Камаз где производят город

0
737

Содержание

Компания Камаз — российское производство, которое известно на весь мир своими грузовыми автомобилями высокой тоннажности и двигателями дизельного типа.

Компания также работает по таким направлениям:

  • производство автобусов большой и малой вместимости;
  • выпуск эрнгономического оборудования для сельского хозяйства — тракторов, комбайнов и зерноперерабатывающих машин;
  • с недавнего времени Камаз выпускает также небольшие электростанции теплового типа и все оборудование для их функционирования и обслуживания.

Практически половина акций производителя принадлежит российской компании государственного подчинения “Ростех”. Греческая корпорация “Автоинвест Лимитед” имеет акционерную долю около 25%, а еще 15% держит компания “Даймлер”.

Ранее предприятие называлось “Камский завод по производству грузовиков”, ныне название сократили до известного нам “Камаз”.

Компания Камаз стремительно вышла на мировой рынок, так как специализированная техника компании достаточно качественна и практически не имеет аналогов по функциональности.

История Камаз

История Камаз началась еще с потребности Советского Союза в профильном заводе, который бы производил автомобили большой грузоподъемности. Невероятных размеров завод строился около 10 лет и стал самым масштабным строительным проектом 70-х. К строительству и оборудованию завода были привлечены представители автотранспортных предприятий из многих стран. Уже в 1974 был выпущен первый двигатель экспериментального типа.

С 1979 года началось конвейерное производство грузовиков марки Камаз, которые распродавали по всем Республикам СССР. К началу 1980 года завод выпустил уже более 100 тысяч моделей грузовой техники.

Когда в 1988 году начались аналитические пересчеты по поводу рентабельности завода Камаз, то было выявлено, что он полностью себя окупил и принес более 9 миллиардов прибыли.

В 90-х, после пожара и мирового кризиса, завод был немного приостановлен в объемах, но это не помешало ему отметить выпуск 2-миллионной модели двигателя уже к началу 21 века.

В 2000-х завод прошел полнейшую модернизацию и реконструкцию, что позволило ему выпустить к 2000 году 1,5-миллионный грузовик и получить прибыли более 60 млн. рублей.

В настоящее время компания проектирует все больше инновационных моделей авто и активно увеличивает их тоннажность, что позволяет ей выходить на рынок Китая и Азиатских стран, чтобы увеличить процент сбыта продукции.

Где собирают Камаз?

Главными отделениями компании, где собирают Камаз, является первый из заводов — в Набережных Челнах, а также производство Камаз в Республике Башкортостан. Площадь главного завода превышает 4000 кв.метров, на производстве трудится более 1000 человек, которые занимаются сборкой грузовиков и двигателей из фирменных деталей.

Также налажены производства по сборке готовой продукции на территории Пакистана, Казахстана, Индии и Вьетнама. Данные заводы производитель Камаз оборудовал по последнему слову техники, а такое расположение позволяет в разы увеличить площадь для экспорта и минимизировать расходы на него.

Официальные дилеры Камаз в России

ул. Дубровина, 15-а

+7(473) 268-44-52, +7(473) 268-75-07

АО "ЛИЗИНГОВАЯ КОМПАНИЯ "КАМАЗ"

г. Набережные Челны

пр. Автозаводский, 2

+7(8552) 45-27-33, +7(8552) 45-27-32

АО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "ТЕХИНКОМ"

ул. Расплетина, д.5

Ленинский район, д. Горки, промзона, влад.20, стр.1

АО «АВТОЦЕНТР КРАСГАЗСЕРВИС»

ул. Мечникова, 50

+7(391) 256-88-48, +7(391) 244-69-58

ЗАО "БАЛТИЙСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО"

Новочеркасский пр., дом 33, корпус 3,

+7(812) 294-91-02 (03,04,05,06)

ЗАО "КАЛУЖСКИЙ АВТОЦЕНТР КАМАЗ"

