Бензонасос ваз 2101 устройство

0
1535

Это наиболее распространенный бензонасос, устанавливаемый на автомобили марки ВАЗ и не только. Производитель — ДААЗ — Дмитровоградский автоагрегатный завод. Существуют модификации устанавливаемые как на заднеприводные автомобили, так и на переднеприводные автомобили этого производителя.

ДААЗ 2101 — 1106010 — устанавливается на заднеприводные модели автомобилей ВАЗ.
ДААЗ 2108 — 1106010 — устанавливается на переднеприводные автомобили того же семейства.

Бензонасос предназначен для перекачивания топлива из топливной магистрали в поплавковую камеру карбюратора.

Устройство бензонасоса автомобилей ВАЗ

Бензонасос (топливный насос) механический (с механическим приводом), диафрагменного типа. Обеспечиваемая подача топлива 60 литров в час. Развиваемое давление 20 — 30 кПа.

составные части бензонасоса ДААЗ устанавливаемого на автомобили ВАЗ 2108, 2109, 21099

В бензонасосе два клапана — впускной и выпускной. Располагаются они в верхней части его корпуса. Они представляют собой текстолитовые шайбы поджатые небольшими пружинками к латунным седлам. Посмотреть впускной клапан можно сняв крышку бензонасоса и пластмассовый сетчатый фильтр, а чтобы увидеть выпускной, необходимо снять верхнюю часть корпуса и перевернуть ее.

впускной и выпускной клапана бензонасоса ДААЗ

Принцип действия бензонасоса

На заднеприводных автомобилях, при работе двигателя, эксцентрик на вале привода вспомогательных агрегатов воздействует на толкатель. На переднеприводных автомобилях эксцентрик находится на распредвале в корпусе вспомогательных агрегатов. Толкатель нажимает на рычаг. Тот, в свою очередь, на балансир в нижней части корпуса бензонасоса. Балансир, преодолевая сопротивление пружины, оттягивает вниз, вставленный в него шток с диафрагмами. Создается разрежение и топливо через впускной штуцер, впускной клапан попадает в полость над диафрагмами.

Когда эксцентрик сбегает с толкателя, освобождается рычаг, балансир и шток с диафрагмами. Под воздействием пружины шток с диафрагмами устремляются вверх, создавая давление в рабочей полости бензонасоса. Давлением топлива закрывается впускной клапан и открывается выпускной. Через него топливо попадает в выпускной штуцер и далее по шлангу в поплавковую камеру карбюратора.
При ручной подкачке топлива рычаг ручной подкачки воздействует через кулачок на балансир и шток с диафрагмами на задействуя толкатель.

Если поплавковая камера полная и игольчатый клапан не пропускает туда больше бензин, то насос будет работать вхолостую так как давление создаваемое перемещением диафрагм недостаточно для преодоления сопротивления игольчатого клапана.

Особенности разборки бензонасоса

Для разборки бензонасоса потребуются шлицевая или крестовая отвертки, ключи рожковые или накидные на 8, 10, 13 мм. Бензонасос крепится двумя гайками под ключ на 13, удобнее всего для их отворачивания использовать г-образный ключ или головку с трещеткой.

Крышка бензонасоса крепится болтом под ключ на 10 мм, а гайка на штоке диафрагм под ключ на 8 мм, винты, соединяющие верх и низ корпуса могут быть как под крестовую отвертку, так и под шлицевую.

Чтобы вынуть шток с диафрагмами необходимо повернуть его вокруг оси.

Особенности сборки бензонасоса

При сборке диафрагмы должны быть сориентированы однообразно и установлены так как показано на изображении.

ориентировочный выступ на диафрагмах бензонасоса

Шток диафрагм устанавливаем опустив его плоский наконечник в прорезь балансира и повернув его на 90 градусов, чтобы диафрагмы установились в такое положение как показано выше.

Не забываем, что в большой дистанционной проставке выполнены два отверстия, через которые будет вытекать топливо в случае разрыва диафрагмы. Необходимо сориентировать их с боковой стороны корпуса бензонасоса.

Сетчатый фильтр имеет небольшой буртик вокруг имеющегося на нем отверстия под впускной клапан. При установке необходимо ставить его буртиком вниз, на клапан.

При сборке нельзя забывать про стерильность при выполнении работ, так как малейшая соринка под седлом клапана может принести проблемы с его работоспособностью.

Ремонт бензонасоса автомобилей ВАЗ

Неисправности бензонасоса и методы их устранения на странице: «Неисправности бензонасоса».

Еще пять статей на сайте по топливной системе автомбилей ВАЗ

1200 руб. за фотоотчёт

Платим за фотоотчёты по ремонту авто. Заработок от 10 000 руб/мес. Пишите:

Когда возникает неполадка, как будто автомобилю не хватает бензина, подозрение, разумеется, первым делом падает на бензонасос. Такая неисправность бензонасоса ВАЗ может возникнуть из-за очень маленькой, но весьма влиятельной в работе топливного насоса.

