Аккордовая последовательность в ля мажоре

0
1811

Содержание

Трезвучие – аккорд из трех нот, расположенных по терциям.

Аккорд – сочетание трех или более нот, взятых одновременно.

Сейчас часто аккордом вполне могут называть сочетания звуков с любыми интервалами, тогда как раньше под аккордом подразумевали созвучие нот, расположенных с интервалами в терцию, либо способные к такому размещению с помощью октавных перемещений .

Теперь дадим само определение гармонии. Процитирую старый советский учебник:

Гармония – объединение звуков в созвучия и связная последовательность таких созвучий.

Гармония подчеркивает атмосферу мелодии, задает контекст. Например – послушайте одну и ту же мелодию, сыгранную под аккорды ЛЯ-минор и ДО-мажор:

Мелодия написана в натуральном ЛЯ-миноре, и настроение ее подчеркивается аккордом ЛЯ-минор. Однако во второй части та же мелодия звучит иначе – появляется позитивное настроение, она будто обнадеживает: «все не так уж плохо!».

Видите, как по-разному воспринимается одна и та же мелодия под разным контекстом.

Трезвучия. Обращения трезвучий.
В примере выше аккорды представляли собой трезвучия, о которых я также говорил в прошлой статье.


Трезвучия можно преобразовывать, или, как говорят, обращать, перемещая их звуки на октаву выше или ниже . Послушаем, как звучит ДО-мажорное трезвучие без обращений:

b3-m3.mp3
Называется оно терцквинтаккорд , поскольку между первым и вторым звуком расстояние в терцию, а между первым и третьим – в квинту. Обозначается оно C3-5 , где C – тоника аккорда, а цифрами 3 и 5 обозначены интервалы: терция и квинта.

Хорошо, переместим тонику (ноту ДО) на октаву выше.

Получится секстаккорд , поскольку между самым нижним звуком, который теперь оказался нотой МИ, и тоникой, получился интервал в сексту. Обозначается он С6 .

А что получится, если переместить второй звук (ноту МИ) на октаву выше? Получим квартсекстаккорд :

Называется он так, потому что между нижним звуком, нотой СОЛЬ в нашем случае, и остальными звуками интервалы в кварту и сексту. Обозначается этот аккорд как C4-6 .

Что будет, если и его нижний звук переместить на октаву выше? Получится обычное трезвучие C3-5, только октавой выше. Поэтому, говорят, у трезвучия два обращения – секстаккорд и квартсекстаккорд.

Последовательность аккордов
Связная последовательность аккордов называется гармоническим оборотом .

Как же сделать последовательность аккордов связной? Вспомните об устойчивых и неустойчивых ступенях и тяготении между ними – все это работает и с аккордами.

Если мы рассматриваем трезвучия в контексте определенной тональности, называться они будут по названию ступеней, от которой построены. Если построим его от тоники (1-й ступени), оно будет тоническим. От четвертой ступени субдоминантовым, а от пятой – доминантовым.

Трезвучия, построенные от тоники, доминанты и субдоминанты называют главными , поскольку они наиболее полно выражают всю суть лада.

Для того, чтобы сделать простейший гармонический оборот, нам нужно взять тонику, затем какую-либо неустойчивую ступень (например, субдоминанту), а затем снова тонику:

Итак, что произошло в данном примере?

1. Взяв тоническое трезвучие мы дали слуху понять, что в данный момент «по умолчанию» мы находимся в тональности ДО-мажор.

2. Взяв трезвучие от неустойчивой ступени, субдоминанты (от ноты ФА в данном случае), мы создали для нашего слуха напряжение.

3. И снова взяв тонику, мы разрешили созданное напряжение.

Этот гармонические оборот можно записать как « T-S-T », где:

Обычно очень популярны обороты « T-S-D-T » (где D – доминанта ):

Тут субдоминанта разрешается в доминанту, которая наиболее сильно стремится разрешиться в тонику:


Как видите, третья и пятая ступень доминантового трезвучия – вводные ступени гаммы «ДО мажор». Отсюда такое стремление разрешиться в тоническое трезвучие.