ул. Достоевского, 41

+7(4842) 56-28-27, 57-84-02

ЗАО "КРАСНОДАРСКИЙ АВТОЦЕНТР КАМАЗ"

Краснодарский край, станица Динская

+7(86162) 5-16-84, +7(86162) 6-64-44, +7(86162) 6-33-72

г. Набережные Челны

Промышленно-коммунальная зона, промзона, Мензелинский тракт, 40

Открытое акционерное общество «КАМАЗ» создано 23 августа 1990 года путём преобразования Производственного объединения «КАМАЗ» Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР в акционерное общество открытого типа в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 616 от 25 июня 1990 года. Он стал одним из крупнейших предприятий СССР.

Ранее название предприятия неоднократно менялось:

  • В 1969-1973 годах — оно именовалось Камский автомобильный заводдирекция Камского автомобильного завода (пользовались двумя названиями в равной степени);
  • С 1973 года — Камский комплекс заводов по производству большегрузных автомобилей;
  • C 1976 года — Производственное объединение «КамАЗ»

ОАО «КАМАЗ», начиная с 1973 года, владеет товарными знаками КАМАЗ и KAMAZ, а с 1987 года — комбинированным товарным знаком КАМАZ с изображением скакуна. Данные товарные знаки признаны общеизвестными на территории Российской федерации, решениями Палаты по патентным спорам Федеральной Службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, начиная с 31 декабря 1999 года [2] .

Ранее использовавшееся наименование «КамАЗ» более не употребляется. Например, в настоящее время как фирменное наименование, так и марки автомобилей на продукции пишутся в верхнем регистре, например: «бортовой тягач КАМАЗ-43114».

Сфера деятельности

Направления деятельности

ОАО «КАМАЗ» является предприятием полного цикла, объединяющим металлургическое, кузнечное, прессово-рамное, механосборочное, специального машиностроения и инструментального производства со всеми необходимыми объектами энергетического и вспомогательного назначения в составе 16-ти специализированных заводов на территории РФ и стран СНГ, из них 9 в Набережных Челнах.

Помимо разработки и производства предприятие занимается сервисным обслуживанием грузовых и легковых автомобилей, внутренней и внешней торговлей и другими видами деятельности.

Группа КАМАЗ

ОАО «КАМАЗ» имеет более 110 дочерних и зависимых предприятий, владеет долями в уставных капиталах еще более 50 различных фирм и предприятий. Вместе они образуют «Группу КАМАЗ»

В группу входят:

  • Автомобильный завод
  • ОАО «Камаз-Металлургия» Камский литейный завод (сейчас один из крупнейших в России [3] ) Камский кузнечный завод Камский автомеханический завод
  • ОАО «Камский прессово-рамный завод»
  • ОАО КАМАЗ-Дизель
  • ЗАО Ремдизель
  • ОАО "Торгово-финансовая компания «КАМАЗ»
  • ОАО «Нефтекамский автозавод» (НЕФАЗ)
  • ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ»
  • Дилерский центр «Автосила»
  • ОАО КамазТехОбслуживание
  • ООО «КАМАЗавтотехника»
  • ОАО Камазинструментспецмаш
  • ОАО "КИП «Мастер»
  • ООО «КАМАЗ-ФИНАНС»
  • ОАО «КАМАЗ-КАПИТАЛ»
  • Научно-технический центр «ОАО КАМАЗ»

Основные производственные мощности завода расположены в промышленной зоне Набережных Челнов. В Нефтекамске (Башкортостан) производятся автобусы.

Также имеется 7 зарубежных производственных мощностей в следующих странах:

География продаж автомобилей КАМАЗ и запасных частей стремительно расширяется за счет освоения новых рынков:

Объёмы производства

Группа компаний «КАМАЗ» — крупнейшая автомобильная корпорация Российской Федерации. ОАО «КАМАЗ» занимает 11-е место среди ведущих мировых производителей тяжелых грузовых автомобилей и 8-е место в мире по объемам выпуска дизельных двигателей [4] .

