Обманка вместо датчика кислорода

0
819

Содержание

Датчик, установленный в автомобиле, который известен как лямбда зонд, служит для контроля кислорода в выхлопных газах. Эта часть является неотъемлемой в любом из автомобилей стандарта EURO-4 и выше.

Их обычно два и находятся они в разных частях машины. Один находится до катализатора, а второй – после.

Этот элемент не ремонтируется, а только заменяется. Но прежде чем дать знать об ошибке своему владельцу, часто заставляет его побегать в поисках решения такой проблемы. При сбое катализатор выдает ошибку P0130 и P0167.

Наличие его в современных автомобилях обусловлено экологической проблемой. Чем больше выхлопных газов, содержащих углекислый газ, попадает в атмосферу, тем больше загрязняется среда.

Функция катализатора заключается в том, чтобы снизить уровень таких газов в выбросе. Но он довольно часто ломается и загрязняется, что приводит к проблемам с ним. Благодаря этому компоненту авто, остатки топлива догорают, а газы окисляются.

От работы датчика зависит не только окружающая среда, он позволяет своевременно найти проблемы в двигателе, а также не дать ему и сопутствующим деталям загрязниться.

Когда устанавливается обманка вместо лямбда зонда?

При замене лямбда зонда на пламегаситель происходит сбой в системе, а показания датчиков будут совпадать, что, естественно, не правильно и подлежит ремонту. Такой сбой дает последствия в виде ошибок P0420 – P0430. Мотор и двигатель в целом увеличат свою работоспособность и, соответственно, расход горючего тоже будет только выше. Контроль топлива уже будет зависеть не от датчиков, установленных в выхлопной системе, а по табличным расчетам. Так, расходы увеличатся в разы, при этом изматывая мотор. Для того, чтобы избежать это, и «изобретены» электронные и механические способы обхода таких последствий. Варианты бывают разные, и обманка вместо лямбда зонда один из них. Так же существует электронная версия такого сценария, при котором все осуществляется с помощью замены или изменения электронной начинки автомобиля.

Признаки выхода датчиков из строя

  • Резкое снижение работоспособности всего автомобиля;
  • Сильное увеличение расхода топлива на километр;
  • Индикатор «Check» загорелся;
  • Выхлопные газы приобрели выраженный темный цвет;
  • Нестабильность в управлении автомобиля.

Кто в зоне риска?

  1. Автомобили, которые соответствуют нормам Евро-2 и имеют пробег 100-150 тыс. км. и больше. В данном случае выход из стоя зонда повлечет за собой потерю мощности. Это можно исправить, заменив его. Но существуют и другие методы исправления такой ошибки.
  2. Автомобили, которые соответствуют стандартам токсичности Евро-3 и выше с таким же пробегом. Тут обнаружение поломки легче и описано выше. Это увеличение расхода топлива посредством выхода из строя датчиков, которые и контролируют их.

Причины поломки детали

  • Низкокачественное топливо. При такой причине, деталь очень быстро накапливает загрязнения, находящиеся в топливе. Хотя она и создана для того, чтобы очищать топливо, сама по себе она при этом разрушает себя. А от качества топлива и зависит как долго она прослужит. Очистить каким-либо способом, конечно, не представляется возможным, так как именно ремонт заключается в замене. Так как структура этой детали создана по подобию сот, то, топливо, не сгорая полностью, попадает туда, там, соответственно, сгорая.
  • Существует и естественная причина износа. Это происходит по причине обычного использования всех ресурсов этой детали. Обычно такое происходит спустя 100 000км.
  • Механические повреждения. При аварии или нанесении какого-либо урона авто, может возникать деформация, которая и мешает обычной работе.
  • Неправильная работа зажигания. Тут причина кроется глубже и искать её будет довольно сложно. Это можно решить, только обратившись в автосервис.

Что такое пламегаситель и обманка лямбда зонда верхнего?

Пламегаситель – это перфорированная труба, которая выполняет функцию очистки выхлопных газов и отвечает за заглушение звука выхлопа.

Неграмотные автолюбители, в отличие от специалистов, иногда неправильно его заменяют, что бывает при предварительном изменении внутренних деталей этого элемента. Такое зачастую приводит к износу деталей выхлопной системы и коррозии пламегасителя. Такая деталь, при правильном выборе и последующей установке, может спасти машину.