Таким образом, в гармоническом обороте T-S-D-T напряжение держится дольше, чем в T-S-T, или T-D-T.

А если копнуть еще глубже…
Можете вместо доминанты взять трезвучие от 7-й ступени лада – получится уменьшенное трезвучие, которое отлично разрешится в тонику.


T-S-7-T.mp3

Но если приглядеться, окажется, что это уменьшенное трезвучие – 3, 5 и 7 ступень доминантсептаккорда!


Тут возникнут вопросы: доминантсептаккорд – что это за зверь такой? Это септаккорд, построенный от доминанты натурального мажора.

Хорошо, а что такое септаккорд ? Этот аккорд получается, если мы к обычному трезвучию добавляем еще одну ноту – 7-ю ступень . Послушайте теперь, как звучит оборот T-S-D7-T :

Да, что-то нас совсем уж занесло…

Как теперь это все соединить с мелодией?
Например, попробуйте наиграть на каждый аккорд одну и ту же мелодию в вашей тональности:

Если хотите сделать мелодию разнообразней, обыграйте каждый аккорд:

Таким образом, получится, что с каждым аккордом ваша мелодия будет нести оттенки того лада, которому он будет соответствовать. Поэтому вместе с эмоциональным окрасом натурального мажора в данной мелодии есть оттенки лидийского (4-я ступень) и миксолидийского (5-я ступень) лада.

Также можете просто обыграть каждый аккорд его звуками. Т.е. построить мелодию так, чтобы она состояла только из звуков звучащего в данный момент аккорда:

В общем – издевайтесь, как хотите.

Кварто-квинтовый круг (или как еще удобно подбирать аккорды)
Взгляните на изображение:


Мы видим 2 круга – внутренний и внешний. Во внешнем с интервалом в квинту последовательно расположены тональности в натуральном мажоре, во внутреннем – параллельные им тональности в натуральном миноре.

Хорошо, как подобрать с помощью этого всего аккорды? Взглянем на следующее изображение:


Допустим, у нас тональность «ДО мажор» . Ищем ноту ДО на кварто-квинтовом круге и смотрим, что возле нее находится. Слева будет расположена субдоминанта , справа – доминанта .

Ниже – все то же самое, только для параллельного ЛЯ-минора – МИ-минор справа будет доминантой, а РЭ-минор субдоминантой.

Все эти 6 аккордов можно использовать в тональности «ДО-мажор».

***
Теперь определите сами, какие аккорды войдут в тональность РЭ-мажор (если что, под спойлером ответ).

* РЭ-мажор – тоника.
* СОЛЬ-мажор – субдоминанта
* ЛЯ-мажор – доминанта
* СИ-минор – тоника параллельного минора
* МИ-минор – субдоминанта параллельного минора
* ФА-диез-минор – доминанта параллельного минора

***
На просторах сети также слышал о том, что, если в натуральном миноре доминанта разрешается в тонику, доминанту лучше брать не минорную, а мажорную. Т.е. если МИ-минор у нас доминанта, лучше заменить ее на МИ-мажор.

В принципе, логика в этом есть – если доминанта у нас минорная, между 3-й и 5-й ее ступенями и первым звуком тонического трезвучия будут расстояния в 1 тон. В случае, если она мажорная, между ее 3-й ступенью и первой ступенью тонического трезвучия будет расстояние в 1 полутон. Поэтому тяготение доминанты к тонике будет сильнее.

Я не думаю, что минорную доминанту можно всегда заменять на мажорную – и так оно тоже интересно звучит. Но можно использовать это как некую «фишку». Например, как в припеве песни группы Metallica – Unforgiven. Сначала там звучит обычная последовательность аккордов в ЛЯ-миноре:

Однако в конце припева вместо минорной доминанты (МИ-минор) берется мажорная (МИ-мажор):

В результате чего припев притягивает больше внимания к себе – кажется… эм… более «логически завершенным», что ли.