Уставный капитал «КАМАЗа» составляет 35,36 млрд рублей. В подразделениях и дочерних обществах ОАО «КАМАЗ» работает около 59 тысяч человек.

Производственные мощности подразделений и дочерних отделений с 1 января 2008 года [4] :

  • Грузовые автомобили — 71 тыс.;
  • Силовые агрегаты — 60 тыс.;
  • Автобусы — 1,5 тыс.

В 2007 году на экспорт отправлено 13,5 тыс. автомобилей (25,5 % от общего объёма выпуска). ОАО «КАМАЗ» — восьмикратный победитель конкурса «Лучший экспортер Российской Федерации».

Собственники и руководство

Акционеры завода по состоянию на декабрь 2008 года [5] :

  • 44,4 % контролирует компания «Тройка диалог» (в составе данного пакета включён опцион менеджмента),
  • 10 % принадлежит компании 2008 года),
  • 37,8 % акций принадлежит государству (этот пакет передаётся государственной корпорации «Ростехнологии»).

В то же время, у «КАМАЗа» имеется много мелких акционеров (свыше 76 тыс. физических лиц) [6]

В начале марта 2008 года был избран совет директоров КАМАЗа, в который вошли 15 человек, в том числе: [1]

  • Мэр города Набережные Челны — Ильдар Шафкатович Халиков,
  • Начальник управления Росимущества — Иван Викторович Аксёнов,
  • Генеральный директор государственной корпорации «Ростехнологии» Сергей Викторович Чемезов.

Экономические показатели деятельности

В 2005 году «КАМАЗ» продал 32 282 грузовых автомобиля на сумму 42,722 млрд рублей. Каждый четвёртый грузовик, сходящий с конвейера, уходил на экспорт. В 2006 году «КАМАЗ» произвёл 42,8 тыс. автомобилей, показав рост на 34 % [7] . Продажи автомобилей за этот период составили 43,34 тыс. автомобилей [8] .

По РСБУ выручка «Камаза» за 2006 год — 67,5 млрд руб., с чистой прибылью — 721,2 млн руб., а за I квартал 2007 года — 18,0 млрд руб., c чистой прибылью — 1 419,7 млн руб.

По МСФО выручка «Камаза» в 2006 году составила 71 млрд руб. ($2,8 млрд) и за год увеличилась на 39,8 %, чистая прибыль группы выросла в 1,5 раза до 4,14 млрд руб. ($165 млн). [9]

В 2007 году «КАМАЗ» отправил на экспорт более 13 000 грузовых автомобилей, а в 2008 году ОАО «КАМАЗ» планировал экспортировать 16 000 автомобилей и 3500 сборочных комплектов деталей для сборки автомобилей за рубежом.

21 ноября 2008 ОАО «КамАЗ» рассмотрело возможность создания сборочного производства на Кубе. Планируется, что объёмы производства там составит 500 автомобилей в год [10] .

До мирового кризиса за десять месяцев 2008 года предприятия группы ОАО «КАМАЗ» отгрузили своим потребителям товарной продукции на 79 млрд 150 млн рублей. Было выпущено и реализовано: 44 533 грузовых автомобилей (+3,0 % к 2007 году); 58 585 двигателей и силовых агрегатов (+12,3 % к 2007 году).

В октябре 2008 года реализовано было всего 2677 грузовых автомобиля КАМАЗ — на 46,6 % меньше, чем в августе (лучшем месяце года). С начала года на российском рынке предприятие реализовало 34 174 машин. Это больше аналогичного показателя предыдущего года на 8,0 % или 2525 единицы, но уже на 4208 тысячи меньше прогнозов бизнес-плана компании на этот период [11] .

История

Планирование

В 1960-х годах экономика СССР нуждалась в увеличении парка грузовых автомобилей, особенно современного типа с грузоподъёмностью от 8 до 20 тонн. Существующие автомобильные заводы эту потребность восполнить не могли.

