Появилась вибрация на руле

0
937

Содержание

Вибрация руля: 35 причин

Вибрация руля может происходить по многим причинам. Разберем основные способы их выявления и устранения.

Вибрация руля на ходу

Причинами вибрация руля на скорости малой (20 – 30 – 40 км/ч), средней (50 – 60 км / ч) или высокой (100 – 110 – 120 км / ч) являются:

  • дефекты шин;
  • дефекты колесных дисков;
  • ошибки при шиномонтаже, балансировке и креплении колес;
  • неисправность в приводе управляемых колес;
  • эксплуатационные причины и регулировочные отклонения;
  • воздействие внешних сил;
  • износ или повреждение деталей, определяющих геометрию подвески, положение колеса, жесткость его связи с рулевым колесом.

Разберем подробно основные первопричины.

Вибрация руля на скорости из-за нарушения балансировки колес (прежде всего колес рулевой оси) происходит из-за следующих первичных причин:

  • неверная балансировка колес в шинном сервисе (случайная ошибка или результат низкой квалификации исполнителя, неполадки балансировочного станка);
  • отсоединение балансировочного грузика из-за ненадлежащего крепежа или внешнего воздействия;
  • загрязнение или наледь между спицами диска или на полке (чаще с внутренней стороны);
  • неравномерный износ протектора как следствие брака производства или общего низкого качества шины;
  • неравномерный износ протектора шин одной оси как результат неверных углов установки колес;
  • попадание в протекторную часть шины и удержание массивного постороннего предмета (ключа, болта и т.п.);
  • неравномерное по окружности выпадение шипов у шипованных зимних шин;
  • накопление резиновой стружки внутри шины в одном стороне после езды на полностью спущенных шинах.

Вибрация руля на высокой скорости (100 – 110 – 120 км / ч) чаще всего проявляется из-за нарушения балансировки колес.

Вибрация руля из-за отклонения от правильной геометрической формы шины. Может носить как необратимый, так и временный характер. Временно это проявляется в следующих основных случаях:

  • нарушения оптимального порядка хранения колес (как новых, при доставке и хранении до их покупки и первичной установки, так и бывших в употреблении, при хранении в межсезонье);
  • продолжительная стоянка в сильный мороз (в нижней части образуется плоская «полка», на «разминание» которой требуется пробег от нескольких сотен метров до пары километров).

По этим причинам вибрация руля на скорости начинается практически с самого начала движения, но со временем шина «разминается» и приходит к нормальной форме, вибрация и шум исчезают.

Необратимый характер отклонение от правильной формы шины приобретает в результате следующих причин:

  • внутренний порыв корда шины из-за внешнего воздействия (например, после удара о бордюр и т.п.), что со временем при продолжении эксплуатации приводит к тому, что динамическая природа вибрации руля усугубляется нарушением балансировки из-за интенсивного неравномерного износа протекторной части;
  • неравномерный износ из-за заводского дефекта шины, проявившегося со временем при нормальной эксплуатации;
  • неверные углы установки колес (или одного колеса), что вызывает изменение в балансе сил и так же со временем приводит к местному износу и потере балансировки.

Отклонение формы выявляется визуальным контролем биения при вращении колеса, а неравномерный износ – замером высоты протектора (глубины канавок) в нескольких местах по диаметру и ширине шины. Дефектная шина подлежит замене.

Вибрация руля из-за отклонения в геометрии колесного диска так же возможно в нескольких случаях:

  • как результат сильного удара колеса (о бордюр, край ямы в дорожном покрытии, при ДТП и т.п., чему так же может дополнительно способствовать недостаточное давление в шинах);
  • из-за недостаточной прочности диска вследствие его низкого качества даже при умеренной динамичности движения по неровным поверхностям;
  • как последствие редкого дефекта изготовления, при котором плоскости позиционирования диска в штатном креплении на машине и за центральное отверстие в балансировочном станке отличаются (после точной балансировки на автомобиле проявляется биение).

Нередко изменение формы диска можно заметить визуально как в статике, так и при ручном вращении приподнятого колеса, не снимая его с автомобиля, но более надежным и точным способом является проверка в сервисе. Способ устранения дефекта состоит в прокатке на специальном станке или замене диска новым, в зависимости от заключения компетентных специалистов по результатам осмотра в каждом конкретном случае.