Нетерцовые созвучия (нетерцовые аккорды)
Данные аккорды строятся на любых интервалах, кроме терций, и обладают интересным свойством – они не мажорные, и не минорные. Что, в принципе, логично. Ведь мы убрали терцию, которая и давала понять, какой наклоненности аккорд.

И это не означает, что они не мажорные, не минорные, но какие-то там еще, нет. Это значит, что под ними можно подразумевать как мажорный аккорд, так и минорный в зависимости от контекста .

Возьмем, к примеру, обычное ДО-мажорное трезвучие:

b3-m3.mp3
Хорошо, понизим вторую его ноту на одну ступень, и получим трезвучие, состоящие из большой секунды и кварты:

Теперь послушайте пример – в первой части будет играть мажорное трезвучие, после чего данный аккорд, а во второй то же самое, но с минорным трезвучием вначале:

Как видите, в первой части он подчеркивает твердость и позитив мажорного лада, а во втором – добавляет трагичности минорному. Хотя это – один и тот же аккорд!

Можно сделать еще так – сначала взять кварту, а после большую секунду:

Можно сделать аккорд из квинты и кварты:

Можно из кварты и квинты:

Или из двух квинт (в аккорде из большой секунды и кварты второй звук переносим на октаву выше):

Звучит он красиво, если обыграть (как в миноре, так и в мажоре):

Этими аккордами можно заменить обычные трезвучия. Давайте сделаем это с примером из предыдущего раздела:

Эпилог
На этом заканчиваю тему ) Хотел рассказать больше, но получилось уже и так слишком много контента – не влезает в предел 20 файлов на статью.

Мы и так сегодня узнали достаточно:

* Какие бывают обращения трезвучия . Кстати, мы рассматривали только обращения мажорного трезвучия – попробуйте пообращать минорное!
* Что такое гармонический оборот и как он строится.
* Научились пользоваться кварто-квинтовым кругом для подбора аккордов.
* Узнали о нетерцовых созвучиях (или аккордах, как угодно называйте) и что с ними можно делать.
* И, самое главное – узнали, как гармония влияет на восприятие мелодии .

Думал я этой статьей завершить серию о создании музыки… И, наверное, так и сделаю, хотя – хорошим завершением была бы статья об основах аранжировки. Пока у не выходит у меня ее сделать. Но, возможно, через какое-то время займусь ей )

Внимание! Метод подходит для клавишных инструментов! (электронных и виртуальных, например пиано-ролл). Идеально для электронной музыки.

Время – самое ценное при создании музыки. А если вы не дружите с нотной грамотой, то подбор красивой последовательности аккордов для вас может стать препятствием, занимающим кучу времени, а иногда убивающим всякое вдохновение. И вместо того, чтобы уже пробовать накладывать на ваши аккорды какую-то мелодию, секвенции, или продолжать дорабатывать ваш трек, вы начинаете лезть в дебри интернета и искать что такое "интервалы", "знаки альтерации", пытаетесь разобраться в цифровых и буквенных значениях аккорда, смотрите сколько диезов или бемолей в аккорде, на каких клавишах они выстраиваются, пытаетесь вникнуть на какой тональности нужно выстраивать очередной аккорд и т.д.

Не тратьте на это время!

Я подготовила для вас шпаргалку, в которой представлены 17 самых универсальных аккордов , которые идеально друг с другом сочетаются, и дают просто шикарные гармонии. А если применить тот метод, который я вам предлагаю, то вы получите 408 аккордов!

Я специально убрала джазовые аккорды (например стандартный доминантсептаккорд, да простят меня музыкальные теоретики), потому что они не используются в электронной музыке так часто, и вообще, с другими плохо строят. Для идеального сочетания всех аккордов и получения супер гармонии, я оставила самые классные аккорды, которые гарантированно друг с другом строят, которыми чаще всего пользуются самые топовые саунд дизайнеры. Вам не придется даже думать, подойдут они друг к другу или нет. Все идеально сочетается и дает просто шикарные гармонии.