Для того, чтобы все сделать правильно, стоит обратиться в сервис, где подберут трубу нужного диаметра и сделают всё возможное, чтобы деталь прослужила как можно дольше. При установке пламегасителя, лямбда зонд дает о себе знать описанными выше способами. Для того, чтобы этого не произошло, обманка лямбда зонда верхнего поможет избежать последствий. Именно верхний датчик и отвечает за измерения выхлопа.

  1. Изменить состав двигателя (как электронный, так и механический);
  2. Перепрошить блок управления двигателем (электронная обманка);
  3. Установить эмулятор (имитатор).

По сути, первый способ является синтезом и первого, и второго, поэтому рассмотрим два последних пункта.

Электронное изменение ЭБУ

Сделать это в домашних условиях не представляется возможным, так как нужно специализированное оборудование. Поэтому, стоит обратиться в автосервис для получения качественной помощи. Специалисты проведут исследования, для того, чтобы установить причину поломки. С помощью манометра они проверят давление в выхлопной системе, которое не должно превышать 0,5 атмосфер. Если это произошло, специалисты сделают вывод о том, что катализатор оплавился. На этом диагностика не заканчивается, и автомобилю нужно будет пройти еще множество других тестов.

В этот способ входит перепрошивка, то есть изменение исходного кода. Из-за него меняется и сам алгоритм работы блока. Эта возможность не будет анализировать данные, из-за чего найти и провести в домашних условиях такую процедуру трудно, так как она в некоторой мере нарушает экологические стандарты.

При использовании такого способа, информация о лямбда зонде удаляется вовсе. Код прошивки при этом изменяется на тот, что соответствует нормам настоящей машины. Он либо изменяется частично, либо меняется полностью. Эта процедура возможна только при высокой квалификации специалиста. Неправильное проведение работы может закончиться новыми проблемами и уже в самой системе машины. Может быть повреждена значительная часть электронной начинки.

Установка эмулятора

По составу эмулятор – это микропроцессор. С помощью него осуществляется процесс управления системой двигателя и при удалении или износе катализатора.

В ЭБУ поступает сигнал от такой обманки, с помощью которой не возникает проблем, и остальная электронная начинка считает, что все нормально и в порядке. А на месте самого катализатора устанавливается замена.

Такая процедура требует салонного сервиса и в домашних условиях невозможна.

Некоторые плюсы использования эмулятора:

  • Вопрос с установкой имитирующего устройства при замене катализатора будет решен. Не потребуется постоянной починки одной и той же детали. А новый очиститель будет стоить дороже, чем установка нового нейтрализатора.
  • Мощность авто возрастет.

Дата публикации: 16 января 2017 .
Категория: Автотехника.

Лямбда зонд (также называется кислородным контроллером, датчиком O2, ДК) является неотъемлемой частью выхлопной системы автотранспортных средств, отвечающих экологическим стандартам EURO-4 и выше. Это миниатюрное устройство (обычно устанавливается 2 лямбда зонда и более) контролирует содержание O2 в выхлопных смесях автотранспортного средства, благодаря чему значительно снижается выброс ядовитых отходов в атмосферу.

В случае некорректной работы ДК или если произошло отключение лямбда зонда, функционирование силового агрегата может быть нарушено, из-за чего мотор перейдет в аварийный режим (на панели загорится Check Engine). Чтобы такого не случилось, систему автомобиля можно перехитрить, установив обманку.

Механическая обманка лямбда зонда («ввертыш»)

«Ввертыш» – это втулка, изготовленная из бронзы или теплоустойчивой стали. Внутренняя часть такой «проставки» и ее полости заполняются керамической крошкой со специальным каталитическим покрытием. Благодаря этому отработанные газы дожигаются быстрее, что, в свою очередь, приводит к разным показателям импульсов 1 и 2 ДК.

Важно! Любая обманка устанавливается только на исправный лямбда зонд.

Самодельная обманка лямбда зонда, схема которой представлена ниже, проста в изготовлении. Для этого вам потребуется подготовить:

Делается обманка на обрабатывающем токарном станке. Если такового нет, то можно обратиться к специалисту, предоставив ему чертеж.

Полученная деталь совместима с большинством выхлопных систем как отечественных, так и зарубежных автомобилей.

Установка обманки лямбда зонда производится следующим образом:

  • Поднимите авто на эстакаду.
  • Отключите минусовую клемму на АКБ.
  • Выкрутите первый (верхний) зонд (если их два, то снимите тот, который расположен между катализатором и выпускным коллектором).
  • Вкрутите лямбда зонд в «проставку».
  • Установите «усовершенствованный» датчик на место.
  • Подключите клемму к аккумулятору.