Вибрации руля из-за проблем с креплением колес и колесным крепежом так же могут иметь несколько первопричин:

  • ослабление (откручивание) крепежа до образования зазора между колесным диском и контактной плоскостью тормозного диска / барабана;
  • несоответствие геометрии крепежа и отверстий диска, при которых диск неровно позиционируется относительно оси ступицы и так затягивается при креплении;
  • попадание постороннего предмета (чаще грязи) на контактную плоскость под диск, что так же нарушает правильное позиционирование колеса при затяжке крепления.

К сожалению, неполное закручивание крепежа не так уж и редко происходит при самостоятельной перестановке колес, бывает это и в сервисе. В связи с этим весьма разумно каждому водителю принять для себя обязательной процедуру контроля затяжки после установки колеса до начала движения и через несколько километров пробега. Контроль не обязательно делать самостоятельно – с этим можно обратиться к другому работнику и в ближайший шинный сервис.

Вибрация руля из-за неверного выбора или монтажа шин проявляются в результате следующих ситуаций:

  • разные шины на одной оси (например, расхождение по размерам или по допустимой нагрузке при одинаковом размере);
  • неверная установка направления вращения одного из колес при направленном рисунке протектора.

Выявляются данные причины визуальным осмотром маркировки на боковине шины и внимательным сравнением с аналогичными данными на шине с другой стороны автомобиля. Сравнению подлежат:

  • полное наименование бренда и модели, включая такие элементы названия как обозначение «SUV» (для кроссоверов), поколение («2» и т.д.) и другие;
  • линейные размеры шины — ширина и высота профиля (например, 225/50);
  • индекс нагрузки (например, 94, 97,…105 и др.);
  • индекс скорости (например, U, H, V, W и др.);
  • направление вращения, которая обозначается стрелкой и надписью «Rotation»);
  • сторона для установки – наружная (надпись «Outside») или внутренняя (Inside);
  • иная маркировка (например, может быть указано XL или Extra Load — усиленная шина).

Вероятность невелика, но в отсутствие ошибки подбора и установки шин лучше убедиться специально. Некоторые производители шин выпускают шины определенных моделей в одном размере, но разного исполнения (например, по допустимой нагрузке), что и создает условия для описанной ситуации.

Вибрация руля из-за износа или повреждения сопрягаемых компонентов:

  • критическое превышение допустимых люфтов в рулевом управлении (например, в рулевых наконечниках), в результате чего колеса начинают свободно «гулять» и передавать толчки при выборе люфта;
  • ослабление крепежа рейки руля;
  • изгиб приводного вала в трансмиссии;
  • изгиб рулевого вала или износ карданчиков в его сочленениях;
  • износ ШРУС или отсутствие в нем смазки;
  • износ ступичных подшипников на передней (управляемой) оси;
  • критический износ и появление люфта в некоторых компонентах подвески колес – сайлентблоках, опорах стоек и др.;
  • нарушение геометрии кузова или изгиб деталей подвески в результате ДТП или иного подобного события (ступица, рычаги подвески и пр.).

Определенные затруднения может доставить выявление проблем вибрации руля из-за внутреннего ШРУС.

Вибрация руля на месте

Чаще всего вибрация, ощущаемая не только на руле, но и по всему кузову, при стоянке автомобиля на месте с заведенным двигателем является следствием нескольких основных причин:

  • износа опор силового агрегата;
  • неустойчивой работы двигателя на холостом ходу;
  • ошибки в установке двигателя на место после капитального ремонта или замены;
  • попадание твердого постороннего предмета (например, камня) между картером двигателя и защитой, через который вибрация от двигателя передается на кузов и на рулевое колесо в том числе.

Вибрация руля при торможении

Вибрация руля при торможении появляется при короблении рабочих поверхностей тормозных дисков / тормозных барабанов. Чаще всего такая деформация происходит при попадании воды на перегретые интенсивным торможением стальные или чугунные детали (например, заезд в лужу сразу после активного торможения), в результате рабочая поверхность становится волнистой.

Способ устранения состоит в замене дисков на новые или, иногда, в проточке деформированных, в зависимости от того, что представляется более выгодным исходя из состояния и остаточной толщины диска, цен на запчасти и работы.

При рассмотрении варианта с проточкой тормозного барабана нужно отдавать себе отчет в том, что проточка внутренней рабочей стороны приведет к образованию дисбаланса детали.

Что делать при обнаружении вибрации руля

Внезапное появление вибрации руля на скорости 100 – 110 – 120 км / ч — опасная ситуация. Необходимо безотлагательно принять меры к остановке, не делая при этом резких действий в виде быстрого поворота руля к обочине или экстренного торможения. Например, вибрация руля на ходу вызвана тем, что колесо держится на нескольких витках резьбы колесного крепежа или вообще отлетел крепеж, а колесо держится только центральным отверстием на выступе ступицы. Резкое движение рулем или торможение при такой ситуации приведет к потере колеса с риском ДТП.

Остановившись, можно провести осмотр и проверку в следующей последовательности:

  • не прилагая значительных усилий, на месте (без движения автомобиля) оценить свободное вращение рулевого колеса до начала поворота колес — необычно большой люфт подскажет первичное направление поиска неисправности в рулевом управлении;
  • провести наружный осмотр комплектности и проверку затяжки крепежа колес;
  • проверить давление в шинах манометром;
  • поочередно, с лево и справой стороны, приподнять автомобиль на домкрате до отрыва рулевого колеса от поверхности и покачать в вертикальной и горизонтальной плоскости, предварительно оценивая люфт ступичного подшипника и прислушиваясь к стукам в подвеске и в рулевом управлении;
  • не опуская с домкрата осмотреть целостность и правильность формы колесных дисков и шин, наличие в протекторной части шин посторонних предметов, места крепления балансировочных грузиков (они будут выделяться чистотой, если грузик отлетел только что), уделить особое внимание форме внутренней стороны дисков (чаще она мнется легче, чем наружный край), оценить люфт в рулевых наконечниках;
  • не опуская с домкрата, раскрутить от руки колесо и понаблюдать насколько ровно оно вращается по наружной поверхности в зоне протектора.

Если причина в результате самостоятельного осмотра на дороге не установлена и не исправлена, то лучше вызвать эвакуатор для доставки машины в сервис, поскольку продолжение движения может быть крайне опасно.

Если вибрация руля на скорости возникла сразу после посещения шинного сервиса, то скорее всего негативное явление вызвано именно проведенными там работами и искать причину следует в первую очередь с осмотра крепежа колес и проверки идентичности маркировки шин, правильности их установки, проверки давления воздуха в шинах. Можно приподнять автомобиль на домкрате и осмотреть биение при вращении колес от руки.

Если вибрация руля развивалась постепенно в течение длительного времени, то проверять нужно почти все возможные перечисленные выше первопричины, включая износ в ШРУС, ступичных подшипниках и т.п.

При вибрации руля в поворотах следует сразу уделить внимание состоянию ШРУС.

Вибрацию руля не стоит оставлять без внимания, т.к. при развитии ситуации могут наступить крайне неприятные, опасные и дорогостоящие последствия, от прихода в негодность шин до серьезного ДТП.

Вибрация руля может быть следствием отклонения в состоянии шин или колесных дисков, так и в ряде иных причин, в том числе связанных с износом или повреждением других компонентов. Некоторые из причин можно выявить и устранить своими руками, а некоторые достаточно трудно выявлять и для этого потребуется обращение в сервис.

Полезное для автолюбителей – все об автомобилях

Вибрация (биение) руля. Почему возникает, и как ее устранить?

Каждый автовладелец любит комфортную езду, когда в салоне слышен легкий гул мотора, тихий шорох колес и ничего лишнего. Появление посторонних шумов (дребезга стекол или скрип пластика) негативно действуют на нервную систему, раздражают водителя и отвлекают. Если ничего не предпринимать, последствия могут быть весьма серьезные, начиная с нервного перенапряжения и заканчивая ДТП. Ниже рассмотрим причины некоторых вибраций, а также дадим полезные советы по их устранению.

