Частоты си би диапазона

0
1187

Содержание

На какой частоте работают дальнобойщики и какую радиостанцию купить?

Что такое автомобильная рация для дальнобойщиков? Какая частота дальнобойщиков на рации? Как правильно выбрать рацию для дальнобойщиков? Такие вопросы часто задают автолюбители, которые хотят купить автомобильную рацию, но не знают какую модель автомобильной радиостанции выбрать.

Итак, разберемся в этом вопросе. Радиостанции для дальнобойщиков работают в определенном диапазоне частот. Этот диапазон частот называется CB (Си-Би) диапазон (от сочетания слов Citizens band – гражданский диапазон). Это диапазон частот 27 МГц. Он используется в России, Европе и других странах мира. В мире и в России дальнобойщики работают на 15 канале в диапазоне частот 27 МГц.

Что такое 15 канал дальнобойщиков?

Это определенная частота в диапазоне 27 МГц, которой присвоен номер канала 15 в определенной сетке (что такое сетка частот будет описано ниже). В зависимости от страны, частота канала дальнобойщиков может меняться. В России частота канала дальнобойщиков равна 27,135 МГц. Точно на такой же частоте работают во многих странах мира. Но есть исключения. На Украине, в Белоруссии, Польше и Финляндии используется частота 27,130 МГц. Но это тоже 15 канал. Смещение частоты всего лишь на 5 кГц. Почти во всех странах мира канал дальнобойщиков работает в режиме АМ – амплитудной модуляции. Обычно в радиостанции имеется два вида модуляции АМ (амплитудная) и ЧМ (частотная). Частотная модуляция может обозначаться латинскими буквами FM. Вам не нужно париться, что такое модуляция. Это всего лишь способ кодировки звука для возможности его передачи при помощи радиоволн. Просто запомните, что дальнобойщики в России используют АМ модуляцию. (Есть данные, что за Уралом используют FM модуляцию)

Выше мы написали, что частоты дальнобойщиков в разных странах могут быть разные и смещены на 5 кГц. А канал все равно номер 15. Если вы планируете ездить в страны, где используется частота 27.130 МГц, то вам нужно купить рацию, у которой есть функция переключения 0/5 или еще по-другому говорят переключение между Российской и Европейской сетками. Можно просто спросить у продавца, есть ли у рации «нули» и «пятерки». По аналогии частот 27,130 и 27,135 МГц – "ноль" или "пятерка" это последняя цифра частоты.

Что такое сетка частот в радиостанции?

Когда вы примете решение купить радиостанцию для дальнобойщиков, то вам придется столкнуться с таким понятием как «сетка». Диапазон частот 27 МГц условно разделен на группы частот (каналов). Одна такая группа содержит 40 каналов (или 40 частот). Всё это сделано для простоты использования. Ведь легче запомнить номер канала, чем частоту. Эта группа из 40 каналов и называется "сетка". Каждая сетка имеет буквенное название – A, B, C, D, E и т.д. до 10 сеток. Иногда в рации может быть только одна сетка, а может быть три и более сеток. Надо отметить, что есть модели радиостанций, у которых в одной сетке может содержаться не 40, а 45 каналов. Эти 5 лишних каналов иногда называют "дырки". Но в основном, в рациях для дальнобойщиков в сетках по 40 каналов.

Как узнать в какой сетке находится канал дальнобойщиков?

Если в рации только одна сетка, то вам не стоит ломать голову, как найти канал дальнобойщиков. Вы просто ставите канал 15 и вперед. Если же у рации много сеток, то вам нужно будет выяснить в какой сетке на вашей рации находится канал дальнобойщиков. Это может быть сетка C, D или E. Каждый производитель маркирует каналы по-своему и это создает некоторые сложности для новичков. Чтобы не усложнять, спросите продавца на какой сетке работают дальнобойщики. Для примера, в рации Alan 78 Plus – это сетка C, MegaJet MJ-600, MJ-600 Plus – сетка D, на рации MegaJet MJ-3031M Turbo – сетка E. Лучше спросите у продавца. Если вы хорошо разбираетесь в технике и у рации есть функциональная возможность отображения частоты и канала, то переведите рацию в режим отображения частоты и выставьте нужную частоту дальнобойщиков 27,135 МГц.