Полезно! Обычно механическая обманка второго лямбда зонда не выполняется, так как этот ДК защищен катализатором и контролирует только его состояние. Самым чутким является именно первый датчик, который установлен ближе всего к коллектору.

После этого системная ошибка «Check Engine» должна исчезнуть. Если этот способ не сработал, можно воспользоваться более дорогостоящей обманкой.

Электронная обманка

Еще один способ устранения проблем с ДК – это электронная обманка лямбда зонда, схема которой представлена чуть ниже. Так как датчик кислорода передает сигнал контроллеру, то схема-обманка, подключенная к проводке от датчика к разъему, позволит «загрубить» систему. Благодаря этому, в ситуации, если лямбда зонд будет неисправен, силовой агрегат будет продолжать работать корректно.

Полезно! Места установки такой обманки могут отличаться в зависимости от модели АТС. Например, она может быть монтирована в центральный тоннель между сиденьями, в торпеде или моторном отсеке.

Схема-обманка – это однокристальный микропроцессор, который анализирует процессы в катализаторе, получает данные от первого ДК, обрабатывает их, преобразует до показателей второго датчика и выдает на процессор автомобиля соответствующий сигнал.

Чтобы установить обманку этого типа, вам потребуется схема подключения лямбда зонда, которая выглядит следующим образом.

Как видите, бывает разная распиновка лямбда зонда (4 провода, три и два). Цвета проводов могут также отличаться, чаще всего встречаются изделия с 4 пинами (2 черных, белый и синий).

Для изготовления обманного устройства, вам потребуется:

  • паяльник с мелким жалом и припой;
  • канифоль;
  • неполярный конденсатор емкостью 1 мкФ Y5V, +/- 20%;
  • резистор (сопротивление) на 1 мОм, С1-4 имп, 0,25 Вт;
  • нож и изоляционная лента.

Полезно! Перед установкой, схему лучше всего поместить в пластиковый корпус и залить ее «эпоксидкой».

Дальше электронная обманка на лямбда зонд своими руками монтируется следующим образом:

  • Отключите минусовую клемму АКБ.
  • «Препарируйте» провод, который идет от самого ДК к разъему.
  • Разрежьте синий провод и подсоедините его обратно через резистор.
  • Впаяйте неполярный конденсатор меду белым и синим проводами.
  • Заизолируйте соединения.

Ниже представлена схема обманки лямбда зонда своими руками для распиновки на 4 провода.

На заключительном этапе, должно получиться следующее.

Такие манипуляции не стоит выполнять, если у вас нет должного опыта. Сегодня в магазинах представлены готовые схемы-обманки, которые без труда сможет установить даже начинающий водитель.

Перепрошивка контроллера

Некоторые особо искушенные автовладельцы решаются на перепрошивку блока управления, благодаря чему блокируется обработка сигналов второго кислородного датчика. Однако необходимо учитывать, что любые изменения алгоритма работы системы могут привести к необратимым последствиям, так как вернуть заводские настройки будет практически невозможно и затратно. Поэтому выполнять такие манипуляции самостоятельно не рекомендуется. То же самое касается и готовых прошивок, которые продаются в интернете.

Полезно! При перепрошивке лямбда зонды удаляются.

Если вы все-таки хотите произвести перепрошивку системы, то обратитесь к грамотному специалисту, который сможет отключить получение данных ДК с помощью специализированного оборудования.

Также стоит учитывать, что практически любое вмешательство в работу систем, может привести к не самым приятным последствиям.

Какие последствия бывают после установки обманок

Нужно понимать, что любая обманка устанавливается на страх и риск автовладельца. Если монтаж был произведен неправильно, то вы можете столкнуться со следующими проблемами:

  • Из-за того, что бортовой компьютер не может регулировать впрыск жидкости, может произойти нарушение работы мотора.
  • Если схема неправильно спаяна, это может привести к повреждению электропроводки.
  • В процессе установки обманки вы можете повредить датчики кислорода, после чего даже не узнаете об их неисправности (так как у вас уже будет установлена обманка).
  • После таких вмешательств (не только при перепрошивке) может произойти сбой в бортовом компьютере.

Любая неточность приведет к плачевным последствиям, поэтому лучше установить более безопасный готовый эмулятор. В отличие от обманки, он не «обманывает» блок управления, а лишь обеспечивает его корректную работу, преобразуя сигнал ДК. Внутри эмулятора также установлен микропроцессор (как и в самодельной электронной обманке), который способен оценивать выхлопные газы и анализировать ситуацию.