Вибрация руля: причины

В процессе эксплуатации машины, возможны разные проблемы, и одна из их — вибрация руля. Сложность в том, что такая неисправность является «плавающей» и проявляется только в определенных случаях, к примеру, при работе мотора на «холостых», после остановки машины, при изменении скоростного режим и так далее. Если биение руля переходит в разряд навязчивых проблем, важно определить обстоятельства ее появления. Только после этого, можно с точностью выявить причину.

Биение руля на холостом ходу, когда машина стоит на месте

Начнем с ситуации, когда вибрация рулевого колеса появляется на стоящем автомобиле. Причины могут быть две:

  • Ослабло крепление мотора. Диагностируется поломка по сильному биению, появляющемуся при работе двигателя, на холостых оборотах. Не почувствовать эту проблему попросту невозможно. При этом, вибрация руля появляется в автомобилях с большим пробегом. Причин может быть несколько — низкое качество крепления двигателя или недобросовестная установка данного агрегата на штатное место, после завершения ремонта. Ели биение руля возрастает, при увеличении числа оборотов и наборе скорости, то продолжать движение становится не только не комфортно, но и опасно.
  • Вышел из строя приводной вал рейки рулевого управления. Еще одной причина, почему может возникнуть вибрация, является износ шлица приводного вала, находящегося в системе рулевой рейки, или повреждение устройства. В этом случае, биение усиливается сразу, после начала движения.

Эксплуатировать машину, при наличии таких повреждений, не желательно. В противном случае, высок риск разрушения рулевой системы и ухудшения управляемости транспортного средства. Итогом может стать ДТП.

Биение рулевого колеса, при движении на разной скорости

Вторая ситуация, когда вибрация руля возникает, при изменении скоростного режима. Здесь причин неисправности много больше, чем в выше описанном случае. Рассмотрим каждую из них:

  • Диски колес забились грязью или снежной массой. В этом случае, происходит разбалансировка колес, что выливается в биение руля. Если проблема заключается в загрязнении дисков, то неисправность будет проявляться только при медленном перемещении. Но достаточно набрать скорость, чтобы вибрации исчезли вовсе.
  • Неправильная балансировка колес, после ремонта покрышек или замены резины. При наличии такого дефекта, вибрация появляется при движении на скорости от 60 км/час и более. Объяснить причину «ударов» в рулевом колесе несложно. При увеличении скорости, центробежные силы колес будут различаться, что выливается в биение. Эксплуатировать авто, при неправильно сбалансированных колесах, нежелательно. Это приводит к дискомфорту, во время вождения, и риску испортить шины. В наиболее сложных случаях, страдает подвеска машины (под ударом находятся ступичные подшипники авто).
  • Деформация дисков (более всего, подвержены риску стальные изделия). Появление вибрации руля можно привязать к попаданию в яму или удару колесом о какое-либо препятствие. Известны случаи, когда поврежденный диск попадается, при покупке в торговой точке (на рынке или в магазине). В последнем случае, речь идет о дефекте изделия и необходимости его замены. Сложность в том, что диагностировать повреждение удается не всегда и не сразу — особенно, если оно находится изнутри диска. Это возможно, только при самостоятельно снятии колеса, или с помощью работников СТО.

Перечисленные причины далеко не единственные. Появление вибраций может возникать, при несоответствии отверстий в диске колеса — диаметру ступичных болтов. Такая дилемма имеет место при установке на автомобиль неоригинальных дисков. Итогом, как и в прошлых случаях, является биение руля. Неисправность проявляет себя появлением вибраций или «подскакиваний» на ступице, которые и чувствуют руки водителя. С ростом скорости, возрастает и сила ударов.

Но и это еще не все. Появление вибраций в рулевом колесе часто вызвано:

  • Дефект шин. Рулевое колесо может «лихорадить», из-за повреждения резины колеса (корда или боковой части). Главные причины — брак или ошибки в эксплуатации автомобиля. Например, шину можно повредить при попадании в выбоину на большой скорости.
  • Расхождение давления в колесах. При неравномерной накачке шин, в пределах одной оси, возникают вибрации, которые затем передаются рулю.
  • Плохо затянутые болты на колесах. Опытные автовладельцы знают всю важность крепкой затяжки болтов, равномерно на всех колесах. Ослабление затяжки, на некоторых колесах, приводит к биению, возникающему при движении на средних и больших скоростях. Объяснить это легко. Если болты затянуты с разным моментом силы, то появляется перекос, возрастающий вместе с ростом центробежной силы. В итоге, усиливается вибрация руля. Если же затяжка ослабилась, колесо будет «прыгать» на ступице, что и приведет к рассмотренной проблеме.
  • Износ элементов рулевого управления или подвески приводит к появлению люфтов различной силы. Чем они сильнее, тем больше чувствуется биение руля при движении на скорости. Первое, что нужно сделать при появлении таких симптомов — проверить рулевое управление и подвеску, на факт исправности. Бывает, что вибрация возникает при вхождении в поворот, что возможно из-за износа ШРУСов, или поломки сайлентблоков передних рычагов. Если проблема проявляет себя при наезде на неровности, это свидетельствует о поломке втулки рейки рулевой системы.

Биение руля появляется во время торможения

Еще одна причина биений — неисправности в рулевой системе транспортного средства. Например, проблема может быть связана деформацией барабана или тормозного диска. Причины поломки могут крыться в следующем — заводском дефекте, ошибках при эксплуатации тормозов (перегрев дисков, с последующим попаданием холодной воды на поверхность).

Как устранить вибрацию в рулевом колесе

После определения причины биения, можно переходить к следующему этапу — устранению неисправности. Рекомендации даются в том же порядке, в котором рассмотрены вероятные поломки:

  1. Необходимо закрепить двигатель, если его крепление ослабло. Для этого, требуется следующее — подготовить инструмент для работы и подтянуть все крепления, с помощью которых производится фиксация двигателя. Если крепеж сломался, или элементы крепления (шайбы, болты и гайки) износились, замените их. Чтобы исключить проблемы с креплением, используйте паклю. Пропитайте ее в солидоле, намотайте на болт, после чего вкручивайте в резьбу.
  2. Если вибрация руля связана с приводным валом рулевой рейки, то замените его. При деформировании узла, восстановить его не удастся. Более того, справиться с этой проблемой не смогут и мастера на СТО. Лучшее решение — поставить новый приводной вал.
  3. При загрязнении дисков грязью и снегом, сделайте им «генеральную уборку». Простейший путь — заехать на мойку, где загрязнения сбиваются, под действием сильной струи воды. Если биение руля сильно раздражает, а расстояние до мойки еще слишком большое, стоит отбить налипший на диск снег, с помощью любого подходящего предмета. Полностью очистить диск, таким способом, не удастся, но вибрация однозначно снизится.
  4. Если проблема в неправильной балансировке, то отрегулируйте развал — схождение. При этом лучше балансировать четыре колеса.
  5. Биение вызвано деформированием дисков? Решение — ремонт изделия и придание ему необходимой формы. Здесь не обойтись без специального оборудования, которое имеется в каждом СТО или шиномонтаже. В случае со стальными дисками, дефект устраняется проще — вручную, с помощью кувалды. С легкосплавными дисками все сложнее — для их восстановления, необходим специальный дископлавильный станок.
  6. При несоответствии колесных отверстий, диаметру болтов для дисков, используйте проставки (центровочные кольца). С помощью последних, можно совместить отверстия и болты, устранив таким способом, вибрацию руля. Монтаж таких изделий можно выполнить лично или на СТО.
  7. Обнаружение дефекта резины одного или нескольких колес — повод для ее замены. Если с деформированными дисками еще можно что-то решить, то восстановление покрышки невозможно. Единственное решение — покупка новых шин и их монтаж (как поменять колесо), с соблюдением правил безопасности.
  8. При несоответствии давления в шинах, рекомендуемым нормам, проверьте покрышки и подкачайте их до нужного уровня. Потратив несколько минут времени, вы устраните биение руля. Выяснить точную информацию по необходимому давлению, можно по данным на табличке (крепится на средней стойке со стороны пассажира или водителя) или из мануала к автомобилю.
  9. Неравномерно затянутые болты затяните должным образом. Важно, чтобы протяжка, для каждого болта, производилась с равным моментом силы. Этих действий достаточно, чтобы устранить вибрацию.
  10. Если причина биения руля — в поломке рулевого механизма или подвески, единственно правильным решением является ремонт. Здесь потребуется разборка задней или передней подвески, осмотр деталей, на факт целостности, и замена неисправного узла. Чаще всего, менять приходится:
    втулку,
    ШРУС,
    сайлентблоки рычагов (задних и передних).
  11. При деформации барабанов или дисков, можно действовать одним из двух способов. В первом случае, производится проточка вышедшего из строя узла (самостоятельно или на специальном оборудовании СТО). Если деформация не критична, диск можно восстановить. В ином случае, лучшее решение — замена неисправной детали.