Сколько стоят автомобильные рации?

Сколько стоит рация в машину? Это зависит в первую очередь от производителя и страны, где они производятся. И еще это зависит от качества комплектующих определенной модели и количества рабочих функций. Наиболее дорогие радиостанции — это любительские модели с расширенным количеством функций (Ham radio). Большинство функций в таких рациях никогда не используются простыми пользователями или водителями-дальнобойщиками. Их цена может быть от 12000 — 15000 рублей до 30000 и выше. Есть простые рации с минимумом функций. Такие модели более дешевые, хотя не факт, что они плохие. Их цена начинается от 3000 р.

Какую радиостанцию для дальнобойщиков выбрать?

Ниже приведен список популярных в настоящее время моделей. Среди них есть очень простые и недорогие, а есть и многофункциональные с более высоким ценником. Любительские рации здесь не представлены.

Рации Track .
Эти радиостанции появились не очень давно, но уже успели завоевать популярность среди автолюбителей. Радиостанции Track являются брендом компании ВекторКом и выпускаются на высокотехнологичном производстве. Каждая рация имеет гарантийный талон с годовой гарантией. Ломаются крайне редко. Ремонт осуществляется в собственном сервисном центре. Рассмотрим радиостанции Трак. Еще эти рации отличаются невысокой ценой в сочетании с отличным качеством.

Рация Track Smart 27. Это самая маленькая и самая недорогая радиостанция среди раций Трак. Она имеет мощность 4 Вт и высокую чувствительность. Управление функциями поначалу немного сложновато и необычно. Но это связано с малым количеством места на передней панели. Нужно читать инструкцию. Потом становится просто. Рация имеет 400 каналов европейских и 400 каналов российских. Подходит для тех, кто любит компактность.

Рация Track-270. Это тоже достаточно компактная рация, но она немного больше по размерам, чем Трак Смарт 27. Эта рация имеет минимальное количество функций, очень проста в управлении. Она может работать от бортовой сети 12/24 В, есть защита от переполюсовки. Несмотря на простоту, у этой рации есть очень интересная функция — регулировка чувствительности приёмника. Мощность до 10 Вт.

Рация Track-308 — это тоже простая в управлении рация. Мощность 8 Вт. 240 каналов. Количество функций немного больше, чем у предыдущей модели. Рация работает от 12/24 Вольт, есть защита от переполюсовки. Регулировка чувствительности приемника и режим сканирования. Хорошая рация для дальнобойщиков. Цена невысокая.

Рация Track-370 ERA . Это более дорогая, но и более навороченная модель. Работает от 12/24 Вольт, есть защита от переполюсовки. Рация имеет большое количество функций. Управление немного сложновато, но, прочитав инструкцию, с ней можно легко разобраться. Мощность рации Трак-370 Эра — 8 Вт. Рация имеет 400 каналов. Для повышения качества звука имеются фильтры — NB и HI-CUT и еще много интересных функций, которые подробно описаны на странице радиостанции. Эта рация годится как для дальнобойщиков так и для таксистов. Вообще — это шедевр за небольшие деньги.

Рации Optim . В последнее время стали очень популярными автомобильные радиостанции 27 МГц фирмы Оптим. Рации Optim — это относительно недорогие, но достаточно неплохие радиостанции, рассчитанные на различных пользователей. Каждая модель радиостанций Optim имеет свои особенности и отличается по цене и функционалу.

Рация Optim Truck — это модель 2016 года. Основное отличие и особенность данной модели в том, что она имеет фронтальный громкоговоритель и размер 1DIN, что позволяет установить её в штатное место для автомагнитолы. Рация имеет все нужные функции. Питается от сети 12/24 В.

Рация Optim Voyager — это тоже модель 2016 года. Имеет необычный внешний вид. Мощный радиатор охлаждения.Регулируемая мощность передачи — 4/8/15 Вт. Красивый цветной дисплей. Огромное количество различных функций, фильтров помех и т.п.