По этому проводим частичную разборку бензонасоса, его деффектовку и обратную сборку. После чего проверим работу. Не помогло, тогда меняем бензонасос.

В устройство топливного насоса ВАЗ 2101 входят следующие детали: патрубок нагнетания, корпус, патрубок всасывания, шток, крышка, рычаг для осуществления регулировки подкачки, фильтр, кулачок, балансир, пружина, рычаг для осуществления механической регулировки подкачки горючего, две прокладки – внутренняя и наружная, нижняя крышка и клапан нагнетания.

Устройство и работа топливного насоса на ВАЗ 2101 осуществляется за счет воздействия эксцентрика на толкатель своей выступающей частью, что вызывает нажатия двуплечего рычага. В свою очередь, двуплечий рычаг отходит, тем самым оттягивая за собой шток. При отходе двуплечего рычага помимо штока отходят и диафрагмы. Создание разряжения над верхней диафрагмой помогает топливу поступать в отстойник, что связано с атмосферным давлением в баке. В связи с разностью давлений топливо пойдет по каналу в отстойник, после чего пройдет сетчатый фильтр и попадет во впускной клапан. Впускной клапан обеспечивает попадание горючего в полость, находящуюся над диафрагмой. После того, как эксцентрик перестанет оказывать усилие, из-за пружины шток вместе с диафрагмами пойдет вверх и создаст высокое давление горючего. Это спровоцирует закрытие клапана впуска и открытие клапана выпуска, в результате чего топливо попадет в камеру карбюратора. Как только количество топлива достигнет заданного уровня, клапан закроется и топливный насос будет работать в холостом режиме.

Для ремонта топливного насоса следует выполнить ряд операций:

  1. Для начала следует снять топливный насос, не повредив остальные детали и узлы автомобиля.
  2. После этого вас ждут шесть винтов, крепящих корпус насоса к его головке. Их следует открутить.
  3. Для того, чтобы вынуть шток диафрагмы из крепления на рычаге насоса, следует взяться за диафрагменный узел и выполнить его поворот на четверть оборота, после чего его следует вынуть и насоса.
  4. Далее следует вынуть пружину из корпуса топливного насоса.
  5. Теперь можно перейти к основной части, которая предполагает замену диафрагменного узла с диафрагмами, непригодными для его оптимальной работы на новый функционирующий диафрагменный узел. Во время его замены не стоит забывать о перестановке дистанционной прокладки со старого узла диафрагмы на новый. В случае, если у вас имеется в наличии комплект не эксплуатировавшихся диафрагм, вы можете открутить гайку, крепящую диафрагменный узел и собрать его уже с новыми диафрагмами. Сборка диафрагменного узла выполняется в порядке, обратном его разборке.
  6. После этого следует открутить болт крепления и снять крышку, установленную на насосе.
  7. Следующей операцией будет замена сетчатого фильтра, который со временем может коробиться и рваться.
  8. Следует заменить головку насоса, если вы заметили негерметичную или неплотную посадку патрубков всасывания и нагнетания.
  9. Также замене подлежат детали, на которых были замечены дефекты: трещины, зазубрины, сколы. Ни являются негодными к эксплуатации и подлежат замене.
  10. Что касается клапанов топливного насоса, то их работа не должна сопровождаться заеданиями. Соединения должны быть максимально герметичными, а если эти свойства не наблюдаются, то следует заменить головку насоса, в комплект которой входят клапаны. Также можно заменить просто клапаны, не прибегая к замене головки топливного насоса. Клапан заменяется путем его выпрессовки, но перед осуществлением этой операции следует удалить кернения, препятствующие этому. После того, как клапаны будут установлены, их следует закернить в трех местах на седле.
  11. Все детали, установленные в топливный насос, подлежат промывке бензином и осушению с помощью сжатого воздуха.
  12. Собирается топливный насос в порядке, обратном его разборке.
  13. При выполнении сборки топливного насоса ВАЗ 2101, устройство подразумевает ориентировку выступающего лепестка диафрагмы.
  14. Отверстия, которые имеются в дистанционной прокладке, служат для устранения топлива в том случае, если диафрагма имеет какие-либо повреждения.
  15. При сборке топливного насоса постарайтесь установить узел диафрагмы так, чтобы отверстия в дистанционной прокладке не располагались близко к приемной трубе глушителя.
  16. Затяните винты, крепящие головку к корпусу топливного насоса. При этом проследите, чтобы рычаг ручной подкачки топлива был отжат.

Иногда бывает очень сложно найти причину неисправности. Но существует метод, проверенный многими автовладельцами. Для того, чтобы выявить поломку, следует отсоединить шланг от патрубка нагнетания и с помощью рычага ручной подачи горючего нужно проверить, подается ли топливо вообще. В случае, если топливо не подается, то следует отсоеденить трубопровод от патрубка всасывания и установить наличие разряжения на выходе. Если разряжение имеется, то причину неисправности следует искать в трубопроводе, а если разряжения не наблюдается, то скорее всего, неисправен насос.

Для того, чтобы осуществить очистку и проверку деталей топливного насоса, нужно: