Конусные болты для литых дисков

0
781

Дата публикации: 27.11.2018.

Для крепления колесных дисков к ступице автомобиля используется два вида крепежа: болты и гайки со шпильками. Каждый конкретный вид определяется особенностями конструкции автомобиля и имеет различные характеристики длины и формы. Так, например, крепление болтами наиболее распространено на автомобилях европейских марок, а крепление гайками, чаще характерно для автомобилей американского и японского производства.

На рисунке ниже представлены основные виды крепежа:

  • а) болт и гайка с конической прижимной частью без подголовка, при этом грани головки выходят за пределы конуса;
  • б) болт и гайка с конической прижимной частью и подголовком;
  • в) болт и гайка со сферической прижимной частью и подголовком;
  • г) гайка с шайбой для некоторых японских автомобилей.

Крепление со сферическими прижимными частями имеет три основных размера — R12, R13 и R14. Самыми распространенными диаметрами резьбы колесного крепежа являются 12 и 14 мм с шагом 1,25 или 1,5 мм.

Прижимные части болтов и гаек могут быть конусообразными или сферическими. При этом, они должны совпадать с профилем отверстий в колесном диске, чтобы обеспечить его правильную центровку на ступице, что особенно важно при креплении гайками. Таким образом, если колесо закреплено только торцами гаек, оно может «съехать». В таком случае крепление ослабнет, а отверстия и шпильки будут разбиты. В худшем случае автомобиль потеряет колесо, что особенно опасно на высокой скорости. При креплении болтами такое практически невозможно, так как колесо центруется пояском ступицы, входящим в центральное отверстие диска.

Как правило, для крепления стальных (штампованных) дисков используются болты или гайки со сферической прижимной частью, а для крепления легкосплавных (литых) дисков — болты большей длины или гайки с конусной прижимной частью. Это объясняется тем, что колесо литого диска толще, чем колесо штампованного. При креплении конусными болтами или со сферой, важно, чтобы длина резьбовой части болта (рис.A, см. ниже) не должна быть меньше или больше, чем глубина резьбового отверстия ступицы, для максимально надежного удержания колеса, и в то же время, не задевать детали тормозного механизма.

Прежде чем приступать к установки колес, необходимо очистить от грязи посадочные поверхности ступиц, а также смазать их пластичной либо графитовой смазкой. Эту же смазку можно нанести и на резьбу гаек или болтов. В том случае, если смяты их грани или повреждена резьба, лучшим вариантом будет замена на новые.

Чтобы не повредить литые колеса, через некоторое время после установки их необходимо подтянуть, так как материал, из которого они изготавливаются, не такой прочный как у штампованных. По этой причине вскоре после установки сминаются микронеровности между головками болтов и ступицой, что приводит к ослаблению соединения.

Если в инструкции по эксплуатации автомобиля не указано иное, болты или гайки затягиваются моментом 10-11 кгс·м. Перетяжка приводит к деформации диска, разрушению профиля отверстия, а также к повреждению граней головки болта или ее обрыву. В первом случае удержание колеса на ступице ослабляется, а во втором есть риск провернуть шпильку в ступичном отверстии, из-за чего вывернуть гайку без специального инструмента будет невозможно. При отсутствии такового придется обращаться за помощью в автосервис.

Для защиты колес от кражи применяется секретные болты или «секретки», которые отворачиваются специальным ключом, имеющимся только у автовладельца, установившего такой крепеж. Обычно на колесо устанавливается только один секретный болт, так как для его затяжки требуется применить меньшее усилие во избежание повреждения. Покупая секретный крепеж, следует убедиться в том, что головка «секретки» недоступна для отворачивания обычными ключами, мощными клещами или молотком и зубилом. Также необходимо удостовериться в том, что секретный крепеж не выйдет из строя из-за грязи, влаги или из-за неисправности ответной части ключа. Не рекомендуется выбирать слишком громоздкие болты, так как они могут отрицательно повлиять на балансировку колеса.

С самостоятельной заменой колеса может рано или поздно столкнуться любой автовладелец. Поэтому, чтобы обезопасить себя и окружающих, а также избежать лишних трат, необходимо запомнить несколько простых, но важных моментов. Во-первых, как уже было сказано выше, каждому типу диска соответствует определенный тип крепежа. Во-вторых, крепеж не должен самоослабляться. Наиболее распространенная причина ослабления — неправильный подбор крепежа. Если колесный диск имеет посадочные места в форме конуса, то и форма крепежа должна ей соответствовать.

На рисунке ниже показаны правильные и неправильные варианты соединения:

  • а) правильное соединения сфера-сфера;
  • б) правильное соединение конус-конус;
  • в) неправильное соединение сфера-конус;
  • г) неправильное соединение конус-сфера.

Нарушение парности приводит к самоослаблению крепежа.

Следующий параметр, на который водитель также должен обратить внимание — длина болтов (если используется данный тип крепежа). Для штампованных дисков применяются короткие болты, для литых — длинные. Если колесо крепится на гайки, то оно чаще имеет выборку большего диаметра, которая закрывается декоративным колпаком. В таком случае у автовладельца отпадает необходимость менять шпильки на более длинные. Не требуется замена шпилек и в случае отсутствии выборки, так как обычно гайки также имеют декоративные колпачки, благодаря чему выступающая часть шпильки будет защищена от коррозии.

В обязательном порядке колесный крепеж меняется в случае установки литых дисков вместо штампованных. В зависимости от производителя крепеж может поставляться в комплекте с дисками, реже он покупается отдельно. То же самое следует учесть при необходимости использования запасного колеса. Лучшим вариантом будет наличие в автомобиле необходимого количества болтов или гаек, подходящих для «запаски».

Дата публикации: 27.11.2018.

Внимание! Все содержимое этого сайта охраняется законодательством об интеллектуальной собственности (Роспатент, свидетельство о рег. №2006612529). Установка гиперссылки на материалы сайта не рассматривается как нарушением прав и согласования не требует. Юридическая поддержка сайта — юр.фирма «Интернет и Право».

Многих, особенно начинающих, автолюбителей при возникновении определенных ситуаций интересуют вопросы — где купить болты на диски или где купить болты на колеса? Однако, при всей кажущейся простоте, ответы на эти вопросы не так однозначны.

Дело в том, что современная автомобильная промышленность очень разнообразна. Соответственно, количество производителей и марок машин существует большое количество. И практически каждый производитель выпускает болты для дисков, которые подходят именно для выпускаемых им транспортных средств.

Поэтому перед покупкой вам обязательно необходимо ознакомиться с информацией из техпаспорта автомобиля, где указано, какие именно болты для колесных дисков используются в вашей машине. Ну и купить болты для дисков нужно в соответствии с этой информацией.

Второй немаловажный вопрос — где купить колесные болты? Ответ на этот вопрос гораздо легче. Магазин Секретки-проставки.рф предлагает своим клиентам болты для дисков, гайки, секретки и другую продукцию. Обращаем ваше внимание на тот факт, что в каталоге присутствует только продукция класса премиум. А это означает, что покупая у нас товар, вы приобретаете запчасти отличного качества, которые гарантированно будут служить вам долгие годы. Подробную информацию вы найдете в каталоге продукции.

Чтобы закрепить диск к ступице колеса, применяют специальные болты применимые для литых дисков. Применение болтов от штампованных дисков недопустимо. В зависимости от конструкции крепления также могут применяться и гайки для литых дисков, гайки от штампованных дисков также не применимы к использованию с литыми дисками.

Все дело в том, что болты и гайки для литых дисков имеют более развитую сферическую или конусную поверхность контактирующую с диском. Эта особенность крепежа является следствием мягкости металла из которого сделан литой диск и соответственно влечет за собой увеличение площади контакта диск – крепеж.

Для легкосплавных дисков, толщина диска больше, чем у стального, поэтому используются более длинные болты.

Также стоит сказать, что в следствии мягкости металла диска необходимо регулярно проверять затяжку болтов и гаек, особенно на новых дисках, когда в контактном пятне диска металл еще не упрочнился за счет усилий нагрузки на колесо и крепления болтов.
При выборе болтов и гаек важно приобрести именно тот крепеж который подходит к вашему диску. В противном случае на месте контакта болт – диск возможны забои, царапины, крошение металла и как следствие вы безвозвратно испортите диск.
Кроме того неплотное прилегание приводит к цикличным ударам по крепежу и самораскручиванию болтов и гаек.

Гайки крепления литых дисков необходимо подбирать те, которые обязательно имеют аналогичную с диском высоту и резьбу, а также поверхности соприкосновения (у гаек для литых дисков должны быть специальные шайбы, увеличивающие площадь сопряжения). Следите и за тем, чтобы конус гайки совпадал с конусом отверстия.

Обычно сферические гайки идут на крепление штампованных (металлических) дисков, а конусные на литые и кованые диски (алюминиевый сплав).
Учитывать при установке запаски и замене штамповки на литье!

Затяжка болтов и гаек на литых дисках

Болты для литых дисков и гайки для литых дисков перед тем как установить в посадочные гнезда, смажьте графитовой смазкой, это необходимо для того чтобы при начале контакта с диском у головки болта или гайки была возможность прокручиваться обеспечивая полное прилегание, а не застопориться за счет начальных сил трения между диском и крепежом.

Также существуют и болты компенсирующие незначительное отклонение размеров крепежа на колесном диске. Более подробно о них в статье "Болты с плавающим конусом (эксцентрики)".

При подборе колесного крепежа особенно важно учитывать длину резьбовой части болтов, ввинчиваемой в ступицу, где количество полных ввинченных витков должно составлять не менее шести (10мм), тоже самое относится и к гайкам. Если количество полных витков меньше шести следует заменить болт (шпильку) на более длинный размер.

Подготовлено по материалам и статьям из интернета.