Рация Optim-778 — это самая навороченная рация из всех моделей Оптим. Она имеет внешний вид как у MegaJet MJ-3031M, но отличается черным цветом передней панели и наличием мощного радиатора, имеет большое количество функций и смену подсветки дисплея. Она может выдавать мощность до 50 Вт на FM и до 20 Вт на АМ. Мощность можно изменять. Возможный недостаток — большие габариты. В остальном только плюсы. Её можно использовать как на трассе, так и для работы в такси. Она имеет широкий диапазон частот — 400 каналов.

Рацию Optim Apollo обычно покупают водители легковых автомобилей. Она имеет небольшие габариты, причем, все управление рации находится на тангенте. Много функций, красивый внешний вид. Её можно убрать в подлокотник или в бардачок, оставив только тангенту, на которой находится все управление, включая динамик и микрофон.

Рация Optim Pilgrim — это относительно недорогая модель. В ней есть все необходимые функции, надежная, легкая и имеет небольшие габариты. Она работает надежно и качественно. Обычно её покупают водители-дальнобойщики. Но она вполне подойдет и для легкового автомобиля. Питается от 12 и 24 В.

Рация Optim-270 — это самая простая модель из линейки Оптим. Минимум функций, небольшие габариты. Несмотря на простоту, она имеет регулировку чувствительности приемника RF Gain. Питается 12/24 Вольт.

Все рации Оптим имеют российскую и европейскую сетки. Рации Optim имеют авторизованный сервисный центр. Гарантия 12 месяцев.

Рации President Electronics . Эти рации считаются самыми лучшими рациями для дальнобойщиков. Но нужно иметь в виду, что они не совсем дешевые. Все модели раций Президент вы можете посмотреть здесь . А мы расскажем от некоторых моделях, которые на наш взгляд являются наиболее подходящими для трассы.

В 2017 году появилась новая модель — это рация President Barry ACS . По функциям эта рация не уступает более дорогим моделям в сегменте до 8000 р. Но её цена намного ниже, чем у других моделей! Её плюсы — небольшой размер, легкая, прочная, может питаться от 12 и от 24 В. Она имеет большой дисплей и изменяемыми цветами подсветки дисплея. Качественный встроенный ANL-фильтр и хороший автоматический шумоподавитель. Звук рации чистый и сигнал разборчивый. Её цена на уровне раций Optim или MegaJet. В 2018 году вышла её новая модификация. Она более надежная, имеет 7 цветов подсветки дисплея.

Рация President Jimmy ASC. Это старая проверенная модель. Копия известной рации President Teddy ASC, но работает только в режиме АМ. Минимум функций. ANL-фильтр. Качественная и недорогая радиостанция для дальнобойщиков.

Рация President Bill ASC — легкая и компактная рация, выпущена в 2018 году. Многофункциональна, имеет три вида фильтров, обеспечивающих более качественный звук в условиях помех, комплектуется разъёмом под прикуриватель, питается от 12 Вольт.

Сейчас моделей President не очень большой ассортимент. Это связано с повышением цен на них. Все модели радиостанций Президент имеют все европейские сетки. Все рации President изготовлены из высококачественных комплектующих и имеют гарантию 5 лет. Имеется авторизованный сервисный центр. Отсутствующие модели Президент можно заказать. Срок поставки 10-14 дней.

Рации MegaJet до сих пор пользуются спросом, несмотря на повышение цен. Старые и проверенные модели MegaJet MJ-600 , MegaJet MJ-600 Plus , MegaJet MJ-3031M Turbo — все эти модели надежны и хорошо работают.

Из относительно недорогих — это MegaJet MJ-100 , MegaJet MJ-350 и им подобные.

Теперь пройдемся по портативным авто рациям 27 МГц. Портативные рации для дальнобойщиков — это особая тема, выбор не очень большой.