Таким образом, при появлении неисправности, нужно сразу выявить и устранить причину, хотя задача — устранить вибрацию руля — отнюдь не всегда бывает легкой.

Видео: Вибрация на холостых оборотах на Honda Accord 7

Видео: Что делать, если бьет руль на скорости от 80 км/час

Видео: Как проверить осевое биение тормозного диска

Если на скорости 100-120 км/ч появляется вибрация руля, это еще не означает, что необходимо сразу производить балансировку колес на автомобиле. Причины могут быть различными, хотя это наиболее распространенная причина. Большинство автовладельцев считают, что биение руля и вибрация автомобиля возникает из-за разбалансировки колес, но могут быть и другие причины.

Проблема может возникнуть в том, что биение рулевого колеса, а также и кузова автомобиля является наиболее популярной и неприятной проблемой. К тому же, она чаще всего появляется незаметно, пока наше терпение не лопается от того, что руль уже слишком сильно бьет, что это влияет на весь автомобиль. Однако водители быстро привыкают к этому, и не спешат в автосервис или шиномонтажную мастерскую для решения вопроса.

Но, обычно в этот момент люди задаются вопросом, что означает вибрация машины и почему бьет руль. Существует множество причин возникновения вибрации машины и рулевого колеса. В этой проблеме можно разобраться без значительных денежных затрат. После обнаружения причины вибрации, может понадобиться заплатить за ремонт и решение проблемы с вибрацией. Однако, следует знать, что в будущем эта процедура нам сэкономит деньги, так как не проводя ремонт, могут выйти из строя некоторые узлы подвески или рулевого управления.

Чтобы выяснить причину вибрации, возникающей на рулевом колесе, либо на всей машине, потребуется определить условия вибрации. Для этого нужно проехать по трассе, на которой небольшая интенсивность движения, на разных скоростях. При этом необходимо следить за биением и запомнить, на каких скоростях проявляется эта проблема, а на каких исчезает.

Обычно это бывает так: выявляются два интервала скоростей, при которых возникает вибрация, — вначале на средней или малой скорости, а далее вибрация пропадает на повышенной скорости, либо снова возникает на повышенной скорости. Если вибрация незначительная, то она проявляется только в одном интервале – на повышенных скоростях. Также, выясните, как меняется поведение автомобиля во время ускорения и замедления, исчезает, или повышается вибрация при изменении ускорения на различных скоростях.

Рассмотрим причины, из-за которых возникает вибрация по кузову автомобиля и переходит на рулевое колесо.

Снег и грязь нарушают балансировку колес

Одной из наиболее явных причин вибрации руля на большой скорости, а также всего автомобиля, является забивание дисков колес снегом или грязью. При этом биение создается на некоторое время, и может исчезнуть после разгона автомобиля, и не возникать больше, или после небольшого промежутка времени поездки. Выявить наличие снега довольно легко на литых дисках. Сложнее обстоит дело со стальными дисками. У них обычно небольшие отверстия для вентиляции, а также могут быть установлены декоративные колпаки. Грязь чаще всего скапливается с внутренней стороны колеса.

Руль вибрирует только на большой скорости

Обычно, ни диски колес, ни покрышки не имеют полностью идеальную форму или поверхность. Масса разных элементов колес различается, то во время вращения колеса наиболее тяжелое место притягивает к себе середину колеса, что является центробежной силой, и значит, при большой скорости вращения это воздействие будет по цепочке передаваться на рулевое колесо в виде вибрации.