В августе 1969 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли ряд документов, в том числе Постановление № 674 от 14 августа 1969 «О строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах Татарской АССР». Заводы должны были специализироваться на производстве только большегрузных автомобилей. Строительству заводов в данном месте способствовало месторасположение города — в центре страны, наличие судоходных рек Камы и Волги, близость железной дороги — позволяли обеспечить будущий автогигант строительными материалами, сырьём, оборудованием и комплектующими. По первоначальному проекту он должен был производить 150 тыс. большегрузных автомобилей и 250 тыс. двигателей в год.

Строительство заводов и города

Уже 13 декабря 1969 года экскаваторщик Михаил Носков вынул первый ковш земли на промышленной площадке будущего автогиганта на Каме. Строительно-монтажные работы начаты с февраля 1970 года и уже к концу года были уложены первые кубометры бетона в фундамент первенца КАМАЗа — Ремонтно-инструментального завода, а также корпуса серого и ковкого чугуна Литейного завода.

Темпы строительства комплекса заводов возростали. За 1970-1981 годы было освоено капитальных вложений на сумму 4,2 млрд руб. (в том числе на строительно-монтажные работы — 1,8 млрд руб) и введено основных производственных фондов на сумму 3,9 млрд руб. (что равно их стоимости на ЗИЛе, ГАЗе, ВАЗе, вместе взятых).

Общая развернутая площадь зданий и сооружений комплекса составила 3343 тыс.м² (на 1 января 1991 года достроено до 3826 тыс.м² или 81 % от проекта).

На заводах комплекса было установлено более 30 тыс. единиц самого современного технологического оборудования, в том числе производственных 20 тыс. единиц стоимостью свыше 2 млрд руб., из них половина была поставлена по импорту. Свыше 81 % составило оборудование, работающее по автоматическому и полуавтоматическому циклу, в том числе около 700 автоматических, поточно-механизированных и комплексно-механизированных линий. В оснащении КамАЗа приняли участие более 700 иностранных фирм из 19 стран Европы (СЭВ и Западной Европы), США, Канады, и Японии, 2000 заводов из 500 городов Советского Союза.

Параллельно шло строительство Нового города Набережных челнов. Первый 12-ти этажный жилой дом для первопроходцев КамАЗа был сдан в 1971 году. Планировалось увеличить население города в десятки раз — с чуть менее тридцати тысяч до полумиллиона человек. Это означало проведение своеобразного масштабного социального эксперимента — комфортабельное жильё, медицинские и учебные заведения, спортивные объекты и культурные учреждения, а также прилегающая инфраструктура возводились грандиозными темпами. До 40 тысяч человек ежегодно пополняли город в конце 1970-х-1980-х годах.

Проектирование и запуск производств

Технический проект КамАЗа был разработан институтом «Гипроавтопром» и проектным управлением КамАЗа совместно с ведущими предприятиями и организациями СССР: институтом «Промстройпроект» Госстроя СССР и «Гипродвигателем» (Ярославль).

Также, к проектированию отдельных производств были привлечены иностранные фирмы: «Свинделл — Дресслер» (Питсбург, США) — технологические и специальные части литейного завода, «Рено» (Франция) — проект завода двигателей, Штутгарт, ФРГ) — производство коробок перемены передач.

В 1974 году в экспериментальном цеху был собран первый двигатель. Через год по временной технологии начали сборку силовых агрегатов.

Выпуск автомобилей

Первый автомобиль КамАЗ сошёл с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 года. А в конце года 29 декабря министр автомобильной промышленности СССР В. Н. Поляков утвердил акт о вводе в эксплуатацию первой очереди Камского комплекса заводов по производству большегрузов, ранее подписанный государственной комиссией.

Утверждённый на год план (15 000 автомобилей) был выполнен досрочно — в октябре 1977 года (к 60-летию Великой Октябрьской революции), и перевыполнен за год почти на треть (22 000).

Уже в июне 1979 года с главного конвейера сходит 100000-ый грузовик. Рост производства на КамАЗе бьёт мировые рекорды и беспрецедентен для СССР.