Кликните на картинки и закачка шпаргалок в JPG формате начнется.

Резонный вопрос задаете вы: "Почему не использовать аккорды на 7 ступени в мажоре и на 2 ступени в миноре?" Потому что там строятся уменьшенные аккорды. Их очень редко используют в электронной музыке, и они чаще передают неуверенность в звучании, нежели серьезность и красоту. Однако про типы аккордов и их особенности звучаний вы можете почитать в этой статье.

У метода есть следующие особенности:

1. Строить аккорды только на белых клавишах! (на начальном этапе визуально проще будет запомнить принцип подбора последовательностей аккордов)

2. Перед созданием последовательности, определяем характер композиции (грустная, веселая, нейтральная, быстрая, медленная. ), и уже исходя из этого, создаем последовательность аккордов.

3. Применяйте сочетание грустных и веселых аккордов, чтобы гармония получилась красивой и цепляющей. Если композиция планируется грустной, больше добавляйте грустных аккордов и меньше радостных. И наоборот. Все должно быть логично и соответствовать первоначальной идеи композиции.

4. В шпаргалке аккорды из 3, 4 и 5 нот. Не стройте аккорды из 6, и 7 нот. Подробнее про типы аккордов.

5. Определить сколько аккордов будет во всем треке. Самое оптимальное количество аккордов за все произведение должно быть не менее 3 и не более 8. В идеале выбрать 3 или 4 разных аккорда, которые вы потом зациклив будете играть в треке. Наловчившись вы сможете красиво комбинировать и по 6-8 аккордов за все произведение.

Расшифровка (пример для до-мажорной тональности):

на 1 ступени от ноты "До" строятся 3 радостных (мажорных) аккорда.

на 2 ступени от ноты "Ре" строятся 3 грустных (минорных) аккорда

на 3 ступени от ноты "Ми" строятся 2 грустных (минорных) аккорда

на 4 ступени от ноты "Фа" строятся 4 радостных (мажорных) аккорда.

на 5 ступени от ноты "Соль" строятся 2 радостных (мажорных) аккорда

на 6 ступени от ноты "Ля" строятся 3 грустных (минорных) аккорда

на 7 ступени аккорды можно не строить. Они непопулярные.

Выбираете 3 или 4 любых аккорда и играете их друг за другом. Вот вам и последовательность.

Я хочу создать радостную мелодию, поэтому возьму больше радостных аккордов и меньше грустных. Пусть у меня будет 4 аккорда. Из них 3 радостных и 1 грустный.

Можно выбрать такое сочетание:

аккорд на 4 ступени.

аккорд на 5 ступени.

аккорд на 6 ступени.

аккорд на 1 ступени.

или например, такое:

аккорд на 1 ступени.

аккорд на 6 ступени.

аккорд на 4 ступени.

аккорд на 5 ступени.

Теперь задание наоборот. Я хочу сочинить грустную песню. Мне нужно больше минорных аккордов и мало мажорных.

аккорд на 6 ступени.

аккорд на 3 ступени.

аккорд на 5 ступени.

аккорд на 2 ступени.

Вот еще аккорды, которые построены по этой шпаргалке.

Вот, примерно так вы можете подбирать последовательности аккордов. Скачайте шпаргалку для более легкого и наглядного использования. Так вы гораздо быстрее запомните самые красивые сочетания аккордов для ваших будущих песен, треков, композиций.

Посмотрите готовые примеры последовательностей аккордов, которые я для вас приготовила, используя этот метод.

Что делать, если вам нужно повысить или понизить звучание всей последовательности? Например, вы выбрали 4 аккорда, построили последовательность, вам все нравится, но хотелось бы немного выше по звучанию. Или например, исполнитель главной партии пробует петь под вашу гармонию, и говорит, что ему нужно ниже по звучанию. Тогда вы используете принцип транспонирования, т.е. перенос тональности на нужную.