Поэтому балансировка колес должна производиться своевременно, а также при замене дисков или резины на автомобиле. Суть балансировки состоит в выравнивании веса колеса специальными грузиками, фиксирующимися на диск.

Движение с колесами, имеющими нарушение балансировки, в течение длительного времени способно вызвать большой износ в некоторых местах покрышек, что создаст еще большую величину вибрации. Также, эта проблема способствует большому износу элементов подвески, а именно подшипника ступицы.

Главные причины нарушения балансировки – это незначительная вибрация на повышенных скоростях, на легковых автомобилях при движении со скоростью не менее 60 км в час. Следует осмотреть колеса автомобиля. Если диски не имеют никаких повреждений, в последнее время вы не залетали на машине в большие ямы, покрышки слишком не изношены, но вибрация ощущается только на руле, или с разгоном машины вначале на руле, а потом начинает дрожать и весь автомобиль, то чаще всего проблема обнаруживается в нарушении балансировки колес.

Многие думают, что если руль бьет, то балансировке подлежат только передние колеса. Это неверное утверждение, необходимо балансировать все колеса. Для легковых автомобилей балансировка обойдется несколько дешевле, по сравнению с внедорожниками или кроссоверами. Обычно стоимость этой работы зависит от размера колес, и вида диска: литой или штампованный.

Поврежденные диски или резина – причина вибрации

Чаще всего причиной возникновения вибрации становится кривизна колес, что просто определяется любым специалистом шиномонтажной мастерской при вращении колеса на специальном стенде. Мастер должен проинформировать вас об этом. Однако рекомендуется самому присутствовать при проведении балансировки, и убедиться в правильной диагностике колеса. Если во время вращения колеса, наблюдая за одной точкой края покрышки, видно, что колесо прыгает, то необходимо выяснить причину этого. Нужно определить, прыгает резина совместно со всем колесом, или диск вращается без биения. Если колесо прыгает совместно с диском, то причиной является диск, а если нет, значит, причиной стала резина.

Обычно колесо искривляется ввиду поврежденного диска во время попадания в глубокую яму в весеннее время, когда ямы скрыты водой. Можно выяснить кривизну дисков и своими руками, не снимая с автомобиля колеса, осмотреть его на предмет повреждений. Сильнее подвержена повреждению внутренняя сторона диска. Поэтому самостоятельно увидеть там повреждения вряд ли удастся, лучше поехать на шиномонтаж. Штампованные стальные диски подвержены больше всего возникновению повреждений, по сравнению с литыми моделями.

Но кроме вмятин, диск бывает кривым при изготовлении. При этом во время его проверки на балансировочном стенде он будет вращаться ровно, а на машине будет наблюдаться дисбаланс. Это возможно, так как колесо фиксируется на балансировочном стенде по центральному отверстию ступицы, а на машине колесо крепится на других отверстиях для гаек или болтов. Часто бывает так, что отверстия не позволяют закрепить колесо ровно по центру. А также, может быть деформирован диск, что обычно случается с дешевыми стальными или легкосплавными дисками.

Всем известное понятие «восьмерка» относится в основном к дискам – это диск с большой деформацией, или бракованный диск. Такая деформация чаще всего создает сильную вибрацию на рулевом колесе и на всем автомобиле.

Бракованная или значительно поношенная покрышка колеса также способствует причине большой вибрации руля и всей машины.

К самым популярным деформациям резины чаще всего относят:

  • Заводской брак, проявляющийся разными визуальными дефектами.
  • Вздутия на боковых сторонах покрышки из-за попадания в глубокие ямы, колдобины или рельсы.
  • Деформация корда (оплетки из металла внутри покрышки для создания жесткости), а также вздутие части резины.

Во всех случаях повреждения резины или диска причины будут практически одни и те же: вибрация передается как на рулевое колесо, так и на весь автомобиль, при этом, при ускорении движения вибрировать может только сначала на руль, а затем вибрация передается на кузов машины, это зависит от уровня деформации.