В феврале 1981 года были сданы в эксплуатацию мощности второй очереди КамАЗа.

На десятом году производства (в 1987 году) была создана линия по производству малолитражных автомобилей «Ока». Первый автомобиль («Ока-ВАЗ-1111») был выпущен уже в 21 декабря (в 1994 году будет запущен целый Завод по производству малолитражных автомобилей «Ока»).

Городу Брежнев (с 1982 года) было возвращено прежнее название — Набережные Челны.

В 1988 году было проведено финансово-экономическое исследование деятельности предприятия. По подсчетам специалистов, с начала выпуска автомобилей «КамАЗ» Советский Союз получил только от их эксплуатации около 8 млрд руб. транспортной прибыли. То есть, за первые десять лет работы КамАЗ полностью оправдал все капиталовложения, связанные с его строительством [12] . Составляя треть грузового автопарка страны КамАЗы перевозили до двух третей всех грузов, перевозимых автотранспортом.

В 1990 году на базе заводов КамАЗа создаётся одно из первых акционерных обществ РСФСР и Советского Союза — ОАО «КАМАЗ».

Пожар 1993 года

14 апреля 1993 года начался пожар на Заводе двигателей КАМАЗа. Он охватил всё предприятие, уничтожив основной производственный корпус и сложнейшее технологическое оборудование. Завод двигателей был полностью разрушен.

Ущерб автомобильному производству России был огромен, при поддержке правительства Татарстана и Российской Федерации предприятию удалось постепенно восстановить мощности по выпуску 100 тыс. двигателей, а также ввести в эксплуатацию новейшее технологическое оборудование для производства силовых агрегатов. В декабре 1993 года завод двигателей снова начал выпускать продукцию.

КАМАЗ в 1990-х годах

В 1990-х годах в связи с общим спадом производства в России и финансовыми затруднениями, на заводах КАМАЗа сложилась неблагоприятная экономическая обстановка. Огромные мощности фактически простаивали, отчего, в первую очередь, страдало население города, так как КАМАЗ всегда являлся градообразующим предприятием.

К концу 1990-х усилиями руководства предприятия, при поддержке правительств России и Татарстана, удалось конвертировать долг объединения в размере 1 миллиард долларов США в акции предприятия, восстановить производство после пожара на заводе двигателей, освоить выпуск новых моделей грузовиков и выйти на режим безубыточности.

30 августа 1999 года с конвейера КАМАЗА сошёл 1600000-й большегруз. Завод двигателей произвёл к тому времени 2 миллиона дизельных двигателей.

В 2001 году КАМАЗ впервые за семь лет получил прибыль в 57 миллионов рублей [13] .

Современная деятельность

В 2005 году контрольный пакет акций ОАО «ЗМА» (завод малолитражных автомобилей, производивший легковые автомобили «Ока») был продан группе «Северсталь-Авто».

В 2006 году команда «КАМАЗ-мастер» победила во внедорожних ралли «Дакар» в седьмой раз (в пятый раз подряд). За повышение качества производства «КАМАЗ» (новые двигатели соотвествуют международным экологическим стандартам «Евро-3») — единственный из представителей машиностроительной области, получил в 2006 году Премию правительства РФ в области качества.

За 2007 год КАМАЗ выпустил 52650 грузовиков, 63200 двигателей и силовых агрегатов — это явилось рекордом последовавших после пожара лет. С конвейера сошёл 1,8-миллионный автмобиль (с начала производства 30 лет назад). Несмотря на недостаточное количество, но учитывая усложнение технологии производства и переход на новые стандарты было заявлено о достижении уровня загрузки производства автомобилей в советскую эпоху.

В этом же году на внешних рынках было реализовано рекордное за всю историю экспорта количество техники КАМАЗ — 13444 единицы. Указом Президента России генеральный директор ОАО «КАМАЗ» С. А. Когогин был награждён орденом Дружбы.