Из автомобильных / носимых раций можно порекомендовать рацию Си-Би диапазона Alan 42 DS . Эта рация может работать на частоте дальнобойщиков и имеет наиболее подходящую конфигурацию прилагаемого оборудования и комплектацию. Рацию Алан 42 можно использовать как носимую CB рацию, так и как полноценную автомобильную радиостанцию, подключив её через прикуриватель автомобиля к бортовой сети и подсоединив к ней наружную автомобильную антенну. Если рация будет использоваться как автомобильная, то обязательно нужно подключать её к наружной автомобильной антенне.В портативном варианте внутри автомобиля она работать не будет, так как кузов автомобиля будет экранировать радиоволны.

Модели и ассортимент радиостанций для трассы постоянно обновляется, поэтому вы можете сами выбрать рацию по своему усмотрению и вкусу. В принципе, любая рация 27 МГц, продаваемая в России, может использоваться как радиостанция для дальнобойщиков, если в ней есть АМ модуляция.

Какую антенну для рации лучше выбрать?

Во-первых, это должна быть антенна диапазона 27 МГц. Все остальное на ваш вкус. Производителя, цену, дизайн, вид крепления антенны на кузов вы выбираете сами. Дальность связи зависит от длины антенны и высоты её расположения. Антенну необходимо подбирать по габаритам машины, учитывая высоту автомобиля плюс длину антенны. Антенна ни в коем случае не должна задевать за электрические провода, иначе ваша рация может выйти из строя. Антенны крепятся при помощи магнита или врезаются в кузов автомобиля. Если не хочется портить кузов и сверлить отверстие, то можно использовать кронштейн или магнит. Но при использовании кронштейна антенна может не настроиться нужным образом и не выдать заявленные производителем характеристики.

Какую высоту антенны выбрать?
Для примера, длина антенны 70 см позволит вам связаться на трассе на расстояниях до 5-7 км. При длине антенны 1,5-1,7 м дальность связи может быть около 10 км. Чем выше располагается антенна, тем дальше связь. Подобрать антенну вы можете в разделе Антенны 27 МГц.

В нашем магазине вы сможете найти различные рации для дальнобойщиков и подобрать подходящую антенну, но если у вас возникнут трудности в подборе, вы можете позвонить по т. (495) 502-36-70 и наши консультанты помогут вам определиться с выбором оборудования.

Бюллетень Си-Би №1 Май 1995 г

Автор Владислав "Ребус" (3А13277)

Примечания:

Частоты 40-канальных станций соответствуют сетке C.

Частоты приведены для “Российской” сетки. Каналы “Европейской” сетки имеют частоты на 5 кГц выше.

Каналы 23, 24, 25 действительно расположены неправильно, это не опечатка.

Частоты, обозначенные звездочкой, не соответствуют никаким каналам, это так называемые “дырки”.

Канал 9 ЧМ “Европейской” сетки является каналом бедствия и безопасности (передача сообщений об авариях, пожарах, несчастных случаях, автомобильных пробках. В этом канале организовано круглосуточное дежурство операторов службы “Крик”, (“Петровка”). Занимать этот канал переговорами между корреспондентами запрещено.

В настоящее время в Москве сложилась определенная практика использования каналов сетки C. Хотя это и не официальные правила, представляется разумным их придерживаться.

Канал 16 ЧМ “Российской” сетки является вызывным, то есть в нем нужно только вызвать требуемого корреспондента и договориться с ним о переходе в другой канал.

Канал 20 ЧМ “Российской” сетки рекомендуется использовать для дальних связей в ближнем Подмосковье.

Канал 27 ЧМ “Российской” сетки используется бесплатной круглосуточной диспетчерской информационно-справочной службой Ассоциации-27. В этом канале можно попросить связаться по телефону, ретранслировать слабого корреспондента, получить оценку своего сигнала, рекомендации по вопросам приобретения, регистрации и ремонта связной аппаратуры.

Канал 19 ЧМ “Россия” используется как информационный канал автомобилистов.