При большой деформации вибрация может начинаться и на незначительных скоростях 30-40 км в час, а далее может исчезнуть, и через некоторый интервал скорости возникнуть снова. Если у вас автомобиль новый, и вы не были ни разу в шиномонтажной мастерской, то необходимо осмотреть, на месте ли балансировочные грузики, так как при продаже или на заводе обязательно проводят балансировку. Если на легковом автомобиле установлены грузики массой более 50 грамм на новых колесах, то можно думать о заводском браке в резине или диске.

Обычно при биении руля вследствие деформации дисков или резины, помогает только замена. Но при незначительном повреждении обода диска, его обкатывают на специальном стенде, имеющемся во многих мастерских шиномонтажа. А при повреждении деформированной резины таких стендов просто не существует, необходима замена резины на новую покрышку.

Недостаточное давление в шинах

Иногда вибрация возникает на руле из-за недостаточного давления в покрышках. При этом такая причина является самой простой в выявлении и устранении проблемы вибрации. Достаточно взять насос и подкачать все колеса, используя для контроля манометр. Давление необходимо довести до нормы, установленной заводом изготовителем, и указанной в руководстве по автомобилю.

Не затянуты болты крепления колеса

Это также легко решаемая проблема, и также быстро выявляемая причина вибрации руля и автомобиля. Гайки и болты крепления могут ослабнуть, либо их забыли затянуть на шиномонтаже. Это наиболее опасная причина. Если ее вовремя не обнаружить, то это все закончится возникновением аварийной ситуацией на дороге, как для водителя, так и для окружающих людей.

В этом случае ремонт может оказаться дорогим, если причину сразу не обнаружить, то понадобится менять диски или тормозной диск, ступицу. Иначе колесо будет изнашиваться о слабые болты, что приведет к серьезным проблемам и повреждениям болтов, а также отверстий на диске.

Причины вибрации по этим симптомам аналогичны с теми, если бы вибрация была от поврежденных покрышек или дисков, с отличием в том, что биение может начаться на небольшой скорости, даже в начале движения, а вибрация может проявляться с неотслеживаемой цикличностью, и проявляться на различных скоростях. Для решения проблемы необходимо затянуть все гайки и болты на колесах.

Неисправные или изношенные элементы рулевого управления или подвески

Значительно изношенные элементы подвески также влияют на соприкосновение автомобиля с дорожным покрытием. Это зависит от того, если элементы подвески образуют люфт, то это приведет к дисбалансу во время вращения, если бы не были балансированы колеса. Но от этого появляются и другие проблемы, которые не связаны с дисбалансом колес и большим износом.

Но нужно знать, что люфт элементов подвески не способен непосредственно повлиять и создать вибрацию машины или рулевого колеса. При этом разбитая деталь подвески будет лишь способствовать возникновению вибрации, идущей от колеса. При этом если говорить о проблемах из-за неисправности подвески, мы предполагаем, что есть неисправности в подвеске, но главной причиной все равно остаются колеса.

Это значит, что поломки в рулевом управлении и подвеске являются причинами биения руля, и они должны быть на последнем месте, а причины вибрации из-за этого зависят от главной проблемы.

Нарушение геометрии установки колес

Напрямую зависеть от неправильно выставленной геометрии колес вибрация может возникнуть только при ускорении или в некотором интервале скоростей. Выяснить неверную установку схождения и развала можно довольно быстро – произвести визуальный осмотр резины, и осмотреть, как проходит их износ. Если они имеют большую неравномерность износа, то это свидетельствует о нарушении углов установки колес.

Если покрышки протерты только с внешней стороны, либо только с внутренней части, то это как раз и говорит о нарушении геометрии. Решить этот вопрос можно настройкой углов установки. Только в этом случае вибрация руля при движении 100-120 км в час быстро исчезнет.

Однако может случиться, что схождение и развал отрегулирован, а неисправность не исчезла. Углы установки настроены правильно. Но владелец автомобиля решил не заменять резину новой, так как они еще не слишком изношены и могут эксплуатироваться. При этом следует ездить на малых скоростях, чтобы покрышки износились равномерно, и вопрос исчезнет.