В 2008 году создан Машиностроительный образовательный кластер КАМАЗ-КГТУ(КАИ) — совместный проект ОАО «КАМАЗ» и КГТУ им. А. Н. Туполева, направленный на подготовку технических кадров для КАМАЗа.

КамАЗ (акроним от Ка́мский автомоби́льный заво́д), также ПАО «КАМАЗ» — российская компания, производитель дизельных грузовых автомобилей и дизелей, действующий с 1976 года. В настоящее время также выпускает автобусы, тракторы, комбайны, электроагрегаты, тепловые мини-электростанции и комплектующие. Основное производство расположено в городе Набережные Челны. Входит в состав госкорпорации «Ростех».

Раз уж вы указали тэг "история", смею предположить, что вам будет небезынтересно узнать некоторые подробности создания этого индустриального гиганта. Каждый третий грузовик СНГ — КамАЗ, эти неубиваемые источники копоти и убийственных выхлопов являются самым узнаваемым автомобильным брендом бывшего отечественного автопрома. Но с чего же всё началось?

Началось всё с того, что в стране, уже восстановившейся после войны, росло население, росли промышленное производство и уровень благосостояния, а вместе с ними в геометрической прогрессии возрастал и объём грузоперевозок. Стройки века, возведение гигантских индустриальных комплексов, освоение самых дальних закутков Сибири и Дальнего Востока, массовое строительство так называемых "хрущёвок" — всё требовало колоссального количества материалов, которые нужно было откуда-нибудь да везти. Стал ощущаться острый дефицит именно в надёжных и живучих грузовиках, способных служить верой-правдой в суровых условиях русского климата. И вот руководство страны в 1969 году принимает решение начать строительство завода. Место выбирали долго и тщательно. Совет Министров СССР во главе с Косыгиным хотели построить завод в Красноярском крае, а Министерство автомобильной промышленности — в Татарстане. И надо сказать, изначально управленческая верхушка склонялась больше к первому варианту: уже даже было подписано постановление СМ СССР о начале строительства завода под Красноярском. Всё решил случай и. фотография.

Возвращаясь с празднования 50-летия Белорусской СССР, Брежнев и 1-й секретарь Татарского обкома КПСС Фикрят Табеев ехали в одном вагоне и играли в домино. За игрой Табеев и озадачил вождя: что-дескать завод хотите китайцам подарить? В то время отношения с Поднебесной были такие же напряженные как сейчас с Америкой, поэтому нападения китайцев на наши южные рубежи нельзя было исключать. Леонид Ильич от ответа уклонился, но у Табеева был ещё один козырь в рукаве: кадры. В Татарии есть мощнейшая строительная база, специалисты, техника, опыт и всё, что нужно. Только прикажите и тут же строительство закипит.

Но всё должно было решить заседание Политбюро.

И вот на этом заседании как бы невзначай появилась фотография закладки символического первого камня завода в Набережных Челнах — постарался Табеев. "Что уж тут решать, татарстанцы всё за нас решили", — таков был вердикт 1-го заместителя Председателя СМ. А самому Косыгину даже и выступить не дали. Да и зачем? Какие аргументы способны ниспровергнуть преимущества Татарстана: средняя полоса, транспортный узел, взрощенные кадры, мощнейший строительный комплекс? Ничего подобного Красноярск предложить бы не смог точно.

Так в 1969 году было положено начало великой стройки. Наверное, каждый уголоу Советского Союза, каждый его гражданин работали на неё. Специалисты сотни ведомств денно и нощно трудились на Набережные Челны. Ведь построить завод — это полдела, ещё же обеспечить его будущих работников всем необходимым нужно. Город стал стремительно расти: новые дома, школы, объекты инфраструктуры. Каждый день более 100 000 человек работали на стройплощадке.

Но и это не всё. Нужно ещё было разработать сам грузовик, создать свой "дизель".

А это уже другая история. Скажу только, что первый грузовик вышёл в 1976 году — тот самый алый КамАЗ №0000001, один из 25, подаренных XXV съезду КПСС. Так родилась легенда.