В связи с участившимися вопросами в сфере радиосвязи (особенно в группе «Радиосвязь и радиолюбители»), желанием всё-таки помочь и отсутствием желания каждый раз расписывать одно и то же, было решено подготовить свой небольшой F.A.Q. по этому поводу. Здесь в основном будут рассмотрены безлицензионные диапазоны, наибольший уклон произведён к наиболее популярному среди автолюбителей диапазону Си-Би.
Хочу заметить, что я не считаю себя профессионалом в этой области и вряд ли им являюсь. В основном эта запись основана на собственном и чужом опыте, а так же на теоретических знаниях. Со временем список вопросов-ответов будет дополняться и корректироваться по мере необходимости. Аргументированная критика статьи не возбраняется.

1. Что такое CB (Си-Би), LPD, PMR, N-метровый диапазон?

Си-Би – это диапазон радиочастот около 27 МГц. В некоторых случаях может подразумеваться достаточно широкий диапазон: примерно от 25 до 30 МГц.
LPD – диапазон частот 433-434 МГц.
PMR – диапазон частот около 446 МГц.
Подробного описания этих диапазонов предостаточно в интернете. Поэтому здесь просто не вижу смысла много объяснять.
N-метровый диапазон – в данном случае подразумевают диапазон с соответственной длиной волны. Для определения частоты можно пользоваться приближённой формулой:
Частота [МГц] = 300 / Длина_волны [м]
Таким образом, для 2-метрового диапазона получим: Частота = 300 / 2 = 150 (МГц).

2. Что такое модуляция и какие они бывают?

По сути – наложение полезной информации на какую-то несущую частоту. Про всю физическую составляющую вы можете почитать на просторах интернета, здесь же рассмотрим только с точки зрения потребителя.
При радиообмене на частотах Си-Би диапазона (см. вопрос №1) используются в основном следующие виды модуляции:
1) Амплитудная модуляция (АМ)
2) Частотная модуляция (FM, ЧМ)
3) Однополосная амплитудная модуляция (SSB), которая в свою очередь делится на USB (верхняя полоса) и LSB (нижняя полоса).
Здесь хочу сказать только одно: нормального радиообмена при разных типах модуляции никогда не будет. Да, можно разбирать друг друга при АМ у одного и ЧМ у другого, но при одинаковой модуляции вы будете слышать друг друга на гораздо большее расстояние. К примеру, два среднестатистических дальнобойщика могут различать друг друга в разных модуляциях на расстоянии от 50 до 500 м, далее они становятся неразличимыми друг для друга.

3. На какой частоте общаются на дороге, какая частота у дальнобойщиков?

В нашей стране (и не только) обмен информацией на дорогах в основном происходит на частотах Си-Би диапазона (см. вопрос №1). Большинство автоканалов работают именно в этом частотном диапазоне (есть правда и исключения).
Дальнобойщики работают на частоте 27.135 МГц, амплитудная модуляция (вопрос №2).

4. Какую радиостанцию Си-Би диапазона купить в авто новичку, а какие самые крутые? Есть ли носимые станции?

Для начала обязательно определитесь с кем хотите общаться. Если вы хотите общаться с автоканалом в вашем городе, а он по какой-то причине находится ниже 26 МГц, да там ещё и SSB(вопрос №2), то здесь уже самая простая р/с не подойдёт и нужно выбирать, исходя из требований. Для общения же с дальнобойщиками подойдёт практически любая р/с. Требования к ней можно найти в вопросе №3.
Не забудьте посмотреть вопрос №5! Там рассказано что разрешено к использованию на территории РФ без получения лицензии.
И всё же, для новичков советую рассматривать к покупке линейку MegaJet-ов (хорошее соотношение цена-качество-функционал): MJ-300, MJ-100 и другие. В основном их покупка обойдётся вам в 70-100$. Иногда очень удобным бывает переключение каналов с тангенты (это та штука, в которую нужно говорить) и автоматический шумоподавитель.
В некоторых случаях не удаётся выполнить монтаж полноразмерной р/с в автомобиле. В таких случаях вам могут приглянуться MegaJet MJ-50 (пожалуй, это самая миниатюрная р/с среди всей линейки автомобильных станций), MJ-555, MJ-550, AnyTone Apollo и Yosan CB 250. У MJ-555, AnyTone Apollo и Yosan CB 250 управление полностью вынесено на тангенту, у MJ-550 – на миниатюрную панельку. У обоих MegaJet есть минус: плохое соединение основного и управляющего блока. Лечится заменой разъёма, при самостоятельной переделке обойдётся в пределах 200-300 руб. AnyTone Apollo готова к применению из коробки. То есть у неё нет необходимости доработок, в отличии от MJ-555.
Если хотите что-то более навороченное, то присмотритесь к MJ-600, MJ-3031.
Совсем крутое – Optim-778. Но для открытия полного функционала нужна программная разлочка.
Существуют так же носимые Си-Би радиостанции. Впрочем это не мешает их устанавливать в авто на время поездки. Наиболее популярная из них – это Midland (Alan) 42. Правда со штатной антенной работает практически никудышно. Лечится заменой антенны на что-то более продвинутое.