Начнем с того что на дворе 21 век, а наш потрясающий клавишный инструмент – пианино, рояль, или фортепиано придумали в 18 веке. Тогда еще не существовало огромного количества тех функций, которые сейчас закладывают в современные клавишные электронные инструменты, а тем более в музыкальные программы. Поэтому этими функциями нужно пользоваться.

Одной из таких волшебных функций является транспонирование "Transpose" (изменение высоты звучания нот и аккордов). Эта функция может облегчить вам процесс обучения, а главное создания композиций раз в 10!

Транспонирование мы будем использовать для того, чтобы исключить процесс запоминания сотен аккордов, на которые мы убили бы свое время. Ведь по сути, сотни аккордов повторяются один в один в разных тональностях, но как назло носят разные названия и порой этим сбивают нас с толку. Нам кажется, что это разные аккорды – это просто разные их названия, потому что они строятся в разных тональностях.

Не стройте аккорды в разных тональностях! Тональностей 30 штук (!), в них тысячи аккордов с различными названиями. Замучаетесь все запоминать и искать на клавишах. Пусть это делает машина. Она вам потом транспонирует аккорды в нужную тональность. Наша задача просто подобрать красивую гармонию.

Потому я создала шпаргалку, которая позволяет строить аккорды в самой простой тональности (до-мажор и ее грустная параллель ля-минор), где нет знаков (НЕТ черных клавиш по умолчанию). Потому подбор последовательности аккордов пойдет быстро и без проблем.

В шпаргалке представлено 17 самых распространенных и используемых аккордов. (если умножить на 30 тональностей, то по факту вы получите умение строить более 500 различных аккордов).

Создаете аккордовую последовательность из шпаргалки. И если требуется поменять тональность, то меняете ее в функции "Transpose" – переносите высоту аккордовой последовательности вверх, нажимая "+", либо опускаете тональность ниже, нажимая "-", но играть продолжаете все те же клавиши, которые играли в любимой последовательности аккордов из шпаргалки. И весь трек, и всю композицию пишите в новой тональности. Хотя на клавиатуре продолжаете играть все в до-мажор, либо в ля-минор (то, что прописано в шпаргалке).

Ваша задача, научиться играть красиво в одной простой тональности, где нет знаков, где большая часть аккордов (а в нашем случае все аккорды) строятся на белых клавишах.

Кнопка Transpose поможет вам избежать сложности, связанной с самостоятельным подсчетом количества знаков альтерации (сколько диезов и бемолей нужно использовать в тональности), вам не придется запоминать сложные комбинации черных и белых клавиш, а главное вы просто сконцентрируетесь на заучивании самых топовых сочетаний аккордов. А вот перенос их на другие тональности за вас будет делать машина (синтезатор, миди клавиатура, рол пианино и т.д.)

Аккордовые последовательности во всех тональностях

з 4 6 з ля миноР

6 33 3 к5 В6 3 36 5 Вз

6 3 4 6 4 3 4 п

и’ |ч п ‘и г ч| г ч

6 Т Тб 5 В Ть Т6 5 Вз Ть з 3 4 4 6 з 4

к В 3 5 36 6 В !6 3 56 В

з 4 6 з 3 4 4 3 4 ля мажор

36 в В 36 5 6 3 4

б – Т Ва рамае а

6 53 В Ть Т 56 В Т

Т К Вь Т Т 56 В Т

ТАБЛИЦА 35А 15 (ародолзяеаае)

ми мажор Ззц 1 Ш 157 И Ш ч 531 ч ч

06 Т 16 5 р 16 Тб 5 р5 6

56 р 1-5 Тб 5 р Тб

06 3′ 36 6′ р’ 36 б рз 6

3 4 3 3 4 б б 3 4 фа1 мажор

1 Из 1 Ш 1 П Ш Ч Чз Ч Ч

Т 5 06 Т Т6 5 р Тб .1.6 5 р5 .1.6 3 4 3 3 б 4 6 3