В заключении

Многие автовладельцы устанавливают на свои машины самодельные обманки, чтобы сэкономить на покупке новых кислородных датчиков. Однако в такой погоне за выгодой, вы вполне можете столкнуться с большими денежными затратами, если кустарное устройство повлияет на работу «жизненно-важных» систем. Поэтому устанавливать обманки рекомендуется, только если вы смыслите в работах такого плана.

В прошлом материале мы уже рассказали о том, зачем нужны обманки лямбда-зондов, какие они бывают и как работают. За рамками той статьи остался вопрос, как сделать эти обманки своими руками. Это несложно и доступно многим автовладельцам. Какой смысл делать обманки самому, если продаются уже готовые? Причин, как минимум две.

1. Готовые изделия в любом случае будут дороже. Если в случае с механическими обманками разница в стоимости может быть не очень велика, то у электронных обманок она значительная.

2. Не всегда можно оперативно найти в продаже нужную обманку. Когда исправный автомобиль необходим срочно – порой быстрее сделать обманку своими руками.

Типов обманок, как мы уже знаем – два, поэтому будем разбирать самостоятельный вариант изготовления обоих.

Изготовление механической обманки

Как вы помните из прошлой статьи, основа этого типа обманок металлическая втулка. Оптимальный материал для изготовления бронза, потому как именно она лучше всего противостоит температурным воздействиям. Для самостоятельного изготовления втулки нужен токарный станок и опыт работы с ним, но всегда можно найти токаря, который за минимальную плату сделает нужную заготовку по чертежу. Чертеж такой.

Собственно, в простейших случаях уже этого хватит, но оптимальным будет заполнить полую часть втулки керамической крошкой, найти которую не проблема. Устанавливается самодельная обманка точно также как и купленная – выкручиваем датчик кислорода, на его место устанавливаем втулку, а в нее вкручиваем сам датчик.

Необходимость искать токаря и обращаться к нему несколько снижает привлекательность самостоятельного изготовления механической обманки, да и разница по стоимости получится не такая уж и большая, но такой вариант тоже имеет право на существование, если по какой-то причине не устраивает электронная обманка.

Изготовление электронной обманки

Казалось бы, электронный «девайс», который имитирует работу лямбда, должен быть очень сложным, но по факту это очень простая и примитивная схема, которая, тем не менее, работает. Для изготовления потребуется схема электропроводки автомобиля, паяльник, нож, канифоль, неполярный конденсатор на 1мкФ и резистор на 1 мОм или 150-200 кОм. Обычно советуют брать резистор на 1 мОм, но на некоторых автомобилях имитирование сигнала получается не очень точным, «чек» гасится, но топливная смесь получается не очень правильной, а расход – высоким. Тогда нужно будет немного поэкспериментировать с резисторами.

Дальше рассмотрим процесс по пунктам.

1. Нужно в схеме электропроводки вашего автомобиля разобраться с тем, сколько и какие провода идут на лямбда-зонд. Бывает от двух до четырех проводов, в зависимости от наличия дополнительного подогрева. Чаще всего встречаются именно четырехконтактные датчики, из этих четырех контактов два отвечают за подогрев, они нам не потребуются, а нужны сигнальный контакт и масса. Почти во всех схемах в интернете указывается цвет проводов, но именно на вашем авто он может не совпадать, так что найти сигнальный провод и массу нужно по схеме.

2. Дальше вооружаемся ножом и паяльником. В сигнальный провод нужно впаять резистор, а между сигнальным проводом и массой со стороны ЭБУ – конденсатор. Естественно, все соединения нужно заизолировать. В принципе, уже после этих манипуляций все должно заработать.

3. Третий шаг необязателен, но крайне желателен, потому что может продлить срок жизни схемы. Дополнительные элементы и провода можно разместить в небольшой пластиковой коробке или контейнере и залить эпоксидкой.

Даже такая примитивная схема отлично работает, а затраты на ее изготовление копеечные. Покупать электронный эмулятор будет сильно дороже. Да, там обычно используются более продвинутые схемы, иногда с микропроцессорами, но разница в стоимости может быть десятикратной. Есть стимул самому взяться за паяльник.

В общем, именно электронный вариант нам кажется самым разумным для самостоятельного изготовления, нюансы могут быть только в подборе резистора, но они стоят недорого, перепаять в схеме один на другой тоже не великая трудность, так что можно поэкспериментировать. В итоге получится полностью рабочий «гаджет» за копейки.