5. Какие документы нужны для пользования радиостанцией? Что будет, если р/с не попадает в безлицензионный диапазон?

Для пользования р/с в безлицензионном диапазоне в принципе никаких документов не требуется. Можете возить с собой товарный чек на покупку и краткое описание (будет не лишним в случае возникновения споров).
В РФ, с учётом последних изменений, разрешено без получения лицензии работать в следующих диапазонах:
1) 26.960-27.410 МГц с мощностью передатчика в АМ/ЧМ не более 4 Вт и в SSB(вопрос №2) не более 12 Вт. Запрещается так же использование направленных антенн и антенн, усиление которых больше усиления четвертьволнового штыря.
Здесь поясню, что практически всех автомобильных антенн этот закон не касается (т.к. они не направленные и усиление на них меньше). Кроме того, вышеописанное постановление относится к "сухопутным подвижным РЭС", и по идее, правила эксплуатации стационарных р/с остались прежними: не более 10 Вт АМ/ЧМ.
2) 433.075 МГц — 434.775 МГц с шагом в 0.025 МГц и мощностью передатчика не более 10 мВт
3) 446,000—446,100 МГц и мощностью передатчика не более 0.5 Вт
Этот список не полный, но здесь уделено внимание всем основным диапазонам.
Работа без соответствующих разрешений вне этих диапазонов – по сути нарушение закона. Я не призываю вас к нарушениям законодательства. Но на практике случаев наказания за это встречал крайне мало, большинство ограничивалось предупреждениями, в особых случаях – конфискацией аппаратуры. Здесь очень хорошо действует правило «сам живи и другим не мешай». Если вы не мешаете радиолюбителям, сотрудникам спецслужб и другим, то вами скорее всего не заинтересуются. Кроме того, последняя поправка запретила использование р/с Си-Би диапазона с выходной мощностью в АМ/ЧМ более 4 Вт, но у многих к этому времени уже были закуплены трансиверы с мощностью до 8 Вт. Не менять же их все на 4 Вт, согласитесь?

6. На какое расстояние можно связываться, имея Си-Би радиостанции?

Здесь нельзя ответить однозначно. Всё зависит от многих параметров: радиостанции, антенны и даже погоды на улице!
Среднестатистический комплект дальнобойщика обеспечивает им связь друг с другом на расстояние около 5 км. И ещё пока что жива тема «Опрос (рация, антенна, ксв, дальность, прием)».

7. Какие у вас аппараты?

Лично обладаю не такой большой коллекцией: MegaJet MJ-300, Kenwood TH-K4AT, JOKER TH-UVF1.
И ещё пока что жива тема «Опрос (рация, антенна, ксв, дальность, прием)».

8. Можно ли покупать б/у радиостанцию? Что проверить при покупке?

