс силового агрегата. Благодаря большому количеству присадок, масло “плещущееся” в дизельном двигателе будет тщательно следить за чистотой рабочей зоны.
  3. Castrol. Предназначенное для дизельной установки масло предотвращает появление отложений на внутренней поверхности моторного отсека, а также способствует увеличению мощностных свойств автомобиля. Все детали и элементы конструктивной части остаются под надежной масляной защитой даже в самых суровых условиях эксплуатации: перегрев и перемерзание мотора продукции бренда Кастрол не страшны.

Однозначно сказать, какое масло моторное дизельное лучше заливать невозможно, ведь для каждого автомобиля существуют свои, уникальные требования. Производители транспортных средств опытным путем вычисляют масла, наиболее подходящие для тех или иных силовых установок, вот почему стоит прислушиваться к их рекомендациям. Если у вас по каким-либо причинам не осталось сервисной книжки от автомобиля, консультироваться с продавцами в магазинах не стоит – их знания могут ограничиваться только информацией с сети Интернет. Для того, чтобы вычислить нужную вязкость и потребительские свойства дизельного масла, достаточно позвонить официальным представителям автопроизводителя и уточнить информацию у них.