Да можно конечно. Проверять следует по максимуму. Для нормальной проверки вам понадобится антенна (хотя бы короткая на магните) и напарник с заведомо рабочей р/с и антенной. Вам лучше всего находиться стационарно, а ваш напарник будет постепенно увеличивать расстояние. Начинать следует примерно с 10 м (на некоторых р/с проявляются «затыки» на малых расстояниях) и закончить на расстоянии в несколько (2-5) км (встречаются р/с с вышедшим из строя выходным каскадом, которые будут слышны на несколько десятком метров максимум). Проверьте все диапазоны частот, все виды модуляции.
Покупка без этих проверок всегда 50/50. Толкнуть вам полностью работоспособную на вид р/с со спалённым выходным каскадом или ещё хуже с проблемным процессором могут очень легко.

9. Как правильно запитать радиостанцию?

Лучше всего плюсовой провод пробросить напрямую от аккумулятора. Минусовой – в ближайшем месте закрепить к кузову. Питание по такой схеме наиболее предпочтительно, т.к. собирает меньше помех из бортовой сети. Нет смысла использовать музыкальные или какие-либо другие специализированные провода, т.к. никаких высокочастотных сигналов на питании нет.
Помехи могут вызывать импульсные преобразователи (зарядки для телефонов, навигаторов, видеорегистраторов), вентиляторы, системы зажигания и розжига ксенона.
В таких случаях для избавления от помех используют различного рода фильтры по питанию: от ферритовых колец на провод до маленьких ящичков с конденсаторами и катушками. Различных схем в интернете огромное количество.

10. У меня сломалась радиостанция, что делать?

Если вы уверены, что причиной поломки является именно заводской брак, а не нарушение условий эксплуатации, то обратитесь в гарантийный ремонт. Во всех остальных случаях (в т.ч. при истёкшей гарантии) можно обратиться к специалистам (найти их можно на радиорынках) или попробовать устранить неисправность самому.
Наиболее типовые неисправности:
1) не включается р/с : проверьте питание, предохранители, полярность
2) меня перестали слышать: вполне возможно, что сгорел выходной каскад радиостанции (наиболее часто такое случается при работе без антенны или с неправильно настроенной антенной). Обычно замене подлежат транзисторы.
3) я ничего не слышу: возможно у вас перестала работать антенна (например перетёрся коаксиальный кабель), либо шумоподавитель стоит на максимуме, либо внутри р/с от динамика по какой-то причине отлетел провод.
По схемотехнической части р/с я точно не специалист, поэтому по таким вопросам советую обращаться на специализированные форумы.

11. Какими способами можно установить антенну на авто? Какой способ лучше?

Сейчас основное распространение получили 3 варианта установки антенн на транспортные средства:
1) так называемая "врезка": в металлической части кузова просверливается отверстие диаметром около 10 мм, при необходимости устанавливаются дополнительные пластины для жесткости (при достаточно большой длине антенны и не очень толстом месте установки), далее в этом месте просто собирается антенна. При правильной установке этим способом будет обеспечена наилучшая связь в обе стороны.
Самые предпочтительные места установки: центр крыши, остальная крыша, экспедиционный багажник, крылья, металлический бампер. В общем случае — чем выше, тем лучше. Поэтому установка на бампер скорее всего значительно проиграет установки на крышу.
2) установка на кронштейне: кронштейн, выполненный из металла, устанавливается на металлическую деталь (деталь обязательно должна иметь надёжную электрическую связь с кузовом). Место установки кронштейна рекомендуется зачистить до металла.
Самые предпочтительные места установки: экспедиционный багажник, рейлинги, водостоки, крышка багажника, верхние части дверей, на внедорожниках и грузовых — металлические крепления бокового зеркала. Причём установка на крышке багажника универсала более плохой вариант, чем на крышке багажника седана (из-за принципов распространения волн). Связь обычно сравнима или немного уступает врезному варианту. Кронштейны требуют периодического обслуживания (такого как их чистка, протяжка и т.п.)
3) установка на магнитное основание: антенна устанавливается на подставку с магнитом диаметром от нескольких сантиметров. Плюсы такой установки очевидны: антенну можно быстро снять и спрятать, переставить с одного авто на другой. Минусы же здесь не так очевидны: во-первых дальность приёма-передачи меньше, чем у вышестоящих вариантов; во-вторых на скорости и от препятствий магнитное основание в лучшем случае может съехать и оставить царапинки на лакокрасочном покрытии, в худшем — свалиться и разбить окно; в-третьих кабель обычно пропускают через окно или между дверью и кузовом, вследствие чего он быстро перетирается и становится негодным; в-четвёртых такая антенна больше всех собирает помехи.
Типичные места установки: центр крыши, крышка багажника на седанах.

Что хотелось бы отметить: по сути скрытой установки антенн на авто не бывает. При попытке спрятать часть антенны в крыле или обрезать штырь на пол метра, или установить антенну полностью в салоне можете в лучшем случае получить отвратительную связь, в худшем — сломанную радиостанцию(вопрос №10). Тем не менее, в интернете проскакивают варианты установки антенны на заднее стекло, но такая антенна сложна в изготовлении и её поведение очень сложно предугадать.

12. Какую антенну посоветуете приобрести?

В настоящее время на автомобилях в основном применяются штыревые антенны длиной от 30 до 200 см. Сразу оговорюсь, что при прочих равных условиях, более высокая антенна обеспечивает более хорошую связь (дальность передачи, слышимость), чем менее высокая. При этом разница в высоте штыря между 100 см и 120 см скорее будет не очень заметна на слух, но в то же время, различие антенн 150 см и 200 см уже будет ощущаться.
Ещё раз оговорюсь: любую антенну нужно настроить (или хотя бы проверить на работоспособность), прежде чем пользоваться.
Теперь, когда мы выбрали высоту и способ крепления, можно поговорить о конкретных экземплярах.
1) До 70 см:
Эти антенны не очень-то хочется называть антеннами. Узкая полоса пропускания, плохой приём, передача как с носимой р/с или незначительно лучше. На трассе обеспечивают связь до 2-3 км, в городе чаще всего до 1 км.
Sirio T3-27 Mag — антенна на магнитном основании высотой 63 см. Пожалуй лидер из этой категории. Есть вариант для установки на кронштейн, врезки(вопрос №11). Правда в данном случае врезкой антенны вы вряд ли получите значительное улучшение связи. В комплекте идёт кабель длиной около 3.5 м с популярным разъёмом PL-259 (UHF), стоимость 30-50 $.
Sirio Triflex — теоретически 3-ёх диапазонная антенна, включающая радио (88-108 МГц), GSM и Си-Би. В реальности, если на первых двух диапазонах она справляется нормально, то для Си-Би однозначно не подходит. Рекомендованная максимальная мощность — не более 10 Вт.
2) 71 — 150 см:
Здесь и далее основные различия антенн в основном проявляются в качестве сборки, толщине проводников, надёжности крепления и немного дизайне. Для антенн на магнитном основании важный параметр — диаметр (площадь) магнита. От этого напрямую зависит устойчивость антенны на скорости и при встречи с препятствиями.
Alan (Midland) ML-145 — 1.5-метровая антенна на магнитном основании. Отличается сравнительно хорошей сборкой. Менее подвержена воздействиям окружающей среды. Стоимость — 50-70 $. Есть и аналоги для врезки/крепления на кронштейн.
Можно так же рассмотреть линейку President (более дорогие и качественные), Lemm (недорогие).
3) 151 — 200 см:
Среди данных антенн магнитное основание встречается реже. Это объясняется большей тяжестью, толщиной штыря и соответственно парусностью антенны. Магнит просто не сможет удержать её на высокой скорости. Зато при врезании в крышу эти антенны наиболее эффективны.

Автомобильная антенна Lemm AT-2001 Turbo — очень популярная среди владельцев радиостанций Си-Би диапазона в основном из-за соотношения цена-качество. Высота штыря — 2 м. Из минусов — не всегда надёжный кронштейн, требует периодического обслуживания.
Sirio Performer 5000 — высота чуть-чуть не доходит до 2 м. Вполне нормальная антенна для повседневной эксплуатации.

© notAmonster, 2014. При использовании статьи ссылка на первоисточник обязательна.